Социальный пакет как вид стимулирования
В отдельную группу способов стимулирования можно выделить соцпакет, хотя некоторые специалисты считают, что этот вид не входит ни в одну отдельную группу. Ибо его влияние на результаты труда является не прямым - в виде стимулирования дополнительных трудовых усилий, а косвенным - через укрепление лояльности по отношению к фирме как ослабление внешних социальных стрессов.
Широко используются и различные формы социального страхования, финансируемые за счет собственных фондов фирмы. Так как государство обычно заинтересованно в том, чтобы предприниматели брали на себя решение хотя бы части социальных проблем, то затраты средств, произведенные работодателем на социальный пакет, обычно позволяют получить значительные налоговые льготы. Этим, в основном, решается и проблема достижения социального согласия, и объясняется популярность методов социальной трудовой мотивации. Кроме того, в отличие от заработной платы, здесь эффективны даже относительно небольшие затраты средств.
В большинство стандартных контрактов, связанных с перемещениями, включается оплата переезда и подъемные. Оплата переезда к месту работы используется и в США, и в Европе и, особенно, в России, где смене работы препятствуют большие расстояния и проблемы устройства на новом месте.
Многие фирмы и организации, например, МАГАТЭ, практикуют оплату найма жилья особенно в случаях, когда желательно неявно закрепить работника за фирмой. Оплата найма жилья может быть полной либо частичной: оплата коммунальных расходов, отеля. Для топ-менеджеров практикуется и оплата приобретения жилья, обычно частичная. Для проектной организации работ, при которой смена рабочего места вполне естественна, эти стимуляторы применяются достаточно часто.
Популярна и оплата расходов на бензин, транспорт, парковку и связь. Эти расходы повышают мобильность и, следовательно, эффективность работы персонала. В большинстве крупных фирм они входят в стандартный компенсационный пакет. Для топ-менеджеров и ценных специалистов практикуется предоставление машины, дотация на приобретение личного автотранспорта. Обеспечение персональной машиной с водителем - достаточно распространенное явление в России. В США и Европе эта мера стимулирования встречается крайне редко из-за высокой стоимости труда водителя. Там широко применяются, в связи с налоговыми оптимизациями и возможностью снижения затрат, оплата питания на фирме, кофе-брейк.
Важным инструментом создания корпоративной культуры как внутреннего стимулирования являются фирменные праздники: день фирмы, юбилеи, чествование лучших работников. Сюда же относятся пикники и совместные туристические поездки. За счет оптового характера закупок затраты удается снизить. Например, американская практика исходит из затрат на проведение фуршета из расчета 5-10 долларов на человека. Расчет на выигрыш за счет оптовой закупки услуг лежит и в практикуемом многими американскими фирмами содержании фирменного юриста, финансового консультанта, стоматолога, врача. Практикуется также оплата клубов, фитнес-центров, бассейнов. Эти расходы окупаются за счет сокращений выплат по болезни и роста производительности. Ряд фирм вводит доплаты за здоровый образ жизни, допустим, за отказ от курения. Сюда примыкает оплата либо частичное финансирование расходов на занятие спортом и творчеством.
Необходимым для работодателя направлением деятельности по стимулированию персонала является повышение квалификации. Именно этой деятельности при небольших дополнительных затратах можно придать характер социального поощрения. Практикуется и доплата на приобретение специальной литературы (для преподавателей она предусмотрена законом).
В условиях жесткой конкуренции на рынке труда очень сильным стимулятором является оплата учебы.
Некоторые крупные фирмы содержат собственные медицинские центры либо оплачивают дополнительные медицинские страховки для работников и членов их семей. Часто такие корпорации имеют собственную базу отдыха. Мелкие и средние фирмы прибегают к частичной оплате расходов на лечение и отдых или оплачивают часть семейных расходов на учебу детей своих сотрудников.
Выгодно и для фирмы, и для сотрудника приобретение товаров и услуг фирмы по себестоимости. Достаточно дешево обходится работодателю метод стимулирования путем представления гарантий по кредитам для сотрудника.
В США широко используется оплата дополнительных выходных, включающая обязательно оплачиваемые праздничные дни (7-11 дней в году), каникулы (рождественские, пасхальные - до 12 дней); а также - личные праздники (день рождения, именины, юбилеи - до пяти дней). Каждая фирма устанавливает свои периоды дополнительных оплачиваемых выходных, обычно этот период не превышает 20 дней.
Можно сделать вывод, что хотя при использовании многих способов трудовой мотивации, их значение в мире серьезно изменяется. Следует отметить и тот факт, что организация работ ведет к актуализации проблемы социальной безопасности работника, которая в России до сих пор еще не решена полностью. Остается надеяться, что в скором времени и наш работодатель вынужден будет прийти к тому же.
Ю. Царенко,
главный редактор журнала
"Кадровик. Кадровое делопроизводство"
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107