Вас проверяет Ростехнадзор
Как известно, Ростехнадзор уже огласил список предприятий, которые проверит в 2008 году. В их число входят металлургические комбинаты, опасные производственные объекты ракетно-космической деятельности и уничтожения ракетного вооружения и другие крупные объекты. При этом "рядовые" проверки по экологическому контролю никто не отменял. О том, как проводят такие проверки, и пойдет речь в нашей статье.
Перечень объектов, которые вправе проверить Ростехнадзор, весьма широк. Его представители могут прийти с проверкой на любые предприятия, которые имеют объекты, подконтрольные этому органу: электроустановки, теплоустановки, опасные производственные объекты и т.д.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, также отнесен контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, ст. 27 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ).
От проверки не уйти!
На контроль со стороны работников Ростехнадзора распространяются общие требования к государственному контролю, закрепленные в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", например в части периодичности плановых проверок. Такие проверки являются плановыми, и их можно проводить не чаще одного раза в два года со стороны одного контролирующего органа. В отношении малых предприятий предусмотрен мораторий на проведение проверки в течение первых трех лет существования.
Однако эти ограничения не распространяются на внеплановые проверки, которые инициируются на основании любой информации о возможных нарушениях на объекте (например, данных мониторинга атмосферы, информации о возникновении аварий, угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества и т.д.).
Основанием для проверки является распоряжение руководителя территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки.
Инспекторы имеют право (п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ):
- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, знакомиться с документами и иными необходимыми для экологического контроля материалами;
- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
Инспекторы не имеют права применять силу, тем не менее зафиксированный отказ в доступе расценивается как неповиновение законному распоряжению органа, осуществляющего госконтроль, и воспрепятствование его деятельности. Это является административным правонарушением и карается штрафом (ст. 19.4 КоАП РФ).
А что в итоге?
После окончания проверки инспекторы должны составить (п. 1-4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ, п. 14, 15 постановления N 54):
- акт проведения проверки на предприятии с приложением актов об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц Ростехнадзора, работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю;
- предписание об устранении выявленного нарушения в указанные сроки - при обнаружении нарушения, за которое не предусмотрена административная ответственность;
- протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушения.
Кроме того, в журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом Ростехнадзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю.
Если на предприятии такого журнала нет, в акте проведения проверки инспектор пишет: "Журнал учета мероприятий по контролю отсутствует". Это сказано в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.
Об ответственности по результатам проведения проверок Ростехнадзора читайте статью ""Экологическое" наказание" на стр. 60.
А. Бунина,
аудитор
Внимание
В России действует двухуровневая система экологического контроля:
- федеральный уровень - на объектах, подлежащих федеральному экологическому контролю, осуществляется территориальными управлениями Ростехнадзора;
- региональный - осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по экологическому контролю за всеми прочими объектами.
Мнение специалиста
С. Винокурова,
ведущий специалист-эксперт Управления
государственного экологического надзора Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору:
"В настоящее время Ростехнадзор осуществляет государственный экологический контроль в отношении порядка 800 тысяч объектов. Только в первом полугодии 2007 года представители Ростехнадзора провели 12 057 проверок соблюдения требований законодательства РФ об охране окружающей среды. При этом выявлено и предписано к устранению 37 279 нарушений. Общая сумма наложенных административных штрафов составила более 100 млн рублей; общая сумма взысканных штрафов - более 55 млн рублей. По представлению территориальных органов Ростехнадзора в первом полугодии 2007 года возбуждено 12 уголовных дел. В целом предъявлено 211 исков за негативное воздействие на окружающую среду, при этом взыскано на сумму 37 818 340 рублей. В суды направлено 18 протоколов о временном запрете деятельности, в шести случаях деятельность предприятий приостановлена. Приведенная статистика заставляет задуматься о "цене" риска при нарушении установленных требований. Тем более что "лидерами" по количеству нарушений от их общего числа стали организации, не соблюдающие требования при обращении с отходами".
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.