г. Саратов |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А12-19131/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596 ИНН 3444051210 г.Волгоград),
прокуратуры Волгоградской области (ОГРН 1033400323560 ИНН 3444048120 г.Волгоград),
общества с ограниченной ответственностью "Радоница" (ОГРН 1023404292603 ИНН 3447018490 г.Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 по делу N А12-19131/2011 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда (ОГРН 1023403444790 ИНН 3444080557 г.Волгоград),
закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" (ОГРН 1023402986804 ИНН 3443033890 г.Волгоград),
общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (ОГРН 1023402984637 ИНН 3443001143 г.Волгоград)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596 ИНН 3444051210 г.Волгоград)
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа,
заинтересованные лица:
Департамент здравоохранения администрации Волгограда (ОГРН 1023403450630 ИНН 3434000601 г.Волгоград),
временно исполняющий полномочия главы Волгограда (г.Волгоград),
общество с ограниченной ответственностью "Радоница" (ОГРН 1023404292603 ИНН 3447018490 г.Волгоград),
общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память" (ОГРН 1053443003778 ИНН 3443063301 г.Волгоград),
администрация Волгограда (ОГРН 1023403433822 ИНН 3444059139 г.Волгоград),
при участии прокуратуры Волгоградской области (ОГРН 1033400323560 ИНН 3444048120 г.Волгоград),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Моисеев С.В. по доверенности от 09.01.2013 N 01-03/37-09,
от Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда - Князев В.С. по доверенности от 24.06.2012 N 05х106-01 от 24.06.2012,
от закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" - Резвяков А.В. по доверенности от 01.03.2012 N 5,
в отсутствие представителей прокуратуры Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Радоница", общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память", Департамента здравоохранения администрации Волгограда, временно исполняющего полномочия главы Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", администрации Волгограда, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган) от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 о нарушении антимонопольного законодательства, предписания от 22.06.2011.
21.10.2011 определением арбитражного суда Волгоградской области заявление Департамента принято к производству, возбуждено производство по делу N А12-19131/2011.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (далее - ООО "Специализированное предприятие "Память") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене решения антимонопольного органа от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2011 заявление ООО "Специализированное предприятие "Память" принято к производству, возбуждено производство по делу N А12-19626/2011.
Закрытое акционерное общество "Ритуальное предприятие "Память" (далее - ЗАО "Ритуальное предприятие "Память") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения комиссии антимонопольного органа от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/544 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания комиссии антимонопольного органа от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/544, о признании недействительными решения комиссии антимонопольного органа от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 о нарушении антимонопольного законодательства и предписание комиссии антимонопольного органа от 22.06.2011 по делу N10-01-15-03/545.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 27.10.2011 заявление ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" принято к производству, возбуждено производство по делу N А12-19709/2011.
Определением от 08.11.2011 по делу N А12-19709/2011 выделено в отдельное производство требование ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" о признании недействительными решения комиссии антимонопольного органа от 22.06.2011 по делу N 10-01-15-03/545 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания. Делу присвоен номер А12-20808/2011.
Определением от 08.11.2011 дела по заявлениям Департамента, ЗАО "Ритуальное предприятие Память", ООО "Специализированное предприятие Память" объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера дела А12-19131/2011.
ООО "Специализированное предприятие "Память" уточняло предмет заявленных требований, ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" дополняло основания заявленного требования.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 требования заявителей удовлетворены. Решение антимонопольного органа от 26.09.2011 по делу N 10-01-15-03/545, предписание от 26.09.2011 N 10-01-15-03/545 признаны недействительными.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 решение арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 по делу А12-19131/2011 оставлено без изменения.
23.08.2012 постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 по делу А12-19131/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области.
Суд кассационной инстанции отметил, что при новом рассмотрении суду первой инстанции следует разрешить спор с учетом выводов суда кассационной инстанции, установить нарушают ли оспариваемые ненормативные акты права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и экономической деятельности, рассмотреть заявленные требования по существу, разрешить вопрос между сторонами по распределению расходов по оплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 признаны недействительными решение антимонопольного органа от 26.09.2011 по делу N 10-01-15-03/545, предписание от 26.09.2011 N 10-01-15-03/545 как не соответствующие положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
С антимонопольного органа в пользу ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память" взысканы 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Прокуратура Волгоградской области не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память" по тем основаниям, что антимонопольный орган доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия решения и предписания, а также доказал факт ограничения конкуренции на товарных рынках ритуальных услуг принятием Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113.
Антимонопольный орган не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по тем основаниям, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке ритуальных услуг в Волгограде, а также, что заключение экспертов, специалистов, проведение опросов потребителей ритуальных услуг как потенциальных, так и фактических заинтересованных лиц не являются обязательным элементом доказательств ограничений конкуренции, заявители не доказали каким образом оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, принятие Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 создало преимущественные условия для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г.Волгограде.
ООО "Радоница" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по тем основаниям, что у антимонопольного органа отсутствовали основаниям для проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке ритуальных услуг в г.Волгограде, отмена постановления от 24.01.2007 N 113 не может повлечь ухудшение работы Департамента, отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов заявителей решением и предписанием антимонопольного органа, первый пункт постановления от 24.01.2007 N 113 принят Администрацией с нарушением действующего законодательства, антимонопольный орган доказал, что изменение условий по организации похорон по погребению является воздействием специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде на общие условия обращения ритуальных услуг в Волгограде.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей прокуратуры Волгоградской области, ООО "Радоница", ООО "Специализированное предприятие "Память", Департамента здравоохранения администрации Волгограда, временно исполняющего полномочия главы Волгограда, ООО "Совместное предприятие "Память", администрации Волгограда, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.01.2007 администрацией Волгограда (далее - Администрация) принято постановление N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде".
08.12.2010 антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с поступившим заявлением от ООО "Радоница" от 14.10.2009 N 19, в котором ООО "Радоница" сообщило, что постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" заставляет врачей муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" рекламировать специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 22.06.2011 принято решение о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган в решении указал, что нарушение выразилось в принятии Администрацией 24.01.2007 постановления N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде", применение которого привело к ограничению конкуренции на рынках ритуальных услуг в городе Волгограде путём создания для специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде условий по использованию информации обо всех фактах смерти граждан, поступающей к ним от муниципальных медицинских учреждений Волгограда через созданный специализированными службами круглосуточный городской специализированный информационный центр по организации перевозки тел умерших в Волгограде, для направления первыми заказчикам предложений о заключении договора на оказание услуг по организации похорон по погребению, а также путём создания условий для расширения возможностей для рекламирования специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде и реализуемых ими ритуальных услуг.
На основании решения антимонопольный орган выдал предписание от 26.09.2011 N 10-01-15-03/545, которым на Администрацию была возложена обязанность по устранению нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отменить постановление Администрации от 24.01.2007 N113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" или внести изменения, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Департамент, ООО "Специализированное предприятие "Память", ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" посчитали указанные решение и предписания антимонопольного органа не соответствующими законодательству, нарушающими их права и законные интересы, в связи с чем обратились в суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют Закону о защите конкуренции.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Суд первой инстанции установил, что решение и предписание принято антимонопольным органом в пределах предоставленной законом компетенции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно решению антимонопольного органа от 22.06.2011 Администрацией допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в принятии Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде", применение которого привело к ограничению конкуренции на рынках ритуальных услуг в городе Волгограде путем создания для специализированных служб по вопросам похоронного дела в г.Волгограде условий по использованию информации обо всех фактах смерти граждан, поступающей к ним от муниципальных медицинских учреждений Волгограда через созданный специализированными службами круглосуточный городской специализированный информационный центр по организации перевозки тел умерших в г.Волгограде, для направления первыми заказчикам предложений о заключении договора на оказание услуг по организации похорон по погребению, а также путём создания условий для расширения возможностей для рекламирования специализированных служб по вопросам похоронного дела в г.Волгограде и реализуемых ими ритуальных услуг.
Принятие Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113 привело к ограничению конкуренции на рынках ритуальных услуг в г.Волгограде. Администрация, реализовав свои полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), тем самым нарушила статью 15 Закона о защите конкуренции, так как применение указанного постановления привело к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг. В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Ограничение конкуренции антимонопольный орган усмотрел в создании для специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде условий по использованию информации обо всех фактах смерти граждан, поступающей к ним от муниципальных медицинских учреждений Волгограда через созданный специализированными службами круглосуточный городской специализированный информационный центр по организации перевозки тел умерших в Волгограде, для направления первыми заказчикам предложений о заключении договора на оказание услуг по организации похорон по погребению, а также путем создания условий для расширения возможностей для рекламирования специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде и реализуемых ими ритуальных услуг.
Из текста постановления от 24.01.2007 N 113 не усматривается создание или возможность создания указанных антимонопольным органом условий, которые противоречили бы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Из пунктов 1 и 2 резолютивной части решения и его мотивировочной части суд первой инстанции усмотрел противоречие по объему положений постановления от 24.01.2007 N 113, нарушающих часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В пункте 1 резолютивной части решения указывается на ограничение конкуренции последствиями применения постановления от 24.01.2007 N 113 в целом, а пунктом 2 этого решения предписывается обязанность Администрации устранить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены постановления от 24.01.2007 N 113 полностью или внесением изменений, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Мотивировочная часть решения антимонопольного органа не содержит указание на конкретные положения постановления от 24.01.2007 N 113, нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Мотивировочная часть решения не обосновывает ограничение конкуренции именно конкретными пунктами постановления от 24.01.2007 N 113, в связи с чем данное обстоятельство создает неопределенность в вопросе об объеме нарушения и самом факте нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в принятии постановления от 24.01.2007 N 113.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение антимонопольного органа не содержит обоснование и вывод комиссии антимонопольного органа о наличии конкретных норм постановления администрации N 113 от 24.01.2007, которые ограничивают конкуренцию и направлены на её ограничение.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 10-01-15-03/545 антимонопольным органом не предприняты меры к определению установленных законом общих признаков ограничении конкуренции. Решение не содержит мотивации отказа от установления наличия общих признаков ограничения конкуренции.
Признаком ограничения конкуренции антимонопольный орган определил как иное обстоятельство, при котором создается возможность городских специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде воздействовать на общие условия обращения ритуальных услуг в Волгограде, а именно изменить условия заключения договора на оказание услуг по организации похорон по погребению (абзац 2 лист 39 решения от 22.06.2011).
По мнению антимонопольного органа таким обстоятельством является возможность незамедлительного получения информации городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде через городской специализированный информационный центр обо всех фактах смерти вместе с информацией о заказчике, его местонахождении и номере телефона, по которому с ним можно связаться, с момента возникновения у него потребности в организации похорон, что создает возможность первым обратиться к заказчику с предложением о заключении договора.
Из решения не усматривается как именно изменяются условия заключения договора на оказание услуг по организации похорон и по погребению, и какие условия данного договора изменяются в результате получения городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела возможности незамедлительного получения информации обо всех фактах смерти вместе с информацией о заказчике, его местонахождении и номере телефона.
Антимонопольным органом не предоставлено доказательств того, что изменение условий заключения договора на оказание услуг по организации похорон по погребению является воздействием специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде на общие условия обращения ритуальных услуг в Волгограде, а соответственно, и признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возможность специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде воздействовать на общие условия обращения товара на рынках ритуальных услуг Волгограда не доказана антимонопольным органом. Возможность первым обратиться к заказчику с предложением о заключении договора не может свидетельствовать об автоматическом воздействии специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде на общие условия обращения ритуальных услуг на данном товарном рынке, так как за потребителем остается право выбора исполнителя услуг и продавца товара. Ограничение конкуренции может быть определено в совокупности с иными признаками, установленными пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом не предпринято попыток установить наличие иных признаков ограничения конкуренции, установленных пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, так как возможность воздействия специализированных служб на общие условия обращения ритуальных услуг в Волгограде не следует из решения антимонопольного органа.
В решении антимонопольного органа по делу N 10-01-15-03/545 усматривается неопределенность антимонопольного органа в определении момента и субъекта изменения общих условий обращения ритуальных услуг в Волгограде.
Согласно решению антимонопольного органа изменение общих условий обращения товара произошло в момент принятия Администрацией постановления от 24.01.2007 N 113, однако изменение общих условий обращения ритуальных услуг в Волгограде, как признак ограничения конкуренции, вменяется специализированным службам по вопросам похоронного дела в Волгограде уже после принятия постановления, а не именно Администрации Волгограда, которая по мнению антимонопольного органа, изменила общие условия обращения ритуальных услуг.
Антимонопольный орган определил общие условия обращения товара на рынке ритуальных услуг на территории Волгограда, а именно: непродолжительность времени, в течение которого заказчик желает решить вопрос по организации похорон умершего; поиск потребителем информации о товаре (услуге) и продавцах товара (исполнителях услуги) и последующий за ним выбор товара (услуги), его продавца (исполнителя услуги), отсутствие информации у продавца (исполнителя услуги) о покупателе (заказчике), его местонахождения и способах с ним связаться в момент возникновения у него потребности в товаре (услуге) - до принятия приказа N 179 от 11.04.2007, обращение с предложением о заключении договора следовало от заказчика, а не от продавца (исполнителя) - до принятия приказа N179 от 11.04.2007.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что антимонопольным органом не доказана обоснованность определения им общих условий обращений товара на товарных рынках ритуальных услуг.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, ограничение конкуренции по признакам, указанным в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, может иметь место в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в пределах одного рынка товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
На основании пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в том числе утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Согласно части 4.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.12.2006 N 324 (далее - Положение), территориальный орган в том числе обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В силу прямого указания Закона о защите конкуренции в полномочия Федеральной антимонопольной службы России входит, в том числе и полномочия по утверждению порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, следовательно, проведение анализа состоянии конкуренции в целях выявления случаев ограничения конкуренции является обязательным.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выводы антимонопольного органа об условиях обращения товара на данном товарном рынке сделаны без формирования какой-либо доказательственной базы (заключение экспертов, специалистов, проведения опросов потребителей ритуальных услуг как потенциальных, так и фактических заинтересованных лиц и т.д.).
Таким образом, возможность специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде воздействовать на общие условия товара на рынках ритуальных услуг Волгограда антимонопольным органом не доказана.
Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке ритуальных услуг антимонопольным органом не проводился, выводы об условиях обращения товара на данном товарном рынке в оспариваемом решении сделаны безосновательно.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности антимонопольным органом обстоятельств установления общих условий обращения товара на товарном рынке ритуальных услуг в Волгограде.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация функции по медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи. Аналогичная норма содержится в пункте 15 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгоград.
На основании пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгоград к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно подпункту 13 пункта 7 статьи 39 Устава города-героя Волгограда Администрация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового и трудового обслуживания населения Волгограда обладает полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Издавая указанное постановление, Администрация действовала в пределах предоставленных полномочий.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у антимонопольного органа не имелось оснований для принятия решения и предписания по делу N 10-01-15-03/545.
Антимонопольный орган не исследовал юридически значимые действительные либо возможные последствия по факту создания административного барьера и не дал им оценки как негативным в отношении правильно определенного товарного рынка, опираясь на требующие установления фактические обстоятельства.
Суд первой инстанции правомерно принял довод Департамента о нарушении его прав и законных интересов принятым антимонопольным органом решением и выданным предписанием.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N 15/446, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда в целях реализации своих полномочий, предусмотренных Решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N 15/446, в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N47/1124 "О Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде" организовал путем заключения хозяйственного договора, за счет средств бюджета Волгограда, перевозку (доставку) тел умерших в отделения судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро.
Функции контроля и ответственности за деятельностью городского специализированного информационного центра обеспечиваются Департаментом как отраслевым подразделением Администрации, уполномоченным в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения как одного из вопросов местного значения городского округа в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1.1 Положения о Департаменте.
Согласно пункту 1.1. Постановления Администрации от 28.04.2003 N 505 "О похоронном деле в Волгограде" заявки на перевозку умерших (погибших) из жилых помещений, лечебных учреждений, с мест происшествий и т.п. круглосуточно принимаются диспетчером специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Департамент осуществляет организацию ритуальных услуг, в том числе и по предоставлению гражданам услуг по перевозке (доставки) тел умерших в отделения судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро, и сможет осуществлять их реализацию только в случае, если будет обладать всей информацией по фактам всех смертей, которая может сосредотачиваться в созданном специализированном центре и передаваться организациям, осуществляющим перевозку тел умерших (погибших).
Таким образом, возложение обязанности на работников станции скорой медицинской помощи o всех фактах смерти граждан, посредством принятия постановления от 24.01.2007 N 113 "О создании круглосуточного городского специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде" является способом гарантированно, своевременно обеспечить перевозку тел умерших (погибших) за счет средств бюджета Волгограда, направленных на эти цели, а также обеспечивать, в первую очередь, реализацию прав граждан на предоставление данной услуги безвозмездно.
С учетом вышеизложенного постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 направлено на решение вопроса местного значения, целью которого является оптимизация организации деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Отмена постановления от 24.01.2007 N 113 или внесение в него изменений может повлечь ухудшение работы Департамента в сфере реализации прав жителей на обеспечение своевременной перевозки тел умерших работы в отделения судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро, а так же повлечет его противоречие с другими нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми перевозка тел умерших может осуществляться специализированными службами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решением антимонопольного органа нарушаются права и охраняемые законом интересы юридического лица в сфере экономической деятельности - ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память".
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память" являются специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде, созданными для осуществления и исполнения возложенных на них задач установленных Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и реализации Администрацией вопросов местного значения.
На специализированные службы по вопросам похоронного дела данным законом возложен ряд обязанностей в сфере оказания ритуальных услуг гражданам. Организация оказания ритуальных услуг является вопросом органов местного самоуправления.
Деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с обязанностью Администрации организовать оказание ритуальных услуг на территории Волгограда возникла необходимость организовать сбор информации об умерших (погибших) гражданах с целью последующей перевозки тел покойных, в связи с чем Администрацией принято постановление от 24.01.2007 N 113, в соответствии с которым специализированные службы реализовали свое право на создание круглосуточного специализированного городского центра и выполнение обязанности по перевозке тел умерших.
Между ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и Департаментом 30.09.2002 заключен договор N 12 на осуществление погребения граждан. Предметом данного договора, в том числе является и доставка (перевозка) умерших (погибших) в морг судебно-медицинской экспертизы и отделения патологоанатомических бюро.
24.01.2007 Администрацией принято постановление N 113, которым был организован круглосуточный городской специализированный центр с целью систематизированного сбора информации и передачи специализированным службам информации о необходимости перевозки тел умерших (погибших) граждан.
С учетом вышеизложенного у ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", как и у контрактного перевозчика, и у ООО "Специализированное предприятие "Память", как у специализированной службы, которые выполняют услуги по перевозке тел умерших, имеется право получать своевременную и полную информацию об умерших.
Отмена или изменение постановления Администрации от 24.01.2007 N 113 может привести к нарушению прав и законных интересов заявителей - ООО "Специализированное предприятие "Память", ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" как специальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.
В соответствии со статьями 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" правовое регулирование организации похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления в целях возможности достижения задач и исполнения обязанностей специализированных служб по вопросам похоронного дела, в связи с чем реализуется потребность специализированных служб по вопросам похоронного дела в правовом регулировании данного вопроса, так как создание круглосуточного информационного центра по сбору информации продиктовано объективными причинами и влияет на качество, сроки выполнения возложенных на специализированные службы задач городского значения.
Постановление Администрации от 24.01.2007 N 113 является частью правового регулирования организации похоронного дела на территории г.Волгограда.
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память" в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязаны оказывать все услуги по погребению, в том числе и предусмотренные гарантированным перечнем услуг по погребению, то есть являются хозяйствующими субъектами в соответствии с Законом о защите конкуренции, осуществляющими экономическую деятельность.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отмена или изменение постановления Администрации от 24.01.2007 N 113 затронет правовое регулирование организации деятельности специализированных служб по перевозке тел умерших.
Таким образом, в настоящем деле нарушены законные интересы ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и ООО "Специализированное предприятие "Память" в сфере правового регулирования деятельности специализированных служб в части получения достоверной и своевременной информации для перевозки тел умерших, решением и предписанием нарушаются права заявителей как хозяйствующих субъектов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют погребение умерших и оказание услуг по погребению.
Таким образом все, что связано с непосредственным осуществлением возложенных на специализированные службы задач, в том числе и правовое регулирование деятельности по перевозке тел умерших, входит в круг законных интересов по предоставлению в департамент полной и необходимой информации в связи с получением бюджетных средств на компенсацию расходов по перевозке.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 года по делу N А12-19131/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19131/2011
Истец: Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Соместное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память", прдставитель ООО "Соместное предприятие "Память" Жулите А. А., представитель ООО "Ритуальное предприятие "Память" Резвяков А. В.
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация города Волгограда, Временно исполняющий полномочия Главы Волгограда, Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда, Департамент здравоохранения администрации Волгограда, ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Радоница", ООО "Совместное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память", Прокуратура Волгоградской области, Прокуратура Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14493/13
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4472/13
25.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6513/13
26.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-337/13
07.12.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19131/11
23.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6706/12
12.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1811/12