Об отдельных вопросах исполнения федерального бюджета 2007 года
О завершении 2007 финансового года
30 октября 2007 года заместителем Председателя Правительства РФ - министром финансов РФ А.Л. Кудриным подписан приказ Минфина России N 95н, "Об утверждении порядка завершения исполнения федерального бюджета за 2007 год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее - Приказ).
Аналогичные приказы ежегодно издаются Минфином России и определяют порядок завершения исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ), а именно, в статью 242 БК РФ, Министерством финансов Российской Федерации должен быть разработан приказ о порядке завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, так как нормативный акт, должен установить общий порядок завершения финансового года.
В рамках этой статьи хочу обратить ваше внимание на те отличия, которые были внесены в Приказ N 95н по сравнению с аналогичным приказом о завершении исполнения федерального бюджета 2006 года по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Начнем с того, что приказ N 95н дополнен пунктом 4, согласно которому управления Федерального казначейства по субъектам РФ и отделения управлений осуществляют прием платежных документов для осуществления кассовых выплат за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений по 29 декабря 2007 года включительно.
Кроме того, для осуществления своевременной выплаты пенсий гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется на основании статьи 56 Закона РФ от 12.12.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и органах прокуратуры, и членам их семей", на территории Российской Федерации указанные выплаты за январь 2008 года будут выплачены через учреждения Сбербанка России в декабре 2007 года.
Для реализации данного положения главные распорядители средств федерального бюджета должны представить в Управление Федерального казначейства по городу Москве платежные поручения для перечисления средств из федерального бюджета в Сбербанк России не позднее 17 декабря 2007 года.
А Управление Федерального казначейства по городу Москве не позднее 18 декабря 2007 года в установленном порядке обязано на основании вышеуказанных платежных документов произвести перечисление данных средств в Сбербанк России.
Иных отличий от приказа по завершению 2006 года нет. Сроки (количество рабочих дней), установленные для доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, для представления платежных документов для осуществления кассовых выплат остались прежними, что не должно вызвать проблем при завершении 2007 года по расходам.
Необходимо напомнить, что в 2007 году Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" (ст. 127) установлено, что главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей (получателей) средств федерального бюджета по мере необходимости принятия получателями средств федерального бюджета соответствующих бюджетных обязательств.
Таким образом, в текущем году не применяется норма о том, что изменение лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета не может быть произведено главным распорядителем средств федерального бюджета позднее 1 сентября, распорядителем и получателем средств федерального бюджета - позднее 15 ноября, которая всегда содержалась в бюджетах предыдущих лет.
Сроки доведения расходных расписаний до получателей бюджетных средств, в которых доводятся лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования, определяются нормативно-правовыми актами, регулирующими и детализирующими порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета истекающего финансового года.
Так что последний срок для доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей средств федерального бюджета внесен главными распорядителями средств федерального бюджета 21 декабря 2007 года включительно, за исключением случаев, указанных в пункте 1 Порядка.
О приостановлении операций
Главным основополагающим принципом бюджетного процесса является принцип подведомственности, нашедший отражение в Бюджетном кодексе РФ.
В целях реализации этого принципа уже сделано очень много, что в конечном счете позволило на сегодняшний день обеспечить и исполнение бюджета, и составление достоверной бюджетной отчетности.
Одним из инструментов, позволяющих отслеживать и реализовывать принцип подведомственности, является Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Сводный реестр распорядителей позволил начиная с 2005 года оптимизировать состав федеральных учреждений и ограничить круг участников бюджетного процесса, по обязательствам которых Правительство РФ несет субсидиарную ответственность.
Полномочия по ведению Сводного реестра Бюджетным кодексом Российской Федерации переданы Федеральному казначейству.
Включение главных распорядителей, распорядителей и получателей в Сводный реестр распорядителей и получателей является необходимым условием открытия им соответствующих лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.
Однако не все главные распорядители средств федерального бюджета предпринимают меры по приведению сведений, содержащихся в Сводном реестре, в актуальное состояние.
На очередном заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 27 июля 2007 года федеральным органам исполнительной власти - главным распорядителям средств федерального бюджета в срок до 1 ноября 2007 года было поручено завершить:
- приведение учредительных документов подведомственных организаций в соответствие с законодательством РФ;
- переоформление разрешений на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для федеральных учреждений, находящихся в их ведении.
Однако исходя из анализа данных Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее - Сводный реестр) не все главные распорядители средств федерального бюджета выполнили это поручение (а конкретно 85 главных распорядителей средств федерального бюджета из 116, или почти 99% от общего количества).
Учредительные документы 164 федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета, по результатам анализа Сводного реестра Федеральным казначейством, не соответствуют данным Сводного реестра в части ведомственной подчиненности, 570 - в части разрешений на открытие внебюджетных счетов и целых 1 892 - в части краткого наименования, полного наименования, организационно-правовой формы и формы собственности.
В связи с этим Минфин России направил в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по урегулированию на очередном заседании Комиссии сложившейся ситуации.
А совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 02.11.2007 N 02-14-13/2854 и 42-7.1-15/5.1-387 были даны указания территориальным органам Федерального казначейства о приостановлении операций по выплатам на соответствующих лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства федеральным бюджетным учреждениям. Тем же федеральным бюджетным учреждениям:
а) у которых учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации, разрешения на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - документы), не соответствуют данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в части ведомственной подчиненности, операции по выплатам начинают осуществляться после устранения указанных несоответствий;
б) которые находятся в стадии реорганизации или ликвидации в соответствии с принятыми после 1 января 2006 года решениями Правительства РФ и которым установлены иные более поздние сроки реорганизации или ликвидации, операции по выплатам приостанавливаются по истечении указанных в соответствующих актах Правительства РФ сроков, если документы, необходимые для ведения их лицевых счетов, не будут приведены в соответствие с законодательством РФ;
в) документы которых в части краткого наименования, полного наименования, организационно-правовой формы, формы собственности не соответствуют данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, операции по выплатам осуществляются до 1 января 2008 года.
При этом необходимо обратить внимание, что при открытии органу государственной власти Российской Федерации или его территориальному органу лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств учредительные документы и свидетельства о государственной регистрации в орган Федерального казначейства могут не представляться.
Данные положения установлены пунктом 18 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.
Кроме того, в соответствии с данными разъяснениями отсутствие краткого наименования в положениях о федеральных органах исполнительной власти не является основанием для приостановления операций по выплатам на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, главным распорядителем средств федерального бюджета при наличии такого наименования в Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти, утвержденном совместным распоряжением Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 06.08.2004 N 1363/1001.
Необходимо также отметить, что на сегодняшний день полномочием органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения в соответствии с п. 3 ст. 284 БК РФ является право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях, а не право закрытия лицевых счетов бюджетных учреждений.
Сравнительный анализ Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 04.07.2005 N 83н (далее - Порядок N 83н), и Инструкции N 142н позволяет сделать вывод о том, что несоответствие отдельных положений учредительных документов и/или документов о государственной регистрации отдельным реквизитам, отраженным в Сводном реестре, является основанием для отказа в открытии лицевого счета.
В рамках действующих в настоящее время Порядка N 83н, Инструкции N 142н и Порядка N 50н при несоответствии отдельных реквизитов в Сводном реестре и учредительных документов клиента орган Федерального казначейства вправе не принимать к исполнению или аннулировать расходные расписания на основании несоответствия реквизитов получателя расходного расписания в Сводном реестре и реквизитов получателя расходного расписания, которому открыт лицевой счет.
В этом случае при возврате или аннулировании таких расходных расписаний орган Федерального казначейства в качестве причин возврата или аннулирования должен указывать, что лицевой счет данной организации (с таким наименованием, кодами по ОКОПФ и ОКФС или такой административной подчиненностью) в органах Федерального казначейства не открыт (абзац четвертый п. 3.12 Порядка N 50н).
То есть по формальному признаку возможна "блокировка" доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до получателя средств федерального бюджета (распределения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов с лицевого счета - для распорядителей средств федерального бюджета).
Отсутствие лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, по мнению автора, будет являться эффективным стимулом скорейшего внесения изменений в Сводный реестр или переоформления учредительных документов.
В части же нарушений, связанных с несвоевременным переоформлением разрешений распорядителей и получателей средств федерального бюджета, не переоформившие разрешения распорядители и получатели средств федерального бюджета не смогут с 1 ноября 2007 года осуществлять операции на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с положениями пунктов 15 и 23 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет расходов и доходов, утвержденной приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н.
Об операциях с наличными денежными средствами
Приказом Минфина России от 18.10.2007 N 91н внесены изменения в Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденные приказом Минфина России от 21.09.2004 N 85н.
Данными поправками актуализирована ссылка на Порядок "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства", установленный совместным Положением ЦБ РФ и Минфина России от 13.12.2006 N 298-П и 173н.
Также внесено изменение, раскрывающее понятие электронного вида заявки на получение наличных денег, под которым теперь понимается электронный документ с применением электронной цифровой подписи. Заявка в электронном виде представляется в орган Федерального казначейства при наличии электронного документооборота между получателем средств и органом Федерального казначейства в соответствии с договором об обмене электронными документами. Либо эта заявка может представляться на бумажном носителе с одновременным представлением информации в электронном виде без электронной цифровой подписи, например, на дискете.
Кроме того, в Правила внесены положения письма Минфина России и Федерального казначейства от 11.08.2006 N 2-14-10а/2204 и 42-7.1-15/5.1-325, в соответствии с которыми было упрощено формирование получателями бюджетных средств заявки на получение наличных денег, а также порядок ее предоставления в органы Федерального казначейства. Строка "Подпись доверенного лица ___ удостоверяем" исключена из приложения N 3 к Правилам.
Е.В. Мухтиярова,
заместитель начальника Отдела
Управления совершенствования функциональной деятельности
Федерального казначейства
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95