г. Москва |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А40-132948/12-145-603 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
МИ ФНС России N 46 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.12.2012
по делу N А40-132948/12-145-603, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
по заявлению ООО "БИРСС-Инвест"
(ОГРН 1087746740795, 117403, г.Москва, Мелитопольская, вл. 11, корп. 2)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Двараковский В.А. по дов. от 06.09.2012,
от ответчика: Подгорный П.А. по дов. от 22.06.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2012 удовлетворено заявление ООО "БИРСС-Инвест" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.08.2012 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Судом на Инспекцию возложена обязанность восстановить нарушенные права заявителя путем принятия в течении 10 дней с момента вступления решения суд в законную силу решений о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц на основании представленных ООО "БИРСС-Инвест" заявлений от 10.07.2012 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 и изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц по форме N Р14001.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов жалобы Инспекция указывает, что представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, содержало указание на уменьшение уставного капитала ООО "БИРСС-Инвест". Решение об уменьшении уставного капитала ООО "БИРСС-Инвест" было принято 22 марта 2012 г. Между тем, в течение трех рабочих дней после принятия решения об уменьшении уставного капитала ООО "БИРСС-Инвест" не сообщило о данном решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о том, что ООО "БИРСС-Инвест" находится в процессе уменьшения его уставного капитала. Изложенное свидетельствует о том, что заявителем не был соблюден порядок представления документов на государственную регистрацию и в регистрирующий орган были представлены ненадлежащим образом оформленные документы.
Содержащиеся в представленном заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сведения о номинальной стоимости долей участников не соответствуют сведениям о размере уставного капитала общества, содержащимся в ЕГРЮЛ.
Учитывая изложенное документы, представленные для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что 22.03.2012 заявителем было принято решение о внесении изменений в учредительные документы - уменьшить уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью "БИРСС-Инвест" до 19 586 161 рубль путем погашения доли, принадлежащей Обществу с ограниченной ответственностью "БИРСС-Инвест", номинальной стоимостью 3 820 934 рубля.
25.05.2012 заявитель в порядке, установленном п.1. ст.17, ст.18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), обратился к Инспекцию одновременно с двумя взаимосвязанными заявлениями от 15.05.2012 о государственной регистрации: 1) изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по Форме NР13001); 2) изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (по Форме NР14001).
13.06.2012 налоговым органом вынесены решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя и уже как следствие данного решения (поскольку изменения учредительных документов по уменьшению уставного капитала и его нового размера не были зарегистрированы) одновременно (сразу же после первого решения) было принято второе решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о заявителе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (касательно новой доли единственного участника в уставном капитале).
26.07.2012 заявитель, повторно обратился к ответчику одновременно с двумя взаимосвязанными заявлениями от 10.07.2012 о государственной регистрации: 1) изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по Форме N Р13001); 2) изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (по Форме N Р14001).
К данным заявлениям были приложены следующие документы: документ об оплате госпошлины, изменения к Уставу в двух экземплярах, решение о внесении изменений в двух экземплярах, уведомления кредиторам об уменьшении уставного капитала, копии двух публикаций в Вестнике государственной регистрации сообщений о принятии решения об уменьшении уставного капитала, что подтверждается двумя расписками Инспекции (вх. N N 269784А, 269781А от 06.08.2012).
13.08.2012 налоговым органом вынесено оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя в связи с непредставлением определенных ст.17, п.1 Закона о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, а именно что заявление представлено в регистрирующий орган до опубликования в органе печати уведомлений об уменьшении уставного капитала и сообщения о таком решении в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Также 13.08.2012 налоговым органом вынесено оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о заявителе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с непредставлением определенных ст.17, п.2 Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно, что представлено заявление о внесении изменений в сведения об участнике юридического лица и его новой доле в уставном капитале, тогда как в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся иные сведения о размере уставного капитала общества, чем указанная доля единственного участника в представленном в регистрирующий орган заявлении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявлением.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров -единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются главой VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: решение о внесении изменений в учредительные документы; изменения, вносимые в учредительные документы; заявление по форме N Р13001, в котором подтверждается, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1.2 части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Форма Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" и Форма Р13001 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, в связи с изменением, как размера уставного капитала Общества, так и размера номинальной стоимости долей его участников, государственная регистрация соответствующих изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об Обществе с ограниченной ответственностью может быть произведена при одновременной подаче заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в его учредительные документы, и заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, так как раздельная подача этих заявлений приведет к возникновению несоответствия между указанными в пунктах 1 и 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведениями государственных реестров и сведениями, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации.
В обоснование отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя Инспекция ссылается на непредставление определенных ст.17, п.1 Закона о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, а именно что заявление представлено в регистрирующий орган до опубликования в органе печати уведомлений об уменьшении уставного капитала и сообщения о таком решении в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона о регистрации.
В обоснование отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о заявителе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекция ссылается на непредставление определенных ст.17, п.2 Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно, что представлено заявление о внесении изменений в сведения об участнике юридического лица и его новой доле в уставном капитале, тогда как в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся иные сведения о размере уставного капитала общества, чем указанная доля единственного участника в представленном в регистрирующий орган заявлении.
Вместе с тем, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предусматривает конкретной формы и содержания сообщения о принятом обществом решении об уменьшении его уставного капитала и не связывает, как и Закон о государственной регистрации, такое сообщение и трехдневный срок его предоставления, с регистрацией (предоставлением его вместе с обязательными документами) возможных изменений в учредительные документы и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, заявителем размещены две публикации в Вестнике государственной регистрации сообщений о принятии решения об уменьшении уставного капитала до нотариального оформления и подачи заявлений о государственной регистрации в Инспекцию.
Сообщение в порядке ст.20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", также было заявителем осуществлено и представлено в Инспекцию.
Более того, заявитель ранее 25.05.2012 обращался в регистрирующий орган за регистрацией указанных изменений.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности государственного органа о внесении указанных изменений.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица Законом о регистрации не предусмотрено.
На основании изложенного судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений. Отказ в государственной регистрации, оформленный обжалуемыми в настоящем деле решениями с учетом установленных обстоятельств носит формальный характер и создает правовую неопределенность в правовом положении заявителя.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то они на правильность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя не влияют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.12.2012 по делу N А40-132948/12-145-603 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронниковой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132948/2012
Истец: ООО БИРСС-ИНВЕСТ
Ответчик: МИФНС N 46 по г. Москве