город Омск |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А70-8926/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-928/2013) индивидуального предпринимателя Селецкой Светланы Васильевны на определение Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2012 о прекращении производства по делу N А70-8926/2012 (судья Минеев О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Селецкой Светланы Васильевны (ОГРН 310723232900091, ИНН 720603998535)
к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (ОГРН 1087232004056, ИНН 7202181137)
о признании незаконным решения комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки (протокол N 4 от 27.07.2012)
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Селецкой Светланы Васильевны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Индивидуальный предприниматель Селецкая Светлана Васильевна (далее - предприниматель, ИП Селецкая С.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области о признании незаконным решения комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (протокол N 4 от 27.07.2012) об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Селецкой Светлане Васильевне в государственной поддержке в форме субсидии в виде возмещения затрат по договору лизинга.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2012 по делу N А70-8926/2012 производство по делу прекращено. Селецкой Светлане Васильевне из федерального бюджета возвращена уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей, перечисленная платежным поручением N176 от 24.08.2012.
Судебный акт мотивирован тем, что решение комиссии носит рекомендательный, а не обязательный характер и само по себе не влечет возникновение, изменение или прекращение чьих-либо прав.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что данный спор должен быть разрешен арбитражным судом по существу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Предприниматель обратилась в Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области с заявлением о предоставлении государственной поддержки в форме субсидии в виде возмещения затрат по договору лизинга, предметом которого является транспортное средство.
На основании протокола N 4 от 27.07.2012 принято решение об отказе в предоставлении предпринимателю государственной поддержки в форме субсидии в виде возмещения затрат по договору лизинга в связи с несоответствием пункту 3.2 Порядка.
Письмом Департамента от 02.08.2012 N 2343/12 предпринимателю сообщено о том, что 27.07.2012 состоялось очередное заседание комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для получения государственной поддержки в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным решения комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (протокол N 4 от 27.07.2012) об отказе в предоставлении субсидии, полагая, что данное требование подлежит рассмотрению судом в порядке главы 24 АПК РФ.
18.12.2012 Арбитражным судом Тюменской области вынесено определение о прекращении производства по делу, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из части 1 статьи 2 АПК РФ, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как указано ранее, предпринимателем заявлены требования о признании незаконным решения комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, оформленного протоколом N 4 от 27.07.2012.
В силу пункта 1.4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п отбор субъектов предпринимательства для предоставления государственной поддержки в видах, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, производится департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее - уполномоченный орган) с учетом рекомендаций Комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки (далее - Комиссия) на условиях и в сроки, установленные в настоящем Порядке.
Как следует из пункта 1.5 Порядка, подготовка документов для отбора субъектов предпринимательства для получения государственной поддержки осуществляется уполномоченным органом и включает:
1) прием документов в соответствии с перечнем, установленным настоящим Порядком;
2) подготовку перечня субъектов предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки, и рекомендаций на рассмотрение комиссии;
3) организацию проведения Комиссии и документальное оформление ее решений в виде протокола.
В соответствии с пунктом 1.11 Порядка, Комиссия на основании рекомендаций уполномоченного органа и по результатам рассмотрения поступивших заявочных документов в сроки, предусмотренные пунктом 1.6 настоящего Порядка, принимает рекомендательное решение о предоставлении и размере государственной поддержки либо о мотивированном отказе в предоставлении государственной поддержки, которое оформляется в виде протокола.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения Комиссией поступивших заявочных документов принимает решение и уведомляет субъекта предпринимательства об оказании государственной поддержки и в 30-дневный срок со дня принятия решения заключает договор либо в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения Комиссией поступивших заявочных документов принимает решение и уведомляет субъекта предпринимательства о мотивированном отказе в предоставлении государственной поддержки.
Таким образом, решение комиссии, оформляемое в виде протокола, носит рекомендательный, а не обязательный, характер и само по себе не влечет возникновение, изменение или прекращение чьих-либо прав.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено только такое решение (ненормативный правовой акт, действия, бездействие), которое незаконно возлагает какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку решение комиссии, изложенное в протоколе N 4 от 27.07.2012 (именно его предприниматель обжаловала в суде первой инстанции), носит рекомендательный, а не обязательный характер и само по себе не влечет возникновение, изменение или прекращение чьих-либо прав, то такое решение не может быть оспорено в арбитражном суде как ненормативный правовой акт уполномоченного государственного органа в порядке главы 24 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что требования заявителя о признании незаконным решения Комиссии об отказе индивидуальному предпринимателю Селецкой С.В. в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производству по делу подлежит прекращению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически решением вопроса по заявлению предпринимателя (о предоставлении ей государственной поддержки в форме субсидии в виде возмещения затрат по договору лизинга), является Письмо Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области от 02.08.2012 N 2343/12, поскольку именно в данном письме изложено решение Департамента, которое может создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и, следовательно, может быть предметом обжалования в судебном порядке.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении определения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в определении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в силу чего основания для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Селецкой Светланы Васильевны оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2012 о прекращении производства по делу N А70-8926/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8926/2012
Истец: Индивидуальный предприниматель Селецкая Светлана Васильевна
Ответчик: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-928/13
18.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-928/13
04.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-928/13
18.12.2012 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8926/12