Тула |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А54-7653/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Волковой Ю.А., Капустиной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "ПИЛОТ" (ОГРН 1026701424199; ИНН 6730045661) Якуба С.Н. (доверенность N 8 от 10.04.2012), Петросян Н.А. (доверенность N7 от 18.04.2012), в отсутствии представителей от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212; ИНН 6730042526), от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-МК" (ОГРН 1026701438477; ИНН 6731039068), Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070), общества с ограниченной ответственностью Складской комплекс "Миловидово" (ОГРН 1086731011168; ИНН 6730078321), общества с ограниченной ответственностью "Караван" (ОГРН 1066731118123; ИНН 6730067305), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИЛОТ" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2012 по делу N А62-5813/2012 (судья Алмаев Р.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПИЛОТ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных ношений Смоленской области (далее - Департамент, ответчик) по отказу в размещении объекта содержащемуся в письме от 20.08.2012 N 14289/08 и обязании Департамент принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - физкультурно-оздоровительного здания площадью 4685 кв.м. по Краснинскому шоссе в городе Смоленске.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ПИЛОТ" просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, указывает, что реализация прав заинтересованными лицами на получение земельного участка под застройку, либо заявление возражений против размещения конкретного объекта на земельном участке должна быть осуществлена в разумный срок. Считает, что на момент его обращения в Администрацию города Смоленска других претендентов на спорный земельный участок не существовало. Публикация о возможном предоставлении спорного участка произведена в газете "Рабочий путь" от 31.05.2011, более чем за 1 год до момента обращения третьих лиц с заявлениями на спорный земельный участок. Полагает срок, прошедший с момента опубликования сообщения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка нельзя признать разумным, в связи с чем отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного здания считает незаконным. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что проекты планировки и проекты межевания территории являются препятствием для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства, указанного истцом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
13.01.2010 года общество с ограниченной ответственностью "Пилот" обратилось в Департамент с заявлением вх.N 00243/з об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - здания коммерческого назначения - по Краснинскому шоссе. Позже было уточнено назначение объекта - физкультурно - оздоровительное здание. К заявлению были приложены необходимые документы.
Письмом от 11.06.2010 N 712800/08 Департамент сообщил о том, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Общества с приложением необходимых документов направлено в Администрацию города Смоленска для мероприятий по выбору земельного участка и утверждению схемы его расположения.
Письмом от 14.07.2010 N 15134/08 Департамент сообщил о невозможности удовлетворения заявления на основании письма из Администрации города Смоленска от 08.07.2010 исх. N 6-4174. К письму Департамента прилагалась копия письма Заместителя Главы города Смоленска от 08.07.2010 исх. N 6-4174, в котором указано, что размещение объекта капитального строительства на данной территории невозможно; в целях обеспечения процедуры выбора Обществу предлагалось получить в управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и бланк акта выбора земельного участка для проведения процедуры согласований. Согласно указанному письму Общество получило в управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска сведения (ИСОГД) и бланк акта выбора. Из представленных сведений ИСОГД следует, что вспомогательным видом использования территории, на которой расположен спорный земельный участок, является в том числе - физкультурно оздоровительные здания.
Общество согласовало акт выбора с СОГУК "Центр по охране и использованию памятников"; ОАО "Смоленскэнерго"; ОАО "Смоленсколбгаз"; СМУП "Горводоканал"; СМУП "Смоленсктеплосеть"; ОАО "Центр-Телеком" ФГУП "Смоленский ОРТПЦ", получило положительное заключение Управления Роспотребнадзора N 248, и обеспечило подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Письмом от 25.04.2011 Общество направило акт выбора земельного участка, согласованный с указанными организациями и схему расположения земельного участка площадью 4685 кв.м. в Администрацию города Смоленска.
Администрация города Смоленска отказала (письмо от 23.05.2011) в проведении процедуры выбора указав, что испрашиваемый земельный участок находится в районе, где нет существующей жилой застройки, нет улиц, проездов и инженерных коммуникаций. Кроме того, Администрация города Смоленска указала, что в настоящее время готовит конкурсную документацию по заключению муниципального контракта на разработку проекта планировки территории Западного II жилого микрорайона.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2011 по делу N А62-3114/2011 признан незаконным отказ Администрации города Смоленска в части согласования акта выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства; утверждения схемы расположения земельного участка в городе Смоленске по Краснинскому шоссе на кадастровом плане территории, площадью 4685 кв.м. для строительства физкультурно - оздоровительного здания (изложенный в письме от 23.05.2011 исх.N 8-2735). Указанным решением суд также обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем согласования акта выбора земельного участка, согласования и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) площадью 4685 кв.м. по Краснинскому шоссе в городе Смоленске; размещения информационного сообщения в средствах массовой информации о возможном предоставлении земельного участка, содержащее достаточные данные для идентификации планируемого объекта капительного строительства и конкретизации месторасположения предоставляемого земельного участка.
В дальнейшем Администрация города Смоленска согласовала акт выбора земельного участка, согласовала и утвердила схему расположения участка, разместила информационное сообщение и направила указанные документы в Департамент.
Письмом от 20.08.2012 N 14289/08 Департамент отказал в предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного здания по Краснинскому шоссе указав, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В адрес Департамента из управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (вх. N 5746 от 12.07.2012) поступили материалы по результатам выбора испрашиваемого земельного участка. Земельный участок площадью 4685 кв.м., в отношении которого осуществлен выбор для размещения физкультурно-оздоровительного расположен в границах территории, в отношении которой на основании муниципального контракта подготовлены проект планировки и проект межевания территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) (2-я очередь) города Смоленска. Решением Главы, города Смоленска от 27.07.2012 N 15 на 11.09.2012 назначены публичные слушания по проекту планировки данной территории (указанное решение опубликовано в газете "Рабочий путь от 31.07.2012 N 165). Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации проекты планировки и проекты межевания территории являются градостроительной документацией о застройке. Проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками, постановки земельных участков на кадастровый учет. Дальнейшее предоставление данных земельных участков возможно в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного Российской Федерации, то есть по результатам торгов (конкурсов, аукционов). Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). В соответствии с указанной градостроительной документацией на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено размещение физкультурно-оздоровительного здания, данная территория предназначена для строительства секционного многоквартирного девятиэтажного жилого дома с придомовой территорией. Кроме того, в отношении испрашиваемого земельного участка в Департамент поступили заявления от нескольких юридических лиц об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем в капитального строительства, а также с просьбой сформировать для предоставления его с торгов. Земельный участок можно предоставить только одному из претендентов. Предоставление земельных участков в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства не позволяет определить одного претендента. Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка можно осуществить только в порядке пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем проведения торгов (аукциона). После утверждения в установленном порядке проекта планировки и проекта межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, Департаментом будет принято решение (издан приказ) о формировании его для предоставления с аукциона. Право на заключение договора аренды земельного участка будет предоставлено по результатам торгов. В торгах может принять участие любое физическое и юридическое лицо. Договор аренды будет заключен с победителем торгов. Извещение о проведении торгов будет опубликовано в общественно-политической газете "Смоленская газета".
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регулируется статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Учитывая требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (Областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
Из положений пункта второго статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки, установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Отказывая в предоставлении земельного участка, Департамент сослался на то, что земельный участок площадью 4685 кв.м., в отношении которого осуществлен выбор для размещения физкультурно-оздоровительного расположен в границах территории, в отношении которой на основании муниципального контракта подготовлены проект планировки и проект межевания территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) (2-я очередь) города Смоленска. Решением Главы, города Смоленска от 27.07.2012 N 15 на 11.09.2012 назначены публичные слушания по проекту планировки данной территории (указанное решение опубликовано в газете "Рабочий путь от 31.07.2012 N 165).
Судом области установлено, что по результатам публичных слушаний от 11 сентября 2012 года проект планировки территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) (2-я очередь) в городе Смоленске направлен на доработку. Таким образом, до окончания разработки проекта планировки и межевания территории квартала, в котором располагается испрашиваемый земельный участок, и его утверждения, возможность определения вариантов размещения объекта капитального строительства - физкультурно-оздоровительного здания площадью 4685 кв.м. по Краснинскому шоссе в городе Смоленске отсутствует.
Кроме того, отказывая в предоставлении земельного участка, Департамент сослался на то, что поступили заявления от нескольких лиц об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства. В подтверждение данного факта представлены:
- заявление ООО "Складской комплекс "Миловидово" от 20.07.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 10 238 кв.м. в районе Краснинского шоссе и предварительном согласовании места размещения здания торгового центра;
- заявление ООО "Караван" от 03.07.2012 и от 07.08.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 60 000 кв.м. в районе ул. Кловской для строительства спортивного комплекса без трибун для зрителей и проведении аукциона соответственно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Судом первой инстанции правильно указано, что Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок, невозможно предоставление данного земельного участка по правилам выбора земельного участка, предусмотренного статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.09.2010 N 4224/10, "в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу".
Кроме того, допускаемая в силу подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ передача земли в аренду без проведения торгов также обусловлена поступлением после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи участка только одной заявки от заинтересованных лиц. То есть когда по объективным причинам конкурс на получение участка отсутствует, поскольку на него имеется только один претендент.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции по данному делу и не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Заявитель в своей жалобе особое внимание уделил оспариванию вывода суда о наличии других претендентов на испрашиваемый земельный участок. Между тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что независимо от наличия иных претендентов на спорный участок проведение органом местного самоуправления разработки проекта планировки и проекта межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, под жилой микрорайон, является достаточным основанием для отказа истцу в согласовании места размещения объекта ввиду отсутствия возможности определения вариантов размещения объекта истца до завершения разработки указанных проектов.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18 декабря 2012 года по делу N А62-5813/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Каструба |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5813/2012
Истец: ООО "ПИЛОТ"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО "Экспресс-МК"
Третье лицо: Администрация города Смоленска, Общество с ограниченной ответственностю "Экспресс-МК", ООО "Караван", ООО Складской комплекс "Миловидово", Петросян Н. А.