г. Челябинск |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А07-20013/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения Ташлинский сельсовет на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 года по делу N А07-20013/2012 (судья Валеев К.В.).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Башкортостан Сафиуллина Н.М. (доверенность от 14.12.2012 N 2).
Администрация сельского поселения Ташлинский сельсовет (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2012 о назначении административного наказания N 04-05/Пр-66/1, вынесенного Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заявитель, административный орган, Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.12.2012 по настоящему делу в удовлетворении заявления администрации отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права при принятии решения, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, администрация указывает на то, что не является субъектом административного правонарушения, даже при установлении вины, под действие ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), а, административным органом не представлено доказательств того, что длина реки Усолка составляет 55 км. Кроме того, в апелляционной жалобе администрация указывает на то, что в нарушение условий ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в постановлении о назначении административного наказания не установлено время вмененного административного правонарушения, а, должностное лицо Управления Росприроднадзора не наделено полномочиями по привлечению к административной ответственности, ни органов местного самоуправления, ни должностным лиц органов местного самоуправления, так как соответствующее находится в компетенции суда, что следует из содержания ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представителем Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснено, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и удовлетворению не подлежит.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не прибыл.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей администрации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания исходил из доказанности факта совершения администрацией вмененного ей правонарушения и отсутствия со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, по безусловным основаниям.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из имеющихся в деле документов, в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан 13.06.2012 поступило заявление гр. Юмагуловой М.М. по поводу размещения свалки мусора в непосредственной близости от реки и автомобильной дороги возле с. Ташла Гайфурийского района Республики Башкортостан (л.д. 48).
Должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, с участием главы сельского поселения Ташлинский сельсовет Гайфурийского района Республики Башкортостан, а также двух понятых 02.07.2012 составлен протокол осмотра территории N 04-03/8Т (л.д. 44 - 46), которым зафиксировано, что на территории Ташлинского сельсовета Гайфурийского района Республики Башкортостан в 20 метрах от дороги Красноусольск - Ташлы, в 80 метрах от реки Усолка организована свалка твердых бытовых отходов площадью 100 х 50 м и высотой 2 - 2,5 м. Обваловка и ограждение свалки отсутствуют, по причине чего, мусор разносится ветром.
В ходе проведения осмотра территории применялись технические средства - фотоаппарат, GPS-навигатор, видеокамера.
К акту осмотра прилагается фототаблица (л.д. 47).
Акт осмотра подписан безоговорочно всеми присутствовавшими при проведении соответствующего процессуального действия, лицами.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан 11.07.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 42) в отношении администрации Ташлинского сельсовета по факту нарушения ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и совершения, таким образом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также 11.07.2012 административным органом вынесено определение об истребовании необходимых дополнительных сведений по делу об административном правонарушении (л.д. 41), которым у администрации истребованы устав, правоустанавливающие документы на земельный участок, правоустанавливающие документы на свалку и объяснение по факту выявленного правонарушения.
Указанные определения получены администрацией 17.07.2012 (л.д. 43).
Административным органом 10.08.2012 вынесено определение о продлении срока административного расследования (л.д. 34) на 30 дней, сроком до 10.09.2012.
Законный представитель администрации был извещен заинтересованным лицом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 31 - 33).
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан 20.09.2012 в отсутствие администрации, извещенной о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия составлен протокол об административном правонарушении N 04-03/Пр-66/1 (л.д. 28 - 30). Данным протоколом зафиксировано нарушение заявителем требований п. 3 ч. 4, п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), выразившегося в размещении на территории Ташлинского сельсовета Гайфурийского района несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в водоохраной зоне реки Усолка. Указанным протоколом рассмотрение материалов по фактам нарушения природоохранного законодательства было назначено 05.10.2012 в 11 час. 30 мин. в Управлении Росприроднадзора по Республике Башкортостан по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 148, к. 8.
О времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заинтересованное лицо извещалось административным органом (л.д. 26, 27).
В то же время, учитывая поступившее от заявителя ходатайство (л.д. 25), определением от 05.10.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 22.10.2012 на 14 час. 00 мин. в Управлении Росприроднадзора Республики Башкортостан по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 148, к. 8 (л.д. 23).
Данное определение было получено администрацией 06.10.2012 (л.д. 22).
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан 22.10.2012 вынесено постановление о назначении административного наказания N 04-05/Пр-66/1 (л.д. 20), которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ (использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В обжалуемом заявителем постановлении административным органом отражено, что в ходе административного расследования установлено, что на территории Ташлинского сельсовета в 20 метрах от дороги Красноусольск - Ташла допущено несанкционированное складирование отходов производства и потребления. Расстояние от свалки ТБО до реки Усолка составляет 80 метров. Длина водотока реки Усолка составляет 55 км. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 65 ВК РФ водоохранная зона реки составляет 200 метров. Площадь свалки ТБО составляет около 5000 кв.м. Администрации вменено нарушение указанной нормы Водного кодекса Российской Федерации, а также п. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Административный орган указал, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения заключается в том, что в водоохраной зоне допущено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, несмотря на то, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но администрацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению указанных норм и правил. Административный орган при этом исходил в числе прочего из положений п. 19 ч. 1 ст. 3 устава сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гайфурийский район Республики Башкортостан.
Частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (п. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 3 ст. 8 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Администрацией не отрицается факт размещения несанкционированной свалки ТБО в границах сельского поселения.
Уставом сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гайфурийский район Республики Башкортостан (п. 19 ч. 1 ст. 3) к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что корреспондирует норме, закрепленной в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Протяженность реки Усолка, равной 55 километрам, подтверждена представленными в материалы дела N А07-20013/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательствами (л.д. 54).
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
У заявителя объективно наличествовала возможность по принятию мер, направленных на недопущение возникновения несанкционированной свалки ТБО, а также ее ликвидации, однако, заявитель пренебрег имеющейся у него возможностью.
Соответственно вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан установлена и доказана, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал администрации в удовлетворении заявления.
Административное наказание назначено в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Ссылки заявителя в апелляционной жалобе на ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применительно к спорным правоотношениям, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.
Относительно давности привлечения к административной ответственности следует исходить из нормы, закрепленной в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 года по делу N А07-20013/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Ташлинский сельсовет на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20013/2012
Истец: Администрация сельского поселения Ташлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, Администрация СП Ташлинский сельсовет МР Гафурийский Район РБ
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20013/12