11 марта 2013 г. |
Дело N А79-11192/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и Молаева Михаила Панфиловича (г. Москва) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.11.2012 по делу N А79-11192/2012, принятое судьей Юрусовой Н.В.
по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики о признании недействительным постановления администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 06.09.2011 N 90,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики - Волковой И.В. по доверенности от 10.01.2013 N 4 сроком действия до 31.12.2013,
Молаева Михаила Панфиловича- лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Черновой Е.Г. по доверенности от 27.08.2012 сроком действия два года,
и установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество ЧР, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения, орган местного самоуправления) от 06.09.2011 N 90 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Молаева М.П.".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Молаев Михаил Панфилович.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.11.2013 Министерству отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минимущество ЧР и Молаев М.П. обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Министерство настаивает, что незаконное изменение вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Молаеву М.П., нарушает права Чувашской Республики и неопределенного круга лиц. Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики вправе обращаться с настоящим заявлением в арбитражный суд, поскольку полномочно осуществлять контроль за использованием земель на территории Республики.
Молаев М.П. считает, что заявленные Министерством требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде и Арбитражному суду Чувашской Республики-Чувашии следовало прекратить производство по данному делу согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в суде апелляционной инстанции позиция дополнена тем, что в силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд, установив, что в момент принятия оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушал права и законные интересы заявителя, с учетом его последующей отмены должен был прекратить производство по делу.
В судебном заседании представители Министерства и Молаева М.П. поддержали своих позиции, изложенные в апелляционных жалобах и дополнениях к ним, и отзывах на апелляционные жалобы, просили отменить обжалуемый судебный акт.
Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, полномочного представителя в судебное заседание не направила, надлежащим образом оформленный отзыв на апелляционные жалобы не представила.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что Молаеву М.П. принадлежат на праве собственности двадцать шесть земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:102201:0009, 21:21:102101:0010, 21:21:102101:0011, 21:21:102101:0012, 21:21:102101:0013, 21:21:102101:0014, 21:21:102101:0015, 21:21:102101:0016, 21:21:102101:0017, 21:21:102101:0021, 21:21:102102:0051, 21:21:102102:0070, 21:21:102102:0071, 21:21:102102:0072, 21:21:102102:0077, 21:21:102102:0078, 21:21:102102:0122, 21:21:102102:0123, 21:21:102102:0183, 21:21:102102:0184, 21:21:102102:0185, 21:21:102201:0007, 21:21:102201:0008, 21:21:102201:0009, 21:21:102201:0015, 21:21:102201:0089, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенных на территории Вурман-Сюктерского сельского поселения, что подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
23.03.2011 орган местного самоуправления оформил и утвердил акт обследования и выбора земельного участка для дачного строительства с целью изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности Молаеву М.П.
Постановлением от 28.03.2011 (размещалось в газете "Таван Ен" за апрель 2011 года (N 23) администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения назначила публичные слушания по обсуждению вопроса об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", общая площадь 38,2755 га, расположенные: Чувашская Республика, Чебоксарский район, севернее д.Кибечкасы, д.Адылъял.
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 26.04.2011, принято решение об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, общая площадь 38,2755 га, с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
06.09.2011 администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения издала постановление N 90 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Молаева М.П.", на основании которого утвердила акт от 23.03.2011 обследования и выбора земельного участка, общей площадью 36,7355 га, в том числе:
- участок N 1, площадью 1,4700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0008, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, северо-восточная часть кадастрового квартала (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 2, площадью 1,4700 га с кадастровым номером 21:21:102102:0070, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1350 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 3, площадью 1,4700 га с кадастровым номером 21:21:102102:0071, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1380 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 4, площадью 1,4700 га с кадастровым номером 21:21:102102:0072, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1460 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 5, площадью 1,0960 га с кадастровым номером 21:21:102102:0078, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 900 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Крестьянская, д.33 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 6, площадью 1,1211 га с кадастровым номером 21:21:102102:0183, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 830 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Крестьянская, д.33 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 7, площадью 0,3553 га с кадастровым номером 21:21:102102:0184, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 870 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Крестьянская, д.33 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 8, площадью 0,3345 га с кадастровым номером 21:21:102102:0185, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 800 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Крестьянская, д.33 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 9, площадью 9,5989 га с кадастровым номером 21:21:102102:0122, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1100 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.33 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 10, площадью 9,3897 га с кадастровым номером 21:21:102102:0077, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.37 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 11, площадью 0,0700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0017, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 575 м по направлению на запад от ориентира ОМЗ -Три дуба-1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, садоводческое товарищество "Три дуба" (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 12, площадью 0,0700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0016, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 600 м по направлению на запад от ориентира ОМЗ -Три дуба-1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, садоводческое товарищество "Три дуба" (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 13, площадью 0,0700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0015, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 620 м по направлению на запад от ориентира ОМЗ -Три дуба-1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, садоводческое товарищество "Три дуба" (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 14, площадью 0,0700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0014, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1720 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 15, площадью 0,0700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0013, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1710 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 16 площадью 0,0700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0012, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1690 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 17, площадью 0,0701 га с кадастровым номером 21:21:102101:0011, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1670 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 18, площадью 0,0699 га с кадастровым номером 21:21:102101:0010, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1680 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 19, площадью 1,4700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0021, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1580 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 20, площадью 1,4700 га с кадастровым номером 21:21:102101:0009, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1550 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.31 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 21, площадью 0,7700 га с кадастровым номером 21:21:102102:0051, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 2100 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Адылъял, ул.Рыбацкая, д.6 (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 22, площадью 0,2800 га с кадастровым номером 21:21:102101:0153, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, северо-восточная часть кадастрового квартала (земли сельскохозяйственного назначения);
- участок N 23, площадью 4,4100 га с кадастровым номером 21:21:102101:0123, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, участок находится примерно в 1350 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д.Шобашкаркасы, ул.Новая, д.33 (земли сельскохозяйственного назначения).
Ненормативный правовой акт был исполнен путем внесения в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним реестр не содержит сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Молаеву М.П.
Впоследствии постановлением администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения от 21.05.2012 N 33 отменено постановление от 06.09.2011 N 90 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков".
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции государственный кадастр недвижимости содержит прежние сведения о виде разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства) земельных участков, принадлежащих Молаеву М.П., что следует из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельных участков.
Полагая, что постановление органа местного самоуправления от 06.09.2011 N 90 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Чувашской Республики, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 4, 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 77, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.06.2005 N 152 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Позиция Молаева М.П. о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду в силу положений статей 27 и 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судом первой инстанции и обоснованно признана несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии о статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ") при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.
В силу части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
На основании положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает указание вида разрешенного использования в градостроительном регламенте.
Частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 7 статьи 36 и частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из вышеизложенного следует, что Земельный кодекс Российской Федерации и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из одной категории в другую.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию урегулированы Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона N 172-ФЗ вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации в другую категорию, рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.06.2005 N 152 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в иные категории либо перевод земель или земельных участков из иных категорий в земли населенных пунктов осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, статьей 21 Закона Чувашской Республики от 04.06.2007 N 11 "О регулировании градостроительной деятельности в Чувашской Республике" и земельным законодательством.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, принадлежащие Молаеву М.П. на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:102201:0009, 21:21:102101:0010, 21:21:102101:0011, 21:21:102101:0012, 21:21:102101:0013, 21:21:102101:0014, 21:21:102101:0015, 21:21:102101:0016, 21:21:102101:0017, 21:21:102101:0021, 21:21:102102:0051, 21:21:102102:0070, 21:21:102102:0071, 21:21:102102:0072, 21:21:102102:0077, 21:21:102102:0078, 21:21:102102:0122, 21:21:102102:0123, 21:21:102102:0183, 21:21:102102:0184, 21:21:102102:0185, 21:21:102201:0007, 21:21:102201:0008, 21:21:102201:0009, 21:21:102201:0015, 21:21:102201:0089 отнесены к категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции сделал верное заключение о том, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования обозначенных земельных участков у органа местного самоуправления отсутствовали основания и полномочия для изменения вида их разрешенного использования без изменения категории земель.
Одновременно суд пришел к заключению о том, что Министерство является ненадлежащим заявителем по делу, то есть лицом, не имеющим правовой заинтересованности в предъявлении настоящего требования.
Обращаясь в суд первой инстанции, Министерство указывало в обоснование требований на то обстоятельство, что оспариваемым ненормативным правовым актом Чувашская Республика лишена возможности воспользоваться предусмотренным положениями статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения преимущественным правом покупки рассматриваемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Однако в материалах дела отсутствуют документальные доказательства, свидетельствующие о намерении Молаева М.П. продать принадлежащие ему на праве собственности земельные участки.
В связи с этим приведенные в суде апелляционной инстанции доводы Молаева М.П. о том, что арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, суд апелляционной инстанции признает обоснованными.
Однако, учитывая, что для Министерства последствия прекращения производства по делу и отказа в удовлетворении требований одинаковы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт возможно оставить без изменения.
При этом суд принимает во внимание приведенные в апелляционной жалобе дополнительные доводы Министерства о праве на обращение с настоящим заявлением в связи с наличием у него полномочий по проверке использования земель сельскохозяйственного назначения в пределах Чувашской Республики.
Вместе с тем, такие доводы также признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле, которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
Контроль за соблюдением, в том числе выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
В силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
В рассматриваемом случае Министерство не указало, а суд не установил действующего федерального закона, в соответствии с которым оно вправе обратиться в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установив и исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что требования Министерства являются необоснованными и отказал в их удовлетворении ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционные жалобы Министерства и Молаева М.П. не подлежат удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приведенные в апелляционных жалобах заявителями доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.11.2012 по делу N А79-11192/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на Молаева М.П.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.11.2012 по делу N А79-11192/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и Молаева Михаила Панфиловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11192/2012
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики
Ответчик: Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
Третье лицо: Молаев Михаил Панфилович, Судье Кузьминского районного суда г. Москвы И. А. Прониной, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11192/12