И вновь о статусе писем Минфина
В девятом номере нашего журнала мы рассказывали об одном из нашумевших писем Минфина России*(1). В нем говорилось о том, как следует применять те или иные частные разъяснения финансового ведомства. И вот к этому разговору подключилось ФНС России. Налоговая служба выпустила письмо, в котором, по сути, даются указания инспекциям, касающиеся использования в работе тех или иных официальных разъяснений финансистов*(2).
Минфин обязан ответить компании в течение двух месяцев с момента поступления запроса.
Прежде всего, напомним о самой проблеме. Как известно, любая компания может обратиться в Минфин с тем или иным вопросом. Разумеется, речь идет о тех из них, которые касаются налогов. Их множество. Нужно ли платить НДС в какой-то конкретной ситуации? Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль компании затраты на покупку микроволновки? Нужно ли облагать налогом на доходы суточные по командировке, которые выплачены сверх установленных норм? Наболевших бухгалтерских вопросов огромное количество.
Ждем ответа
Министерство обязано на такие вопросы отвечать. Ответы минфиновцев выходят в виде писем, в которых есть дата и регистрационный номер. Обязана ли компания руководствоваться полученным разъяснением финансистов? Минфин считает, что нет. Оно и понятно. Подобные документы не являются нормативно-правовыми, то есть обязательными для применения. Причин этому несколько.
Во-первых, любой "обязательный" документ должен проходить регистрацию в Минюсте России. Как известно, письма Минфина России такую регистрацию не проходят и не направляются в Минюст в принципе. Кроме того, нормативно-правовые документы должны быть официально опубликованы в Российской газете и Бюллетене федеральных органов исполнительной власти. Как известно, в этих изданиях письма финансистов не публикуются. Они, безусловно, периодически появляются в прессе. Но эти издания официальными публикаторами не являются. Выводы, которые можно сделать из этого, есть в Указе Президента (см. стр. 35).
Из документа
<...>
В письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 до ФНС России была доведена информация о том, что положения писем Минфина России, изданных в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. "..."
Письмо ФНС России от 14.09.2007 г. N ШС-6-18/716@
Кроме того, издание любым ведомством нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм вообще не допускается*(3).
Эту позицию и изложили специалисты Минфина России. По мнению ведомства, его разъяснительные письма "имеют информационно-разъяснительный характер" и должны применяться "наряду с иными публикациями специалистов в этой области". Кроме того, они никоим образом "не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства ... в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России".
Из документа
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, "...", не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. "..."
Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763
Но это еще не все...
Однако, не все так просто. Во-первых, подобные разъяснения могут освободить компанию от налоговой ответственности. Конечно, при условии, что рассчитывая тот или иной налог она ими руководствовалась. Причем, верна точка зрения Минфина или нет, не важно. Конечно, если в результате налог был недоплачен, его взыщут. Однако, оштрафовать компанию или взыскать с нее пени налоговые инспекторы не смогут. Главное, чтобы то или иное разъяснение было направлено непосредственно компании. То есть она должна получить ответ именно на свой вопрос, а не пользоваться чужими разъяснениями (в этом случае спор с проверяющими на предмет штрафа неизбежен). Подробно об этом написано в девятом номере нашего журнала.
А должны ли руководствоваться такими разъяснениями сами налоговые инспекторы? Ответ на данный вопрос положительный. Это следует из письма как Минфина, так и Федеральной налоговой службы. Перейдем к основным положениям письма уже ФНС России (которое, к слову сказать, также не является нормативно-правовым документом). Как явствует из данного письма, минфиновские разъяснения налоговые инспектора применять обязаны. Но при одном условии: они должны быть адресованы непосредственно ФНС России. То есть по сути это ответы министерства на запросы самой налоговой службы. Причем подобная обязанность инспекторов прямо установлена Налоговым кодексом.
Из документа
1. Налоговые органы обязаны:
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; "..."
Налоговый кодекс РФ
Из всего этого можно сделать простой вывод. Если вы не хотите спорить с проверяющими, то вам можно взять на вооружение те письма Минфина, которые направлены в адрес налоговиков.
Порядок применения разъяснений Минфина России
Разъяснения Минфина России |
| |
/--------------------\ /--------------------\
|Направлены непосред-| |Адресованы непосред-|
|ственно компании | |ственно ФНС России |
\--------------------/ \--------------------/
| |
/--------------------\ /--------------------\ /--------------------\
|Освобождают компанию| |Налоговые инспекторы| |Во избежание споров|
|от штрафов и пеней | |обязаны ими руковод-|----|с контролерами ком-|
| | |ствоваться | |пании должны исполь-|
| | | | |зовать именно их |
\--------------------/ \--------------------/ \--------------------/
В. Верещака,
главный редактор издательства
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
*(2) письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@
*(3) п. 2 Правил, утв. Пост. Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.