г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А56-38938/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Зайцевой Е.К., Копыловой Л.С.
при ведении протокола судебного заседания: Орловым А.Н.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: Дегтерева А.А. по доверенности от 24.10.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2576/2013) ЗАО "ТЕРМОСТЕК"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2012 по делу N А56-38938/2012 (судья Домрачева Е.Н.), принятое
по заявлению ЗАО "ТЕРМОСТЕК"
к Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Матвеев Вадим Валерьевич
о признании незаконным решения налогового органа
установил:
Закрытое акционерное общество "ТЕРМОСТЕК" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к Межрайонной ИФНС N 15 по Санкт - Петербургу (далее - инспекция, регистрирующий орган) и просит:
- признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Санкт-Петербургу о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", ОГРН 1027800553373, адрес: 199053, г. Санкт-Петербург, Линия 3-я, дом 46, литер А, пом. 15Н, в связи с его ликвидацией;
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по г. Санкт-Петербургу внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о недействительности записи N2127847290020 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", ОГРН 1027800553373, адрес: 199053, г. Санкт-Петербург, Линия 3-я, дом 46, литер А, пом. 15Н, в связи с его ликвидацией.
Определением арбитражного суда от 12.09.2012 к участию в деле в качестве третьего (заинтересованного) лица, привлечен Матвеев Вадим Валерьевич, как ликвидатор общества, представивший в Межрайонную инспекцию ФНС России N 15 по Санкт-Петербургу заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Решением от 23.11.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит данный судебный акт отменить, приняв новый об удовлетворении требований в полном объеме. Податель жалобы считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствует обстоятельствам дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд счел установленными, нарушены и неправильно применены нормы материального права. В обоснование своих доводов указывает на следующее. Заявитель до принятия решения о ликвидации заявил свои требования к ликвидируемому лицу в судебном порядке, а, следовательно, уже возникли правоотношения по требованию о погашении задолженности. Ликвидатор знал о судебном разбирательстве, в связи с чем, повторного заявления этих же требований ликвидатору в процессе ликвидации не требуется. К моменту подачи промежуточного ликвидационного баланса на 20.12.2011 и комплектов документов о государственной регистрации от 17.01.2012 имелось не отмененное решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2011 по делу N А56-40249/2011, в том числе о взыскании с ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС" в доход бюджета РФ госпошлины в сумме 32 817, 80 руб. Следовательно, задолженность перед федеральным бюджетом необходимо рассматривать как своевременно заявленную налоговым органом, и она должна быть отражена в балансах. Однако в нарушение закона налоговый орган не проверил наличие задолженности перед бюджетом, и, как следствие, достоверность сведений, представленных в налоговый орган для ликвидации ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", чем не исполнил свои обязанности при ликвидации юридического лица. Данные промежуточного баланса на 20.12.2011 и ликвидационного баланса на 16.01.2012 по состоянию на 31.12.2010 содержат недостоверные данные в активе баланса по состоянию на 16.01.2011, сумма операций в активе не совпадает с суммами операций в пассиве. Из документов регистрационного дела усматривается, что в налоговый орган не был представлен документ, предусмотренный подп. "г" п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации и он не был затребован налоговым органом. Общество не согласно с выводом суда о том, что им избран неверный способ защиты, указывая на то, что заявитель не просил суд возродить ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", а пытается восстановить его правоспособность для дальнейшей судебной защиты своего права.
Матвеев В.В. в отзыве просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений указывает на следующее. Общество в процессе ликвидации ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС" не заявляло требование. Факт подачи иска в суд не свидетельствует о соблюдении кредитором требований статьи 64 ГК РФ. Наличие задолженности по оплате госпошлины не породило у ФНС права требования, так как судебный акт о ее взыскании вступил в силу после ликвидации общества. Ликвидатор указывает, что у налогового органа отсутствует обязанность по проверке достоверности предоставляемых требований, при этом, им получены все необходимые сведения для госрегистрации, промежуточный и ликвидационный баланс содержат достоверные сведения. Оснований для отказа в регистрации у ответчика не имелось.
Ответчик в отзыве просит оставить решение суда без изменения, указывая на соответствие его нормам материального и процессуального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства заявитель, инспекция своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается следующее.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2011 по делу N А56-40249/2011 с ООО "Торговый дом "СТРОЙРЕСУРС" в пользу ЗАО "ТЕРМОСТЕК". было взыскано 1 981 780 руб.21 коп., однако согласно выписки из ЕГРЮЛ общество-должник ликвидировано, в результате чего ЗАО "ТЕРМОСТЕК", как кредитор, не смог предъявить требования обществу, имеющему перед ним денежную задолженность.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по г. Санкт-Петербургу принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", в связи с его ликвидацией 24.01.2012.
Полагая, что оспариваемое решение регистрирующего органа принято на основании недостоверных сведений, внесенных в ликвидационный баланс общества, и нарушена процедура ликвидации юридического лица, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Инспекция не согласилась с заявленными требованиями, считая, что оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и запись о прекращении деятельности общества была внесена на основании представленных уполномоченным лицом в регистрирующий орган документов. Ответственность за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений лежит на заявителе, в связи с чем, требования к регистрирующему органу считает необоснованными, заявил о пропуске срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ликвидатор возражал на заявление, указав, что на момент составления промежуточного и ликвидационных балансов заявитель не являлся кредитором общества, установленный порядок ликвидации соблюден, заявителем пропущен срок на обжалование решения инспекции.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исходя из нижеследующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
Исходя из положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 определена правовая позиция, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, следовательно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как следует из материалов дела, на момент составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса заявитель являлся кредитором ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС". Матвеевым В.В. не оспаривается, что ликвидационной комиссии ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС" было известно о нахождении в Арбитражном суде г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Арбитражном суде г.Москвы дел по искам заявителя о взыскании задолженности, то есть о наличии требований заявителя, а также по встречному иску ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС" к обществу - заявителю, поскольку он лично или его представитель участвовал в судебных заседаниях, а, следовательно, ликвидатор был осведомлен о том, что заявитель является кредитором ликвидируемого общества.
До окончания срока предъявления требования кредиторами арбитражным судом было вынесено решение по одному из указанных дел (А56-40249/2011), которым с ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС" в пользу заявителя было взыскано 1 981 780, 21 руб. долга. В дальнейшем указанное решение не было отменено и вступило в законную силу. Между тем, запись о ликвидации данного общества была осуществлена регистрирующим органом после принятия указанного судебного акта.
Доказательств погашения задолженности перед заявителем даже в указанной сумме в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что ликвидационный баланс ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", содержал сведения об отсутствии кредиторской задолженности заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ликвидационный баланс ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС" содержал недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией ликвидатора о том, что до вступления в законную силу решения суда о взыскании с ликвидируемого лица задолженности данные баланса, не содержащие указанных сведений, следует считать достоверными. Апелляционный суд исходит из того, что поскольку в процедуре ликвидации кредитором были инициированы публичные судебные споры с ликвидируемым лицом в качестве ответчика-должника, о которых было известно ликвидатору, притом, что по одному из споров судом было принято решение о взыскании, то представление ликвидационного баланса, не содержащего каких-либо сведений о кредиторе и о наличии перед ним обязательств, надлежит рассматривать в качестве злоупотребления правом со стороны ликвидатора. В связи с процедурой обжалования в апелляционном порядке принятого судебного акта о взыскании с ликвидируемого должника денежных средств, ликвидатору надлежало дождаться результата обжалования, а также уведомить регистрирующий орган о наличии притязаний кредитора, с целью недопущения преждевременного принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица. В свою очередь, регистрирующему органу также следовало предпринять действия, направленные на получение достоверных сведений о ликвидируемом юридическом лице, вплоть до приостановления процедуры ликвидации либо отказа в ликвидации, в том числе по тщательной проверке данных баланса и по установлению обстоятельств, препятствовавших завершению добровольной процедуры ликвидации юридического лица.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований считать прекращенной деятельность общества в связи с добровольной ликвидацией не имеется. Вывод суда первой инстанции об избрании заявителем неверного способа защиты своих прав апелляционный суд не может признать обоснованным, поскольку в рассматриваемом случае заявитель претендует не на возрождение деятельности ликвидируемого лица, а на удовлетворение своих имущественных требований по отношению к ликвидированному юридическому лицу и вправе в дальнейшем, в случае отмены записи о прекращении деятельности данного юридического лица, ставить вопрос о банкротстве указанного лица, с проведением всех мероприятий и процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Наличие у заявителя права на предъявление требований непосредственно к ликвидатору о возмещении убытков, как полагает апелляционный суд, не подменяет собой реализацию заинтересованным лицом права на оспаривание записи о прекращении деятельности юридического лица, в отношении которого у заявителя имелись имущественные притязания, возникшие до завершения процедуры ликвидации.
Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, оспариваемое решение следует признать недействительным как несоответствующее Закону о государственной регистрации, с обязанием инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 23.11.2012 подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать в пользу заявителя судебные расходы по оплате госпошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2012 по делу N А56-38938/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Санкт-Петербургу о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", ОГРН 1027800553373, адрес: 199053, Санкт-Петербург г, 3-я линия, 46, литер А, пом.15Н.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по г.Санкт-Петербургу (ИНН 7813200915, 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, дом 10-12, литера "О") аннулировать внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц запись N 2127847290020 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", ОГРН 1027800553373, адрес: 199053, Санкт-Петербург г, 3-я линия, 46, литер А, пом.15Н.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по г.Санкт-Петербургу (ИНН 7813200915, 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, дом 10-12, литера "О") восстановить запись о юридическом лице - ООО "Торговый Дом "СТРОЙРЕСУРС", ОГРН 1027800553373, адрес: 199053, Санкт-Петербург г, 3-я линия, 46, литер А, пом.15Н.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г.Санкт-Петербургу (ИНН 7813200915, 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, дом 10-12, литера "О") в пользу закрытого акционерного общества "ТЕРМОСТЕК" (ОГРН 1025001548824, ИНН 5012023700, 143980, Московская обл, Железнодорожный г, Автозаводская ул, 48-А) судебные расходы по госпошлине по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 4000 руб.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38938/2012
Истец: ЗАО "ТЕРМОСТЕК"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N15 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Матвеев Вадим Валерьевич