г. Чита |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А19-16476/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клёвы Дмитрия Михайловича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года по делу N А19-16476/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Клёвы Дмитрия Михайловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании незаконным и отмене постановления N 04800590038667 от 08.12.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)" (суд первой инстанции: Куклина Л.А.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель Клёва Дмитрий Михайлович (ОГРН 304381101300012, ИНН 381100264079, место жительства: г.Иркутск; далее - ИП Клёва Д.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 92; далее - Пенсионный фонд, фонд) о признании незаконным и отмене постановления N 04800590038667 от 08.12.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Суд первой инстанции на основании положений вступившего в законную силу с 1 января 2010 года Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пришел к выводу об установлении правового механизма, гарантирующего военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, и устранением в связи с этим обстоятельств, послуживших основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов.
Суд первой инстанции, не установив нарушений фондом процедуры взыскания недоимки по страховым взносам в принудительном порядке, признал оспариваемое постановление фонда соответствующим требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель Клева Д.М. обжаловал его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
В обоснование своих требований предприниматель ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223, согласно которому положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как несоответствующие статьям 19 (части 1 и 3), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Предприниматель также указывает на содержащуюся в постановлении ссылку на требование от 23.08.2011 N 04800540118848, которое в его адрес не направлялось, неопределенность периода начисления недоимки и на судебный акт по делу N А19-16123/10-66, в рамках которого пенсионный фонд отказался от взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам при оспаривании аналогичного постановления от 22.06.2010 N 92.
Отзыв на апелляционную жалобу Пенсионным фондом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.02.2013. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Клёва Д.М., зарегистрированный 17.11.1997 Регистрационной палатой Администрации г.Иркутска в качестве индивидуального предпринимателя, утратил данный статус 06.11.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя N 003428946 (т.1, л.д.90).
Пенсионным фондом в связи с выявлением недоимки по страховым взносам за 2010 год выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 04800540118848 от 23.08.2011, которым предпринимателю Клеве Д.М. предложено в срок 13.09.2011 уплатить недоимку по страховым взносам и пени за 2010 год в общем размере 12760 руб. 42 коп. (т.1, л.д.38-43).
В связи с неисполнением требования об уплате недоимки в добровольном порядке в установленный срок фондом в связи с отсутствием у предпринимателя расчетных счетов вынесено постановление N 04800590038667 от 08.12.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)", на основании которого судебным приставом-исполнителем Октябрьского ОСП г.Иркутска УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство (т.1, л.д.18-20).
Предприниматель, полагая названное постановление фонда не соответствующим законодательству, обжаловал его в судебном порядке.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований предпринимателя подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым действием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей и создание иных препятствий для осуществления этой деятельности.
По мнению суда апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у предпринимателя Клёвы Д.М. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, неисполнение которой в добровольном порядке послужило основанием для принятия фондом оспариваемого постановления, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.05.2005 N 223-О, страхователи, являющиеся военными пенсионерами, не были обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов.
В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) (военнослужащие), получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости - определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582, ранее предусматривающие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом N 4468-1, утратили силу с 1 января 2010 года.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и определяющий в качестве плательщика страховых взносов индивидуальных предпринимателей (плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) и не предусматривающий исключений для военных пенсионеров.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (статья 16 Закона N 212-ФЗ).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ с 1 января 2010 года действует правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов, были устранены, следовательно, названные лица с указанного периода (01.01.2010) обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные в Федеральным законом N 212-ФЗ.
Названный правовой подход судов согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.11.2012 N ВАС-9591/12, от 11.02.2013 N ВАС-514/13.
Суд первой инстанции, установив факт регистрации гражданина Клёвы Д.С. 17.11.1997 в качестве индивидуального предпринимателя, 01.12.1997 - в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, 28.03.2005 - в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и применив действующее нормативно-правовое регулирование, пришел к правомерному выводу о наличии с 01.01.2010 у предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в связи с неисполнением предпринимателем данной обязанности в добровольном порядке, у Пенсионного фонда имелись правовые основания для направления ему требования об уплате страховых взносов за 2010 год.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Из частей 2, 4 статьи 16 Закона N 212-ФЗ следует, что уплата исчисленных сумм страховых взносов за расчетный период производится плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов
Частью 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 23.08.2011 N 04800540118848 предпринимателю предлагалось добровольно в срок до 13.09.2011 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1610 руб. 76 коп. (из которых 571 руб. 56 коп. - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 039 руб. 20 коп. - недоимка по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования), 655 руб. 99 коп - пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 36 руб. 07 коп. - пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 65 руб. 60 коп. - пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, всего - 12760 руб. 42 коп.
Указанное требование об уплате с приложением расчета пени направлено в адрес ИП Клевы Д.М. заказным письмом с уведомлением согласно реестру 30.09.2011 и получено им 06.10.2011 (т.1, л.д.44-46).
Размер взносов, указанный в требовании, определен фондом на основании норм действующего законодательства. Пени, согласно представленным расчетам, начислены исходя из установленных законом сроков уплаты взносов, а также в соответствии со ставками рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшими в период начисления пени.
Приведенные предпринимателем доводы о ненаправлении фондом в его адрес требования об уплате от 23.08.2011 N 04800540118848 и неопределенность периода начисления недоимки по страховым взносам апелляционным судом отклоняются как не соответствующие материалам дела.
В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Положения данной статьи, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 11 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
В связи с неисполнением полученного предпринимателем требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 23.08.2011 N 04800540118848 в установленный в нем срок и отсутствием у предпринимателя Клёвы Д.М. открытых в банке расчетных счетов (расчетный (текущий) счет закрыт согласно выписке из ЕГРИП 04.05.2009), Пенсионным фондом в полном соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ вынесено постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням за счет имущества плательщика от 08.12.2011 N 04800590038667.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года по делу N А19-16476/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года по делу N А19-16476/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16476/2012
Истец: Клева Дмитрий Михайлович
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2837/13
19.03.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6225/12
27.12.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6225/12
27.11.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16476/12