Расчет среднего заработка: и снова изменения
Правила расчета среднего заработка являются одним из наиболее динамично развивающихся элементов трудового законодательства. С начала рыночных преобразований (с начала 90-х годов прошлого века) эти правила менялись не менее пяти раз, в том числе с момента введения в силу действующего ТК РФ - дважды. О том, какие за последнее время произошли изменения в расчете среднего заработка, вы узнаете из представленного комментария.
Новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение) принято Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Предыдущий аналогичный документ утверждался Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213. Несмотря на то что текст прежнего Положения был тщательно проработан и организован таким образом, чтобы исключить разночтения, все-таки некоторые проблемы при практическом применении отдельных норм возникали. Вследствие этого появился довольно обширный список разъяснений Роструда по вопросам исчисления средней заработной платы.
Нельзя сказать, что новое Положение принципиально отличается от ранее действовавшего (общие принципы расчета установлены ст. 139 ТК РФ и не могут толковаться расширительно). Однако имеющиеся алгоритмы расчетов все-таки придется скорректировать, причем в некоторых случаях весьма существенно.
Рассмотрим изменения, которые коснулись элементов расчета среднего заработка.
Из перечня выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, исключены разницы в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности). Вероятно, это связано с тем, что в данной ситуации за работником сохраняется средний заработок, что по общему правилу должно означать исключение начисленных сумм и соответствующего периода из расчета.
Одновременно указанный перечень расширен за счет включения в него сумм вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, исключена выплата, имеющая общеотраслевой характер, а добавлена выплата, имеющая весьма узкую сферу применения.
Кроме того, текст некоторых позиций перечня уточнен и детализирован.
В частности, из внесенных изменений следует, что теперь общий порядок расчета среднего заработка будет распространяться и на такие выплаты, как денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное государственным служащим органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также депутатам.
Весьма существенным следует считать уточнение одной из позиций перечня выплат, учитываемых при расчете среднего заработка: вместо "премий и вознаграждений, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет" теперь в перечне значатся "премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда".
Прежняя редакция была довольно расплывчатой и позволяла трактовать данную норму Положения таким образом, что при расчете могли учитываться и суммы премий, выплаченных за счет средств чистой прибыли организации.
Роструд свою позицию по данному поводу сформулировал в письме от 05.02.2007 N 274-6-0 следующим образом:
"Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся в том числе премии, но в расчет среднего заработка включаются все премии (в т.ч. единовременные, разовые), если они предусмотрены в положениях об оплате (премировании) работников организаций".
Нетрудно убедиться, что новая редакция соответствующей позиции перечня практически дословно воспроизводит эту позицию. Однако, по нашему мнению, применять ее нужно с учетом новой нормы (установленной в п. 3 Положения), в соответствии с которой выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, при расчете среднего заработка не учитываются. Так как выплаты за счет чистой прибыли не могут быть отнесены к оплате труда (т.е. не могут быть увязаны с количеством и качеством труда конкретного работника), то и в расчет они приниматься не должны.
При исчислении среднего заработка из расчетного периода более не будет исключаться время, когда работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При определении среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска теперь будет применяться общий расчетный период - 12 месяцев (а не три, как это было ранее).
С одной стороны, такая унификация подходов направлена на то, чтобы упростить процесс расчета. С другой стороны, определенные неясности, по нашему мнению, все-таки могут возникнуть. Это связано с тем, что право на первый отпуск у работника возникает уже по истечении шести месяцев работы, а продолжительность периода между отпусками нередко менее 12 месяцев. То есть весьма вероятна ситуация, при которой для расчета отпускных нужно будет учитывать выплаты за период, предшествовавший предыдущему отпуску.
При расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, сумма заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, делится на 12 и на среднемесячное число календарных дней, которое теперь будет равняться 29,4 (а не 29,6, как ранее).
Таким образом, при общих равных условиях размер среднедневного заработка будет больше примерно на 0,67%. Изменение коэффициента связано с увеличением общего количества нерабочих праздничных дней с 11 до 12. Это увеличение произошло еще в 2005 г. То есть уточнение расчетного коэффициента фактически произведено с запозданием на три года.
Не будут теперь применяться и переводные коэффициенты 1,4 и 1,2 (соответственно для пяти- и шестидневной рабочей недели) в случаях, когда определяется количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах.
Пунктом 10 Положения установлено, что в случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось определенное время, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
При этом количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Например, в феврале 2008 г. отработано 8 рабочих дней (по графику пятидневной рабочей недели) - с 6 по 15 февраля включительно. К расчету будет принято 10 дней (29,4 : 29 х 10, где 10 - число календарных дней с 6 по 15 февраля). Для сравнения: по ранее действовавшему правилу к расчету было бы принято 11 дней (8 х 1,4).
Из текста Положения исключена норма, в соответствии с которой при определении среднего дневного заработка из расчетного периода исключались праздничные нерабочие дни, установленные федеральным законом. По нашему мнению, это обусловлено тем, что прежний порядок был не вполне корректен - количество нерабочих праздничных дней учитывалось в расчетном коэффициенте (29,6), а также тем, что в соответствии с изменениями, внесенными в ТК РФ в 2006 г., все работники (включая сдельщиков) получили право на дополнительное вознаграждение за эти дни.
В Положение включен п. 14, устанавливающий порядок расчета среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков, согласно которому при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплачиваются все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых по справке-вызову учебного заведения.
Весьма важное уточнение внесено в порядок расчета среднего заработка в случаях, когда в организации или ее структурном подразделении имело место повышение тарифных ставок или должностных окладов. Из норм п. 16 Положения следует, что при повышении среднего заработка не должны учитываться выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). Также не должны повышаться выплаты, установленные в абсолютных размерах. На практике это будет означать необходимость организации и ведения раздельного учета выплат, подлежащих и не подлежащих повышению при расчете среднего заработка.
Исключена норма, устанавливающая особый порядок расчета среднего заработка при повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы. До получения дополнительных разъяснений следует считать, что в указанных случаях начисленные в повышенном размере суммы должны учитываться в общем порядке - по месяцу начисления.
В пункте 17 Положения специально оговорено, что при расчете среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула (в случае если за этот период в организации оклады или ставки были повышены) выплаты, установленные в фиксированном и в абсолютном размерах, не повышаются, т.е. учитываются в тех размерах, которые начислялись и выплачивались до начала периода вынужденного прогула.
Норма, в соответствии с которой средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, из ранее действовавшего Положения перенесена дословно.
Таким образом, на уровне Постановления Правительства РФ фактически закреплено право работодателя при расчете среднего заработка ориентироваться на федеральный, а не на региональный МРОТ (который может быть выше федерального). В данном случае изменения не произошло, хотя, по нашему мнению, некоторые коррективы были ожидаемы - с учетом изменения сферы применения и экономического содержания показателя МРОТ с момента введения в действие ТК РФ.
В. Захарьин,
кандидат экономических наук
"Новая бухгалтерия", выпуск 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16