"1С:Предприятие 8" для ломбарда
Ломбарды занимаются выдачей краткосрочных займов физическим лицам под залог принадлежащего им движимого имущества, а также краткосрочным хранением движимого имущества физических лиц. В залог, как правило, принимаются ювелирные изделия, транспортные средства и другие ценные вещи - бытовая техника, одежда, антиквариат и т.п.
В настоящее время деятельность ломбардов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.07.07 г. N 196-ФЗ "О ломбардах", Законом Российской Федерации от 29.05.92 г. N 2872-I "О залоге" и другими законодательными актами.
В процессе деятельности работникам ломбарда необходимо вести оперативный учет вещей, принятых в залог, а также регистрировать операции по выдаче и возврату займов. Факт принятия вещи в залог, а также информация о сумме займа, дате его возврата, проценты по займу и другие сведения о сделке отражаются в бланке строгой отчетности "Залоговый билет".
При принятии вещи на хранение необходимо оформлять сохранную квитанцию. Данный документ содержит описание и сумму оценки вещи, сданной на хранение, дату сдачи и срок хранения, вознаграждение ломбарда за хранение и порядок его уплаты, а также другие данные.
В случае если в срок, установленный законодательством, заемщик не погасил заем или поклажедатель не востребовал вещи, переданные на хранение, то ломбард имеет право обратить взыскание на вещи, полученные в залог или соответственно на хранение. Обращение взыскания на невостребованные вещи, если иное не предусмотрено договором займа, выполняется на основании исполнительной надписи нотариуса. Невостребованные вещи, на которые было обращено взыскание, ломбард реализует в том числе с помощью публичных торгов. В деятельности ломбарда также могут иметь место такие операции, как изъятие предметов залога/хранения по требованию правоохранительных органов, возврат изъятых предметов и др.
Учетом и регистрацией перечисленных операций занимаются, как правило, товароведы ломбарда. Бухгалтеру организации необходимо параллельно отражать данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете, а также вести учет бланков строгой отчетности.
В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.05 г. N 171, приказом Минфина России от 31.01.06 г. N 20н утверждены бланки строгой отчетности, применяемые ломбардами при оказании услуг населению, "Залоговый билет" и "Сохранная квитанция". Ломбард может заказать данные бланки в любой типографии и использовать их при условии соблюдения требований указанного Положения. В то же время Положение допускает расширение или сужение граф бланков строгой отчетности, поэтому элементы бланков, отпечатанных разными типографиями, могут иметь различные размеры. Это затрудняет автоматизацию печати информации на бланках с помощью принтера и требует дополнительной настройки.
Для автоматизации деятельности ломбардов компания и Внедренческий центр "Домино Софт" (1С:Франчайзи, г. Москва) предлагает типовое прикладное решение "Домино: Ломбард + Скупка + Депозитарий". Данный программный продукт разработан на платформе "1С:Предприятие 8", является дополнением к программе "1С:Бухгалтерия 8" и сохраняет все ее функциональные возможности, в том числе по ведению бухгалтерского и налогового учета. При разработке прикладного решения был проанализирован и учтен многолетний опыт, полученный специалистами компании "Домино Софт" в процессе автоматизации деятельности несколько десятков ломбардов. Рассмотрим некоторые особенности программного продукта.
В программе автоматизирована регистрация типовых хозяйственных операций по профильным видам деятельности: "Ломбард", "Депозитарий" и "Скупка". Вид деятельности "Ломбард" включает операции по краткосрочному кредитованию физических лиц под залог принадлежащего им движимого имущества. Под видом деятельности "Депозитарий" понимается краткосрочное хранение движимого имущества, принадлежащего физическим лицам. Вид деятельности "Скупка" подразумевает покупку ювелирных изделий, принадлежащих физическим лицам. В программе также автоматизировано формирование оперативной и аналитической отчетности.
Для регистрации хозяйственных операций используются такие документы, как "Залоговый билет", "Сохранная квитанция", "Возврат кредита", "Квитанция скупки", "Исполнительные надписи" и т.д. Факт продажи предметов с аукциона отражается в учете с помощью документа "Протокол аукциона". Документ "Поступление партии БСО" используется для регистрации поступления в ломбард новой партии бланков строгой отчетности.
Товароведы и бухгалтер ломбарда работают в единой информационной среде, поэтому необходимость в переносе оперативных данных в бухгалтерскую программу отсутствует. После внедрения программы работа менеджеров значительно ускоряется благодаря интуитивно понятному пользовательскому интерфейсу системы. Кроме того, возможность переключения пользовательских интерфейсов позволяет пользователю выбрать именно тот интерфейс, который наиболее подходит для выполнения текущих задач.
Для решения проблемы автоматизации печати на бланках строгой отчетности разных геометрических размеров в системе предусмотрен механизм шаблонов. ИТ-специалист или опытный пользователь могут достаточно просто настроить шаблоны в соответствии с бланками строгой отчетности, полученными из типографии.
Каждый предмет, принятый в залог или на хранение, имеет индивидуальные характеристики. Например, для ювелирных изделий - это вес и проба драгоценного металла, вставки, заводские номера, различные дефекты - сколы, царапины и т.д. Все эти индивидуальные особенности предмета должны быть зафиксированы товароведом и отражены в учете, а также в бланке строгой отчетности.
Многие программы для автоматизации деятельности ломбарда предполагают регистрацию каждого предмета залога как отдельного объекта. В результате список предметов учета быстро увеличивается, что приводит к снижению производительности системы. Кроме того, товаровед испытывает трудности при поиске нужного предмета залога в большом списке.
Ведение списка предметов залога в программе организовано по принципу "вид + характеристики". При таком подходе в список используемых в учете предметов вносится только вид изделия - кольцо, браслет, мобильный телефон и т.д. При приеме залога товаровед ломбарда выбирает из списка вид изделия и дополнительно указывает его индивидуальные характеристики. Учет данных о предмете залога в системе ведется по его индивидуальным характеристикам. При этом список используемых в учете видов предметов залога достаточно мал и удобен в работе.
Для получения информации о текущей деятельности в программе используются разнообразные отчеты: ведомости по выдаче, возврату и продлениям кредитов/депозитов, "Ведомость реализации с аукционных торгов", "Ведомость изъятия предметов", "Остатки бланков строгой отчетности" и др. В системе также предусмотрен "Отчет о производственной деятельности", позволяющий руководству ломбарда оценить эффективность его работы в различных разрезах.
Использование в ломбарде прикладного решения "Домино: Ломбард + Скупка + Депозитарий" способствует автоматизации оперативного учета материальных ценностей, бухгалтерского и налогового учета, а также организации документооборота, соответствующего законодательству. Для работы прикладного решения необходимо наличие программы "1С:Бухгалтерия 8".
Прикладное решение "Домино: Ломбард + Скупка + Депозитарий" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ "1С:Предприятие".
А. Прокудин,
1С:Франчайзи "Внедренческий центр "Домино Софт"
Контактный телефон (495) 784-71-93
"Финансовая газета", N 7, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71