Фирма на общей системе налогообложения приобрела основное средство - прицеп МАЗ-9758-30 стоимостью 9000 рублей, но регистрацию в ГИБДД не прошла. Могу ли я в налоговом учете сразу списать стоимость объекта в затраты?
Как известно, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект*(1).
В инвентарный объект по группе "Подвижной состав автомобильного транспорта" (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) включают все относящиеся к нему приспособления и принадлежности*(2). В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов.
Кроме того, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ)*(3) прицепы и полуприцепы выделены в самостоятельную группу 15 3420000.
Следовательно, приобретенный в рассматриваемой нами ситуации прицеп организация может учесть как самостоятельный инвентарный объект.
Для целей налогообложения прибыли организации имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 10 000 рублей не признается амортизируемым*(4).
Затраты компании на приобретение основных средств стоимостью до 10 000 рублей, которые не являются амортизируемым имуществом, если иное не предусмотрено учетной политикой фирмы, относятся к косвенным расходам и в полном объеме уменьшают доходы от реализации данного отчетного (налогового) периода*(5).
К каким же расходам отнести затраты на прицеп? Ответ - в статье 254 Налогового кодекса.
Налоговый кодекс Российской Федерации
1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
<...>
3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
<...>
в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию. При этом такие затраты должны быть оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, затраты на приобретение прицепа стоимостью 9000 рублей включают в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию. При этом такие затраты должны быть оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При принятии прицепа к налоговому учету следует обратить внимание вот на что. Инспекторы считают, что до момента регистрации в ГИБДД эксплуатация автотранспортных средств осуществляться не может. Следовательно, не могут быть учтены и расходы для целей налогообложения прибыли*(6).
Однако заметим, что регистрация транспортных средств (к которым отнесены и прицепы) осуществляется исключительно с целью допуска этих объектов к участию в дорожном движении*(7).
Отмечают это и некоторые суды. По мнению арбитров, ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства*(8).
Как поступить - в конечном счете решать вам. На наш взгляд, если вы сможете подтвердить использование прицепа на территории организации (что не требует допуска к участию в дорожном движении), то вы вправе принять в налоговом учете затраты на его приобретение до момента регистрации в ГИБДД. Но свою позицию с большой вероятностью вам придется отстаивать в суде.
Е. Макаренко,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 декабря 2007 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 6 ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
*(2) п. 10 Методических указаний (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
*(3) утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
*(4) п. 1 ст. 256 НК РФ.
*(5) ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 22.11.2004 N 03-03-01-04/1/121.
*(6) письмо УФНС России по г. Москве от 12.05.2004 N 26-12/32341.
*(7) п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
*(8) Пост. ФАС СКО от 29.05.2007 N Ф08-1969/07-1099А, ФАС 3СO от 23.03.2005 N Ф04-1621/2005(9589-А27-23).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.