г. Саратов |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А12-29398/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала (г. Волгоград, ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "23" января 2013 года по делу N А12-29398/2012 (судья Любимцева Ю.П.),
по заявлению открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала (г. Волгоград, ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3444118585, ОГРН 1043400395631)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала (далее заявитель, общество, банк) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее инспекция, налоговый орган) от 22.11.2012 N 17-14/1-628 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "23" января 2013 года заявленные требования удовлетворены.
ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В материалах дела имеется отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 27 февраля 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала, Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИФНС России по Центральному району г. Волгограда была проведена проверка ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала по вопросу своевременности исполнения платежных документов налогоплательщика и инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды, о чем составлен акт от 24.10.2012 N 17-14/1-153.
В ходе проверки было установлено, что 28.05.2012 в Волгоградский региональный филиал ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" поступили инкассовые поручения от 18.05.2012 N 1358, N 1319, N 1321, N 1320, N 1318, предъявленные Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области к расчетному счету N 408002810246000000143 на взыскание налогов, сборов, пени, штрафа с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Варламова А.М. (ИНН 342100504383).
Указанные платежные документы банк оставил без исполнения по причине несоответствия платежных документов требованиям пункта 2.10 Положения о безналичных расчетах в РФ N 2-П, а именно: в графе "Плательщик" статус Варламова А.М. указан как статус юридического лица (КФХ), что, по мнению Банка, не позволяет бесспорно идентифицировать его с клиентом банка.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда посчитала действия банка неправомерными и решением от 22.11.2012 N 17-14/1-623 привлекла ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 НК РФ за неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога, в виде штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки, что составило 439,39 руб.
Банк, не согласившись с данным решением, обратился в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что спорные инкассовые поручения налогового органа соответствовали установленной форме, содержали все необходимые для их надлежащего исполнения реквизиты и у банка отсутствовали правовые основания для их возврата без исполнения, в связи с чем, общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Налогового кодекса Российской федерации банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Ответственность банка за неисполнение налоговых поручений предусмотрена ст. 135 НК РФ.
Порядок проведения безналичных расчетов предусмотрен "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" N 2-П, утвержденным ЦБ РФ 03.10.2002 (далее Положение).
В пункте 2.3 Положения указано, что при осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Форматы расчетных документов приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к настоящему Положению.
Пункт 2.10 Положения предусматривает реквизиты расчетных документов, среди которых - наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к Положению N 2-П.
В приложении 16 содержится описание полей инкассового поручения, согласно которому в разделе 8 указывается наименование плательщика средств и информация, установленная Министерством РФ по налогам и сборам, Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.
Пунктом 2.10 Положения N 2-П также установлено, что поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством РФ по налогам и сборам, Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом РФ в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.
Вышеуказанные требования установлены Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2004 N 106н.
Приложение N 1 предусматривает правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 приложения N 1 налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, таможенные органы, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, а также плательщики иных платежей при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с настоящими Правилами. Указание значения показателя ИНН в полях "ИНН" плательщика (60), "ИНН" получателя (61) расчетного документа является обязательным.
Пункт 2 этого положения "Поля "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102) и "плательщик" (8)" Правил содержит подпункты.
В первом подпункте предусмотрен порядок заполнения платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, во втором подпункте предусмотрен порядок заполнения инкассовых поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков налоговыми органами.
Таким образом, порядок заполнения инкассовых поручений для налоговых органов и таможенных органов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен подпунктом 2 пункта 2 приложения 1 Правил.
Указанным подпунктом приложения 1 налоговым органам предписано в поле "Плательщик" указывать наименование налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей установлена обязанность указания в разделе 8 платежного поручения фамилии, имени, отчества и в скобках - ИП.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что для налоговых органов указание "ИП" в инкассовых поручениях не предусмотрено, в разделе 8 инкассового поручения указывается наименование налогоплательщика (для предпринимателя - это фамилия, имя, отчество).
Доводу заявителя о том, что в графе "Плательщик" статус Варламова А.М. указан как статус юридического лица (КФХ) со ссылкой на положения пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" дана надлежащая оценка судом первой инстанции, оснований для переоценки которого у суда апелляционной инстанции не имеется по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 названного закона КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2012 года.
При рассмотрении спора судами установлено, что Варламов Анатолий Михайлович зарегистрирован как Глава крестьянского (фермерского) хозяйства 29.12.2005 и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, о чем свидетельствует выписка из него от 26.12.2012 г. (т. 1 л.д. 78).
Таким образом, указание Варламова А.М. как КФХ не свидетельствует о его регистрации в качестве юридического лица.
В соответствии с пунктом 2.16 Положения N 2-П при приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и настоящей частью Положения. Расчетные документы, в которых указана информация в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102 - 110. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Соответственно, банк должен был идентифицировать своего клиента по полям инкассовых поручений 101, 102-110.
В силу пункта 12.1 Положения N 2-П инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующие бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, в частности п. 1 ст. 135 НК РФ.
Таким образом, в оспариваемом решении суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" были неправомерно не исполнены инкассовые поручения Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области от 18.05.2012, в связи с чем, банк обоснованно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 НК РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "23" января 2013 года по делу N А12-29398/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29398/2012
Истец: ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Волгоградского регионального филиала
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-29398/12