Деньги
020253. Мой муж - офицер запаса. Уволен в 2004 г. по болезни: удалена почка (онкология). Инвалид 2-й группы. Заболевание получил в период несения службы. Выслуга - 32 года в льготном исчислении, 28 лет - календарных. Полагается ли ему в связи с этим прибавка к военной пенсии?
Согласно подп. "б" ст. 17 и ч. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I неработающим пенсионерам, являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, выплачивается надбавка к пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере двух третей, а на нетрудоспособного члена семьи, являющегося инвалидом III группы, - половины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости. Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовой или социальной пенсии. При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку к пенсии на нетрудоспособного члена семьи одному из членов семьи может быть назначена социальная пенсия либо начислена надбавка к пенсии на этого члена семьи.
Таким образом, надбавка к пенсии Вашего мужа в указанном выше размере может быть назначена только в том случае, если он не работает и имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи.
444444. Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации. Выслуга - 25 календарных лет. Уволен по состоянию здоровья. Воинское звание - "старший прапорщик". Положена ли мне оплата проезда в госпиталь или нет согласно приказу N 200 (2001 г.), а также госпитализация? Что для этого требуется?
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прапорщики, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, а также на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
В соответствии с п. 55 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200, прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы, воинские перевозочные документы выдаются для проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Перевозочные документы или денежные средства на проезд выдаются в установленном порядке в военных комиссариатах (п. 35 Руководства).
241503. 1. Имею ли я право на пересмотр моей пенсии с учетом классной квалификации и приложенных документов моего личного дела?
2. Принимал непосредственное участие в радиационной разведке атмосферы и пробоотборе радиоактивных продуктов в полетах над территорией КНР на самолете-лаборатории в период проведения ядерных взрывов на Китайском полигоне "Лобнор" в 1986 - 1992 гг. Имею ли я право на удостоверение "Ветеран особого риска"?
По первому вопросу.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы гражданам, включается:
- оклад по последней штатной должности;
- оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения;
- процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов;
- месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Как видно из указанных положений, классная квалификация, присвоенная военнослужащему, при исчислении размера пенсии не учитывается.
Возможно, Вы имели в виду увеличение окладов по определенным должностям военнослужащим, имеющим соответствующие квалификационные категории. Так, военнослужащим, увольняемым с должностей летного состава, имеющим соответствующие квалификационные категории, пенсии исчисляются из увеличенных окладов. Вы на это права на не имеете.
Основания для пересмотра пенсии установлены ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:", согласно которой пенсии, назначенные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру:
а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Данный перечень оснований является исчерпывающим, иных оснований для пересмотра пенсии действующим военно-пенсионным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, размер Вашей пенсии подлежит пересмотру только в случае возникновения одного из указанных оснований.
По второму вопросу.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска регламентируются Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 354. Согласно указанной Инструкции основанием для оформления и выдачи удостоверений "Участник действий подразделений особого риска" является непосредственное участие граждан в мероприятиях, определенных Критериями непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" от 11 декабря 1992 г. N 958.
Факт непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска устанавливается для каждого лица индивидуально Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в подразделениях особого риска, которая находится по адресу: 119160, Москва, в/часть 31600.
Для рассмотрения вопроса о возможности отнесения Вас к гражданам из подразделений особого риска Вы должны обратиться в военный комиссариат с заявлением, к которому приложить все имеющиеся у Вас документы, подтверждающие факт участия в испытаниях ядерного оружия или ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
195707. Подполковник, командир части. В августе 2001 г. назначен с должности с 19-м тарифным разрядом на равнозначную должность (с 19-м тарифным разрядом). В прежней должности находился 10 лет. 25 сентября 2001 г. часть переведена на новый штат и тарифные разряды, в результате у меня понизился тарифный разряд до 16-го (наименование должности и номер ВУС остались без изменений). Приказом командования с 12 февраля 2002 г. с моего согласия я переназначен на ту же должность, но с меньшим должностным окладом, должностные обязанности не изменились, "новую" должность не принимал. При увольнении с военной службы в звании подполковника с учетом какого из тарифных разрядов (16-го или 19-го) будет назначаться мне пенсия? По мнению сотрудников кадровой службы, при увольнении моя пенсия будет исчисляться исходя из 16-го тарифного разряда, а не с 19-го, так как на момент введения нового штата (снижение тарифного разряда) я находился в должности менее одного года.
В соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Таким образом, для исчисления пенсии за выслугу лет исходя из оклада по штатной должности, которую офицеры занимали до перевода, необходимо соблюдение следующих условий:
1) перевод должен быть осуществлен в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) прежнюю должность (до перевода) офицер должен занимать не менее одного года;
3) на день перевода офицер должен иметь выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет.
На должности с 19-м тарифным разрядом Вы прослужили, судя по информации, содержащейся в вопросе, более 10 лет. Затем с 25 сентября 2001 г. по 12 февраля 2002 г. (менее одного года) Вы проходили военную службу на должности с 16-м тарифным разрядом, после чего назначены на должность с еще меньшим разрядом (к сожалению, Вы не указываете, с каким именно). Поскольку в Вашем случае на день перевода в связи с организационно-штатными мероприятиями Вы занимали должность с 16-м тарифным разрядом менее одного года, одно из обязательных условий, дающих право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности, занимаемой до указанного перевода, не соблюдено. Таким образом, при увольнении с военной службы пенсия будет назначаться с учетом оклада по последней штатной воинской должности.
041040. Для расчета задолженности областного военного комиссариата по пенсиям опубликуйте данные об индексах потребительских цен, характеризующих уровень инфляции по Московской области за период с 1 января 1995 г. по настоящее время.
Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению Московской области за период с января 1995 г. по апрель 2007 г. (включительно) определены письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области от 1 июня 2007 г. N 11-1142/608.
Информация об индексах потребительских цен на товары
и платные услуги населению Московской области
(в % к предыдущему месяцу)
Месяц | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Январь | 117,00 | 105,00 | 101,80 | 102,17 | 108,57 | 101,70 | 103,34 | 103,21 | 101,57 | 101,52 | 104,71 | 102,60 | 101,77 |
Февраль | 112,40 | 102,30 | 101,16 | 100,87 | 103,65 | 101,26 | 102,49 | 101,67 | 102,11 | 101,01 | 101,06 | 101,27 | 100,92 |
Март | 107,00 | 103,00 | 101,07 | 100,93 | 102,90 | 101,06 | 102,19 | 101,09 | 100,99 | 101,00 | 100,82 | 101,38 | 100,33 |
Апрель | 105,80 | 101,80 | 100,98 | 100,22 | 102,84 | 101,28 | 102,42 | 101,60 | 101,03 | 101,67 | 101,33 | 100,56 | 100,89 |
Май | 108,60 | 100,60 | 101,08 | 101,01 | 103,24 | 101,72 | 102,52 | 101,94 | 101,34 | 100,74 | 100,51 | 100,42 | |
Июнь | 104,80 | 101,60 | 100,96 | 100,14 | 101,28 | 102,45 | 102,14 | 100,84 | 100,88 | 100,73 | 100,61 | 100,36 | |
Июль | 104,00 | 100,70 | 100,56 | 100,57 | 102,87 | 103,10 | 100,56 | 101,04 | 100,98 | 100,77 | 100,47 | 100,23 | |
Август | 103,50 | 98,60 | 98,93 | 102,88 | 101,40 | 100,78 | 99,90 | 100,13 | 99,85 | 100,43 | 100,07 | 100,23 | |
Сентябрь | 101,90 | 100,50 | 99,76 | 145,81 | 100,20 | 101,59 | 100,28 | 100,81 | 99,88 | 100,15 | 99,85 | 99,88 | |
Октябрь | 103,90 | 100,50 | 100,11 | 101,92 | 100,77 | 101,70 | 101,06 | 101,13 | 100,69 | 101,39 | 100,16 | 100,19 | |
Ноябрь | 103,90 | 101,70 | 100,35 | 102,79 | 101,13 | 101,76 | 101,52 | 101,80 | 100,74 | 101,04 | 100,49 | 100,41 | |
Декабрь | 102,30 | 101,00 | 100,56 | 109,49 | 101,12 | 101,49 | 101,48 | 101,25 | 101,08 | 101,18 | 100,78 | 100,52 | |
Итого за год |
205,24 | 118,58 | 107,54 | 182,48 | 134,09 | 121,83 | 121,76 | 117,78 | 111,70 | 112,26 | 111,33 | 108,31 |
333333. Военный стаж - 14,8 лет. Увольняюсь по возрасту. В 1983 г. был призван на сборы на целину. Формировались во Владимирской области, г. Ковров. В военном билете есть отметка о сборах 150 суток, в личном деле - нет. Входят ли сборы в стаж, и куда обратиться для решения данного вопроса?
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам засчитывается время их пребывания на военных сборах, но не ранее чем с 1 марта 1993 г.
Таким образом, поскольку Вы были призваны на сборы в 1983 г., время пребывания на них в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывается.
В данном случае при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста (45 лет) пребывания на военной службе, а также при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, Вы имеете право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
000001. Имеет ли право Смоленская или Московская прокуратура запретить Смоленскому областному военкомату (пенсионному отделу) выдавать пенсионерам "Справку-расчет" требуемого образца? Просим разъяснить или опубликовать расчет по недоплате пенсии (в том числе и для пенсионеров, прослуживших в режимных секретных частях, связанных с хранением и использованием ядерного оружия) в связи с увеличением должностного оклада военнослужащих на 25 % с 1 марта 1998 г. по 30 июня 2002 г. Я ушел на пенсию в 1998 г. с 9-го тарифного разряда, старший прапорщик, выслуга - 28 календарных лет; на тот момент моя пенсия составляла 150 руб. Должностной оклад на 1 марта 1998 г. равен 315 руб., процентная надбавка за выслугу лет - 40 %. Пенсия на 1 марта 1998 г. исчислена из расчета 74 % от сумм денежного содержания.
По первому вопросу.
Полномочия органов прокуратуры (в том числе военных прокуроров) определены Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и включают осуществление ими надзорных функций, проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. По результатам выявленных нарушений прокурор выносит представление об устранении нарушений закона.
Таким образом, направление военной прокуратурой в адрес военкомата представления об устранении выявленных нарушений в части наложения запрета выдавать пенсионерам "Справку-расчет" требуемого образца может иметь место только по результатам проведенной прокуратурой проверки и только в случае выявления нарушений должностными лицами военкомата норм действующего законодательства.
По второму вопросу.
Пенсии гражданам, уволенным с военной службы, исчисляются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, из сумм денежного довольствия, в состав которого включаются:
- оклад по последней штатной должности;
- оклад по воинскому или специальному званию (без учета повышения оклада за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), присвоенному ко дню увольнения;
- процентная надбавка за выслугу лет (исчисленная из этих окладов), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" от 7 декабря 1994 г. N 1349 Министерству обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 % за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии с данным Постановлением увеличенные оклады военнослужащим выплачивались до 1 марта 1998 г., а затем на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 г. N 61 указанная надбавка с 1 марта 1998 г. была включена в состав оклада по воинской должности.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" от 19 января 1999 г. N 72 с 1 января 1999 г. месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим были повышены в 1,62 раза (эти размеры должностных окладов действовали до 1 июля 2002 г.). При этом, подлежащие увеличению в 1,62 раза должностные оклады уже включали в себя рассмотренное выше 25%-ное повышение окладов. В связи с этим Ваше утверждение о том, что в период с 1 марта 1998 г. по 30 июня 2002 г. указанное 25%-ное повышение не было учтено при исчислении Вам пенсии, является необоснованным*(1).
Как следует из анализа судебной практики по данному вопросу, суды удовлетворяют требования военных пенсионеров по взысканию недополученной пенсии (с учетом 25%-ного повышения должностных окладов) только за период с 1 января 1995 г. по 1 марта 1998 г.
193847. Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил, полковник в отставке, возраст - 69 лет. Анализ законодательства 1982 - 1992 гг., произведенный по данным облвоенкомата и Сбербанка, подтверждает, что прибавка к окладу по воинской должности взамен продпайка в размере 20 руб. не отменялась и не учитывалась при перерасчете пенсии, особенно с 1992 г. На основании прилагаемого законодательства (Положение о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. N 98, Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих") прошу ответить: 1. Какой был период действия прибавки, и когда был изменен ее размер? 2. Каким путем можно взыскать недополученную часть пенсии?
В соответствии с подп. "а" п. 60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. N 98, пенсии, назначаемые военнослужащим офицерского состава, исчислялись из окладов денежного содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию, а не получавшим перед увольнением с действительной военной службы оклада по воинскому званию - из оклада денежного содержания по последней штатной должности. При назначении пенсии лицам офицерского состава, уволенным с действительной военной службы после установления выплаты прибавки к должностному окладу взамен продовольственного пайка, в расчет принимался оклад денежного содержания по штатной должности вместе с прибавкой.
В 1990 г. был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", в соответствии с которым пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям исчислялись из денежного довольствия этих военнослужащих. При этом, для исчисления им пенсий учитывались соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР.
Во исполнение указанного Закона СССР было принято Постановление Совета Министров СССР "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям" от 24 июля 1990 г. N 725. В соответствии с подп. "а" п. 2 указанного Постановления пенсии лицам офицерского состава исчислялись из оклада по последней штатной должности (включая прибавку взамен продовольственного пайка), оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов.
С 1 января 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в ст. 43 которого указано, что денежное в довольствие, учитываемое при исчислении пенсий военным пенсионерам, включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Таким образом, не совсем понятно, на чем основан Ваш вывод о том, что прибавка к окладу по воинской должности взамен продовольственного пайка (стоимость продовольственного пайка) не учитывалась при расчете размеров пенсий.
Если, тем не менее, Вы считаете, что пенсия в указанный период Вам выплачивалась в неполном объеме, Вы вправе обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд.
110924. Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации. Получаю пенсию за выслугу лет, назначенную по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. На основании какого документа с 1 августа 2005 г. была прекращена индексация минимального размера пенсии по старости, исходя из которого определяются размеры надбавки к пенсии и повышения пенсии, предусмотренные этим Законом, и что необходимо сделать для ее восстановления?
Ваше утверждение о том, что с 1 августа 2005 г. якобы прекращена индексация минимального размера пенсии по старости, не соответствует действительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные данным Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу" установлено, что индексация минимального размера пенсии по старости, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 22 января 2007 г. N 28, применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации. Данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2005 г.
В соответствии с указанными нормативными положениями установлены следующие коэффициенты индексации базовой части трудовой пенсии и минимального размера пенсии по старости, учитываемого при исчислении надбавок к военным пенсиям*(2):
Дата, с которой произво- дится индексация |
Коэффициент индексации |
Основание |
С 1 февраля 2002 года | 1,065 | Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2002 N 42 |
С 1 августа 2002 года | 1,09 | Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 535 |
С 1 февраля 2003 года | 1,06 | Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2003 N 47 |
С 1 августа 2003 года | 1,08 | Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2003 N 428 |
С 1 августа 2005 года | 1,06 | Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 419 |
С 1 апреля 2006 года | 1,085 | Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 165 |
С 1 апреля 2007 года | 1,075 | Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 N 181 |
194818. Указаниями начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации и начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации от 27 июля 2005 г. N 180/4/1663 и от 28 июля .2005 г. N 153/ФО 222 военным пенсионерам отменили выдачу ВПД для проезда в оздоровительные учреждения. Прошу:1) дать комментарии на предмет их законности; 2) разъяснить возможность получения ВПД на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Как следует из анализа законодательства по данному вопросу, граждане, уволенные с военной службы, вправе реализовать свое право на проезд на безвозмездной основе одним из следующих способов:
- путем получения в военном комиссариате воинских перевозочных документов (ВПД) с последующим представлением отчета об их использовании;
- путем получения в военном комиссариате аванса на приобретение проездных билетов с последующим отчетом о его расходовании;
- путем приобретения билетов за счет личных средств с последующим возмещением их стоимости военным комиссариатом.
К сожалению, в нашем распоряжении не имеется текстов упомянутых Вами указаний начальников Службы экономики и финансов и Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. По всей видимости, речь в них не идет о лишении военных пенсионеров права на проезд на безвозмездной основе к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а только об ограничении одной из перечисленных выше форм реализации данного права - выдачи ВПД.
Порядок оформления, учета и хранения воинских перевозочных документов, снабжения ими воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также порядок выдачи и использования воинских перевозочных документов, оформляемых для проезда и перевозки личного имущества определены Руководством утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200. Согласно п. 2 указанного Руководства, воинские перевозочные документы выдаются гражданам, уволенным с военной службы, имеющим на это право, на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования. ВПД или денежные средства на проезд в установленном порядке выдаются в военных комиссариатах (п. 35 Руководства).
Упомянутые Вами указания начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации и начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации об отмене выдачи гражданам, уволенным с военной службы, ВПД для проезда в оздоровительные учреждения имеют меньшую юридическую силу, чем приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200, поэтому их применение может быть обжаловано Вами в судебном порядке.
193847. Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, ветеран Вооруженных Сил, полковник в отставке, возраст - 69 лет. Инвалид II группы. В журнале N 3 за 2007 г. опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 28. Прошу разъяснить: 1) возможность получения невыплаченной части пенсии с 1 августа 2005 г.; 2) применительно к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I какие составляющие пенсии (оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу, МСПП) следует понимать под базовой частью трудовой пенсии? Пояснить на примере.
По первому вопросу.
Непонятно, на чем основан Ваш вывод о том, что в период с 1 августа 2005 г. Вам не выплачивалась часть пенсии. По всей видимости, Вас ввела в заблуждение норма, согласно которой действие Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу" от 22 января 2007 г. N 28 распространяется на правоотношения, возникшие после 1 августа 2005 г.
Ошибочность Вашего вывода подтверждается тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I с 1 января 2002 г. минимальные размеры военных пенсий, надбавки к пенсиям и повышения военных пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Размеры индексации периодически пересматриваются Правительством Российской Федерации (см. таблицу в ответе на вопрос N 110924). В период с 1 августа 2005 г. по настоящее время индексация проводилась трижды (с 1 августа 2005 г., с 1 апреля 2006 г. и с 1 апреля 2007 г.), и соответственно трижды с указанных сроков на величину индексации пересматривались размеры надбавок к военным пенсиям, повышений и увеличений военных пенсий. Поэтому постановка вопроса о невыплаченной в указанный период части пенсии является неправомерной.
По второму вопросу.
Понятие "базовая часть трудовой пенсии" в военно-пенсионных отношениях, регулируемых Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:", не применяется.
238238 (N 1). Офицер запаса, выслуга - 29 лет, 1958 г.р., военный пенсионер. Работаю в гражданской организации, имею страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Когда и как могу воспользоваться этими средствами, каким документом это установлено или что решается по этому вопросу?
В настоящее время действующим военно-пенсионным законодательством России не предусмотрено получение гражданами, уволенными с военной службы, одновременно двух пенсий: за выслугу лет (по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:") и трудовой пенсии (по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ).
Воспользоваться Вашими накоплениями на лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации (т.е. правом на получение трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") можно только при соблюдении двух условий: 1) при достижении общего пенсионного возраста (60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин); 2) при отказе бывшего военнослужащего от "военной" пенсии.
Следует отметить, что в соответствии с разъяснениями Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенными в письме "О праве военнослужащих на трудовую пенсию" от 27 мая 2004 г. N ГБ-25-25/5735, при отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой и накопительной частей.
Данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. В определении от 11 мая 2006 г. N 187-О Конституционный суд Российской Федерации пришел к выводу, что взаимосвязанные нормативные положения пп. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и абз. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им, наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (чч. 1 и 2), ст. 39 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации потребовал от федерального законодателя предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо "военной" пенсии, также и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок до 1 января 2007 г. Помимо других законодательных актов, соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены и в ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:".
Законопроект по данному вопросу разработан и находится в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе. С его принятием военные пенсионеры приобретут право на получение, наряду с военной пенсией, и заработанной ими после увольнения с военной службы трудовой пенсии.
238238 (N 2). Офицер запаса. С 1997 г. ветеран военной службы.
1. Каким документом определен статус "Ветеран военной службы" после принятия Закона "О монетизации льгот:" N 122-ФЗ, которым отменены ст. 22 и ст. 23 Федерального закона "О ветеранах"?
2. Какие льготы в настоящее время установлены для ветеранов военной службы, и с какого времени наступает право на них?
3. Когда ветеранов военной службы переведут на федеральный уровень?
Статус ветерана военной службы определен Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Согласно ст. 5 указанного Закона ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, созданных в соответствии с Уставом СНГ, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ст. 22 Федерального закона "О ветеранах", определявшая меры социальной защиты ветеранов труда, претерпела существенные изменения, а ст. 23, устанавливавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, признана утратившей силу.
Таким образом, ныне действующая редакция Федерального закона "О ветеранах", сохранив категорию ветерана военной службы, в то же время не содержит правовых норм о каких-либо мерах их социальной поддержки.
Согласно действующей редакции ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку до 1 января 2005 г. ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательные акты по данному вопросу приняты практически во всех субъектах Российской Федерации.
Что касается вопроса о том, когда ветераны военной службы будут возведены в ранг федеральных льготников, то, к сожалению, такой информацией мы не располагаем.
131313. Пенсионер - подполковник в отставке. Выслуга - 23 года (21 - служба в Советской Армии и 2 года учебы в гражданском вузе, МАИ). При начислении пенсии за выслугу лет считают по-разному. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется за 21 год (55 %). Размер пенсии устанавливается за 23 года (59 %). Правильно ли это?
Да, правильно, никакой ошибки здесь нет. Дело в том, что "выслуга лет для назначения пенсии" и "выслуга лет для исчисления надбавки за выслугу лет" - это два совершенно разных понятия, и их нельзя смешивать.
В соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения с военной службы выслугу на военной службе 20 лет и более.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, уволенным с военной службы, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 вышеназванного Закона). В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий согласно п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу:"офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.
Именно в соответствии с указанными нормативными требованиями Вам в выслугу лет для назначения пенсии засчитаны, наряду с военной службой, два года учебы в МАИ - всего 23 года.
Что касается процентной надбавки за выслугу лет, учитываемой при определении размера военной пенсии, то здесь применяется иной порядок ее исчисления. Согласно Правилам исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, в выслугу лет для определения размера указанной надбавки включается только военная служба и служба в правоохранительных органах. Периоды учебы в гражданских образовательных учреждениях в указанную выслугу не включаются. Поэтому в Вашем случае при определении размера процентной надбавки за выслугу лет, учитываемой при определении размера Вашей пенсии, учитывается только 21 год Вашей военной службы.
О.В. Шикалова
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно см.: Шикалова О.В. Как взыскать недополученную пенсию? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 4.
*(2) Более подробно см.: Корякин В.М., Шикалова О.В. Некоторые вопросы правового регулирования индексации военных пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Деньги
Автор
О.В. Шикалова
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 10