город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2013 г. |
дело N А53-29153/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 27.02.13 N 50616);
от заинтересованного лица: главного специалиста-эксперта Гетман Н.В. (доверенность от 09.01.13 N ЮР-08/147, сроком на 1 год, удостоверение от 10.01.12), главного специалиста-эксперта Неменущей Ю.П. (доверенность от 21.02.13 N 04/151, удостоверение N 86 от 18.12.09);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2012 по делу N А53-29153/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж" к заинтересованному лицу Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области о признании незаконным и отмене решения в части, принятое в составе судьи Тановой Д.Г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения по делу N 78-071/044/445/-2011 от 02.04.12 в части взыскания недоимки 9 частичной неоплаты) и пеней по страховым взносам, начисляющимся на выплаты компенсационного характера в части ходовых (проездных).
Решением суда от 26.12.12 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом при исключении из облагаемой страховыми взносами базы компенсаций работникам за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах не допущено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что выплаты за время передвижения работников от ствола к месту работы и обратно достигают 5% от общего размера начисленной заработной платы. В этой связи, исключение данных средств из сумм, подлежащих обложению страховыми взносами, приведет к нарушению социальных прав застрахованных лиц, которые рассчитывают на размер пенсионного обеспечения, исходя из общей суммы начисленной заработной платы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель управления в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 16.11.11 по 12.01.12 в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж" с целью проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период 2010 год.
29.02.12 по результатам проверки составлен акт выездной проверки N 78-07/044/445-2011, в котором отражены обнаруженные нарушения законодательства о страховых взносах по шести эпизодам, а именно, в нарушение норм статей 7 и 9 Закона N 212-ФЗ общество исключало из базы для обложения страховыми взносами следующие виды вознаграждения:
- материальная помощь свыше 4 000 руб.,
- компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск,
- доначисление ФСС по результатам выездной проверки (акт N 127 от 07.12.11) - не принято к возмещению пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из-за неверного расчета,
- премия за важные задания,
- доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно,
-вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (являются объектом обложения страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 ст. 7 ФЗ N 212-ФЗ).
02.04.12 начальником управления по результатам рассмотрения материалов проверки, вынесено решение о привлечении общества к ответственности за нарушение норм законодательства о страховых взносах, предусмотренных п. 1 ст. 47 Федерального закона. Решение о привлечении к ответственности вручено 04.04.12 года лично представителю страхователя по доверенности.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Отделение пенсионного фонда по Ростовской области с жалобой N 1/87 от 16.04.12, в части доначисления страховых взносов по двум эпизодам (компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск, доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно).
15.05.12 комиссия Отделения ПФР по Ростовской области рассмотрев жалобу плательщика страховых взносов оставила решение управления о привлечении к ответственности общество, без изменений.
Не согласившись с вынесенным управлением решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным ввиду следующего.
Так, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 167-ФЗ) и частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой ежемесячных обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом а п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, общество является плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Управлением по результатам плановой выездной проверки общества обнаружены нарушение норм ст. 7 Закона N 212-ФЗ при определении объекта обложения страховыми взносами и нарушение норм ст. 9 Закона N 212-ФЗ при уменьшении базы для начисления страховых взносов на суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Управление в решении указало о том, что обществом неправомерно не начислялись страховые взносы на вознаграждение - доплату за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, которое в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ является объектом обложения страховыми взносами, ссылаясь при этом на Постановление Правительства РФ от 15.05.1998 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно".
Однако, суд первой инстанции правильно признал ошибочным вывод управления по следующим основаниям.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Исходя из ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно" (далее - постановление от 15.05.1998 N 452) работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах (включая начальников участков), за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно установлена доплата.
Министерство труда Российской Федерации в письме от 20.07.1992 N 1498-ВК разъяснило, что выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно хотя и носят в конкретных производственных условиях постоянный характер, не являются выплатами за работу, а квалифицируются как компенсационные с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.
Поскольку передвижение работников на подземных работах в шахтах осуществляется за пределами рабочего времени и не является частью трудового и технологического процесса, оно не учитывается при исчислении нормы выработки.
Следовательно, упомянутые доплаты - не выплаты за определенный трудовой результат, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором, а компенсация потери времени на передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно носят компенсационный характер.
Указанная позиция изложена в Постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.10 N 10280/09.
Учитывая, что доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно носят компенсационный характер, и в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N 452.
Из вышеуказанных положений следует, что обществом при исключении из облагаемой страховыми взносами базы компенсаций работникам за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах не допущено.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащим удовлетворению требование общества о признании незаконным решения по делу N 78-071/044/445/-2011 от 02.04.2012 в части взыскания с общества недоимки (частичной неоплаты) и пеней по страховым взносам, начисляющимся на выплаты компенсационного характера в части ходовых (проездных) подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ управление освобождено от уплаты госпошлины по апелляционной жалобе, в связи с чем ему подлежат возвращению 1000 руб., ошибочно уплаченные им в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 38 от 23.01.2013 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей, ошибочно уплаченных в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 38 от 23.01.2013 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29153/2012
Истец: ООО "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области