Организация в октябре 2007 г. заключила с агентством, специализирующимся на услугах по связям с общественностью (PR-агентством), договор. По его условиям агент обязался взять на себя работу с журналистами и обеспечить заказчику появление в СМИ определенного количества публикаций с упоминаниями о нем. При этом пометки "реклама" или "на правах рекламы" в публикациях отсутствовали. Договор исполнен и оплачен в октябре 2007 г. Стоимость оказанных услуг по договору составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.)
Как указанные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации?
Бухгалтерский учет. В целях бухгалтерского учета коммерческие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В соответствии с п. 6 ПБУ 10/99 данные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В рассматриваемом случае расходы признаются в октябре 2007 г.
Для обобщения информации о коммерческих расходах организации предназначен счет 44 "Расходы на продажу". Договорная стоимость оказанных услуг (без НДС) отражается по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Налог на добавленную стоимость. В бухгалтерском учете сумма НДС, предъявленная агентством, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.
На основании п. 1 ст. 171 НК РФ организация имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, на установленные налоговые вычеты, в том числе по услугам, приобретенным для осуществления деятельности, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Вычет данных сумм НДС при наличии у организации права на вычет в соответствии с гл. 21 НК РФ отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет, например, 68-1 "Расчеты по НДС", и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).
Налог на прибыль. В части включения указанных расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли необходимо обратить внимание на следующее.
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Минфин России в письме от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418 разъяснил, что понятие "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в том значении, которое используется в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По мнению финансового ведомства, услуги по договору на PR отвечают общим признакам рекламы. Однако при этом следует учитывать, что согласно ст. 16 Закона N 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Минфин России отметил, что в случае если информационные сообщения, публикуемые в средствах массовой информации, не содержат пометки "на правах рекламы", то данные публикации не признаются рекламными и, следовательно, в целях налогообложения затраты по договорам на оказание PR-услуг не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Следовательно, в указанной ситуации признанные в бухгалтерском учете расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются*(1).
Применение ПБУ 18/02. Следовательно, в бухгалтерском учете организации-заказчика возникнет постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (которое отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (субсчет "Постоянное налоговое обязательство (актив)") в корреспонденции с кредитом счета 68) (пп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, Инструкция по применению Плана счетов).
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Произведена оплата PR-агентству за публикации |
60 | 51 | 11 800 | Выписка банка по расчетному счету |
Отражены затраты организации на оплату услуг PR-агентства (11 800 руб. - 1800 руб.) |
44 | 60 | 10 000 | Договор. Акт приемки-сдачи ока- занных услуг |
Отражен предъявленный НДС | 19 | 60 | 1800 | Счет-фактура |
Сумма НДС принята к вычету | 68-1 | 19 | 1800 | Счет-фактура |
Отражено постоянное налоговое обяза- тельство (10 000 руб. х 24%) |
99 | 68 | 2400 | Бухгалтерская справка-расчет |
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 февраля 2008 г.
"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Однако в случае если налогоплательщик решит учитывать в целях налогообложения указанные затраты как расходы на рекламу на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ, т.е. 1% от выручки, ему стоит оценивать возможность возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Стоит отметить, что судебная практика по данному вопросу на стороне налогоплательщика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2007 N А05-8063/2006-13, от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 N А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1). По мнению судов, расходы на рекламу в СМИ учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме, а не нормируются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии"
Учредитель:
АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "ИД Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017198
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Тел./факс: (495) 721-85-75
Адрес в Internet:
E-mail: post@fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).