г. Москва |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А40-74533/12-139-739 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2012 г. по делу N А40-74533/12-139-739 судьи Корогодова И.В.
по заявлению ООО "Пончики"
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третьи лица: 1) Префектура ЦАО г.Москвы; 2) Управление Росреестра по Москве; 3) Комитет государственного строительного надзора г.Москвы;
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Хабаров Ю.А. по дов. от 22.05.2012 г.;
от ответчика: Левченкова О.Е. по дов. от 24.12.2012 г.;
от третьих лиц: 1-2) не явились, извещены; 3) Горностаева М.А. по дов. от 15.01.2013 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пончики" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы (далее Департамент) от 10.05.2012 г. N 33-5-2860/12-(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка по адресу: ул.Земляной Вал, вл.29, стр.9; обязать Департамент восстановить нарушенные права путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность и оформить договор купли-продажи с указанием ценовой стоимости, действующей на момент принятия Департаментом земельных ресурсов города Москвы документов, согласно выписки из электронного журнала от 12.03.2012 г. N 33-5-2960/12-(0)-0; обязать Департамент земельных ресурсов в месячный срок с даты вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес ООО "ПОНЧИКИ" проект договора купли продажи земельного участка, расположенного по адресу: Москва, ул.Земляной Вал, вл.29, стр.9 площадью 96 кв.м кадастровый номер 77:01:0003002:37 с оплатой стоимости земельного участка в размере 20% кадастровой стоимости земельного участка согласно ст.2 Федерального закона от 28.09.2001 г. N 137-Ф "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением от 08.11.2012 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свое решение тем, что оспариваемый отказ не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, обязал восстановить нарушенные права общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд неполно выяснил обстоятельства дела, поскольку на земельном участке расположен торговый павильон, разрешение на возведение которого не представлено. Считает, что заявителем не представлены предусмотренные законом основания возникновения этого права.
Отзывы на апелляционную жалобу от заявителя и третьих лиц не поступили.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Комитета государственного строительного надзора г.Москвы оставил вопрос проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта на усмотрение суда.
В судебное заседание не явились представители Префектуры ЦАО г.Москвы, Управления Росреестра по Москве, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 12.03.2012 г. ООО "ПОНЧИКИ" подало документы через службу "одного окна" в территориальное управление ЦАО Департамента земельных ресурсов города Москвы на оформление договора купли -продажи земельного участка по адресу: ул.Земляной Вал, вл.29, стр.9 на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от 06.05.2000 г. N 77-01/01-014/2000-1408 и представленных учредительных документов юридического лица, согласно утвержденного перечня.
Письмом от 10.05.2012 г. N 33-5-2860/12-(0)-1 Управление регулирования землепользования в ЦАО Департамента земельных ресурсов города Москвы уведомило Общество об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка по адресу: ул.Земляной Вал, вл.29, стр.9, на основании того, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.10.2010 г. N 943-ПП запрашиваемый заявителем документ не может быть оформлен в связи с тем, что по данным БТИ на указанном земельном участке расположен торговый павильон, разрешение на возведение которого при его техническом учете в БТИ не представлялось. Однако на здание расположенное на указанном земельном участке представлено нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации права собственности (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2000 г. N 77-01/01-014/2000-14008). В связи с чем, департаментом направлен запрос в префектуру ЦАО города Москвы по вопросу представления заключения о правомерности регистрации права собственности на данный павильон. Работы по заявке от 12.03.2012 г. N 33-5-2860/12 прекращены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее Закон города Москвы), предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 года N 65-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности), функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Таким образом, оспариваемый отказ вынесен Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2000 N 77-01/01-014/2000-14008 ООО "ПОНЧИКИ" владеет на праве собственности зданием, расположенным по адресу: ул.Земляной Вал, вл.29, стр.9.
К заявлению Обществом был приложен полный комплект документов в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года N 370 (Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения), Приложением 3 (Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна") Постановления Правительства Москвы от 19.10.2010 N 943-ПП. Перечень прилагаемых документов, установленный данным нормативным правовым актом, является исчерпывающим, поэтому требование Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении иных документов является незаконным.
Градостроительным регламентом устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий (установленных регламентом) видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В кадастровом паспорте N 77:01:0003002:37 земельного участка по адресу: ул. Земляной Вал, вл.29, стр.9 п.9 указано: "разрешенное использование: эксплуатация существующего торгового павильона".
Испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка нет.
Суд первой инстанции достоверно установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст.27 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п/п. 5 п. 3 ст. 28).
Выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерацией, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Пончики" имеет право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003002:37 и суд обязал Департамент направить в адрес общества проект договора купли-продажи упомянутого земельного участка.
Что же касается отсутствия в резолютивной части решения суда первой инстанции указания на выкупную стоимость земельного участка для общества, то эта цена предусмотрена Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для собственников зданий, строений, сооружений расположенных на земельном участке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2012 г. по делу N А40-74533/12-139-739 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74533/2012
Истец: ООО ПОНЧИКИ
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Комитет государственного строительного надзора города Москвы