Организация осуществляет производство и продажу лекарственных средств и имеет соответствующую лицензию. В сентябре 2007 г. в специализированном медицинском журнале, зарегистрированном как СМИ, разместила рекламу производимых ей лекарственных средств, отпускаемых только по рецепту врача. Расходы на указанную рекламу составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.)
Просим разъяснить порядок бухгалтерского и налогового учета данной операции у организации в случае если рекламные расходы в данном случае составили менее 1% выручки от реализации ее продукции*(1).
Гражданско-правовые правоотношения. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.
Статьей 2 Закона N 2124-1 определено, что к специализированному СМИ относится такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого указанным Законом установлены специальные правила.
Согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) содержит специальную ст. 24 "Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения".
В частности, в соответствии с п. 8 ст. 24 Закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Согласно п. 1 ст. 44 Закона N 86-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ, далее - Закон N 160-ФЗ) в СМИ допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.
На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 160-ФЗ статья 44 Закона N 86-ФЗ утратила силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования Закона N 160-ФЗ. Закон N 160-ФЗ опубликован в "Российской газете" 18.10.2006.
Следовательно, с 29.10.2006 утратило силу установленное ст. 44 Закона N 86-ФЗ требование о допущении рекламы в СМИ только лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. С указанной даты допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, на соответствующих мероприятиях, а также только в специализированных медицинских (фармацевтических) изданиях, в том числе и специализированных медицинских печатных изданиях, являющихся СМИ и зарегистрированных как СМИ, с учетом положений ст. 24 Закона N 38-ФЗ.
Бухгалтерский учет. Затраты по рекламе производимых организацией лекарственных средств признаются в качестве коммерческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности, а также включаются в себестоимость проданных товаров (пп. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В соответствии с п. 6 ПБУ 10/99 данные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств при выполнении условий, отраженных в п. 16 ПБУ 10/99.
Расходы по рекламе лекарственных средств в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Налог на добавленную стоимость. Сумма НДС, предъявленная печатным изданием, отражается записью по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60. При принятии к вычету (при наличии у организации права на вычет в соответствии с положениями ст. 171-172 НК РФ) суммы НДС дебетуется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредитуется счет 19 (Инструкция по применению Плана счетов).
Налог на прибыль. Расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ)
В данном случае при надлежащем документальном подтверждении затраты по оплате услуг печатного издания по рекламе производимых организацией лекарственных средств учитываются в целях налогообложения как расходы на рекламу на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ, т.е. 1% от выручки.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Произведена оплата печатному изданию за рекламу |
60 | 51 | 11 800 | Выписка банка по расчетному счету |
Расходы на рекламу включены в состав расходов |
44 | 60 | 10 000 | Договор, акт оказанных услуг |
Отражен предъявленный НДС | 19 | 60 | 1800 | Счет-фактура |
Сумма НДС принята к вычету | 60 | 19 | 1800 | Счет-фактура |
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 февраля 2008 г.
"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ситуации не рассматривается наличие у поставщика за данный период других нормируемых расходов на рекламу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии"
Учредитель:
АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "ИД Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017198
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Тел./факс: (495) 721-85-75
Адрес в Internet:
E-mail: post@fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).