г.Москва |
|
20 марта 2013 г. |
N А40-121796/11-153-1148 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР", Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2012
по делу N А40-121796/11-153-1148, принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" (ОГРН 1027700570094; г.Москва, ул.Тверская, д.23/12, стр.1-1А)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
третье лицо: Правительство Москвы,
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: |
Шмидт Е.А. по доверенности от 19.12.2011, Кренов Н.Б. по доверенности от 19.12.2011, |
от ответчика: |
Карнаух О.Т. по доверенности от 28.12.2012, |
от третьего лица: |
Карнаух О.Т. по доверенности от 08.06.2012, |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г.Москвы в оформлении земельных отношений, начиная с 29.12.2010 по 22.07.2011, выразившегося в неоформлении и неподписании договора аренды земельного участка на период проектирования и строительства объекта, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, площадью 3800 кв.м.; признании незаконным отказа Департамента в оформлении земельно-правовых отношений и неподписании договора аренды указанного выше земельного участка, изложенного в письме от 22.07.2011 N 33-5Т0-1677/8-(0)-1; а также обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы осуществить действия по предоставлению в уполномоченный орган документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, в том числе обеспечить подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, указанном в Распоряжении Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 3800 кв.м., расположенного по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса"; обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы после постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 3800 кв.м., указанного в распоряжении Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка расположенного по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса", заключить договор аренды указанного земельного участка на период проектирования и строительства объекта, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, с закрытым акционерным обществом "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" сроком на четыре года.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2012, принятым по данному делу, признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в оформлении земельно-правовых отношений и неподписании договора аренды земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, площадью 3 800 кв.м., изложенный в письме от 22.07.2011 N 33-5Т0-1677/8-(0)-1.
Суд обязал Департамент земельных ресурсов г.Москвы в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения заявления ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" от 01.08.2008 N 33-5ТО-1677/8 в установленном законом порядке.
В части требования о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г.Москвы в оформлении земельных отношений, начиная с 29.12.2010 по 22.07.2012, обязании ответчика осуществить действия по предоставлению в уполномоченный орган документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, заключить договор аренды указанного земельного участка, заявление ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" оставлено без удовлетворения.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что заявителем выполнены все обязательства, возложенные на него Распоряжением Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП и Распоряжением Правительства Москвы от 23.06.2009 N 1313-РП. Суд пришел к выводу о том, что между заявителем и ответчиком сложились административно-правовые отношения, связанные с предоставлением уполномоченным органом власти земельного участка для целей строительства. Стороны указанного правоотношения выполнили ряд действий, направленных на предоставление земельного участка истцу. При этом со стороны заявителя были выполнены абсолютно все требования, предусмотренные действующим земельным законодательством и распорядительными актами Правительства Москвы; между сторонами фактически сложились правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, и у заявителя должно было возникнуть право пользования земельным участком на основании договора аренды, однако пользование земельным участком и совершение дальнейших действий, таких как проектирование и строительство, со стороны заявителя было невозможно, так как Департамент земельных ресурсов не выполнил возложенную на него обязанность заключить договор аренды земельного участка с заявителем.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить в части удовлетворения заявленных Обществом требований и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Указывает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, в связи с чем, принимая во внимание, что акт разрешенного использования спорного земельного участка утвержден распоряжением Правительства Москвы от 11.07.2008, трехлетний срок для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства истек в июне 2011 года. Указывает, что созданной на основании Постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП градостроительно-земельной комиссией г.Москвы решения о предоставлении спорных участков в аренду на период строительство не принималось. Полагает, что в связи с отсутствием принятого в установленном порядке решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для целей строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, у Департамента не имелось оснований для оформления договора аренды земельного участка.
Третье лицо - Правительство Москвы в полном объеме поддержало доводы ответчика, настаивая на удовлетворении апелляционной жалобы и принятии по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Заявителем также подана апелляционная жалоба, содержащая требование об изменении решения суда. Заявитель полагает, что судом неправомерно отказано в удовлетворении требований Общества в части признания незаконным оспариваемого бездействия Департамента, а также в части обязания ДЗР г.Москвы осуществить действия по предоставлению в уполномоченный орган документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, в том числе обеспечить подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, указанном в Распоряжении Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 3800 кв.м., расположенного по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса"; обязании ответчика после постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 3800 кв.м., указанного в распоряжении Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 08.04.2008 N 530, заключить договор аренды указанного земельного участка, на период проектирования и строительства объекта, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, с закрытым акционерным обществом "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" сроком на четыре года. При этом податель жалобы ссылается на то, что отказ в удовлетворении требований заявителя в указанной части неправомерен. Считает, что поскольку суд установил незаконность отказа ответчика в оформлении земельно-правовых отношений, повторное обязание ответчика рассмотреть заявление Общества не является надлежащим способом устранения нарушения земельного законодательства, принимая во внимание возможность отказа в заключении договора при повторном рассмотрении заявления Общества.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.08.2008 ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о предоставлении в аренду под разработку проекта и организацию строительства земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:1001 площадью 3800 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1.
Впоследствии ЗАО "СИК КОНКОР" неоднократно обращалась к Ответчику с требованиями о заключении краткосрочного договора аренды указанного выше земельного участка, что подтверждается, в частности, письмами от 22.07.2010 N 33-5ТО-1677/8-(3)-0, от 10.03.2011 N 04/11, от 22.03.2011 N 33-5Т0-1677/8-(7)-0.
Департамент земельных ресурсов письмом от 22.07.2011 N 33-5Т0-1677/8-(0)-1 отказал в оформлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:1001 под разработку проекта и организацию строительства (том 1 л.д.44).
При этом отказ Департамента мотивирован тем, что вопрос о предоставлении земельного участка может быть рассмотрен только после принятия Градостроительно-земельной комиссией г.Москвы соответствующего решения.
Считая названный отказ Департамента от 22.07.2011, а также бездействие Департамента, выразившееся в неоформлении земельно-правовых отношений с Обществом незаконными, ЗАО "СИК КОНКОР" обратилось в суд с указанными выше требованиями.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что при рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств применительно к оспариваемому письму Департамента от 22.07.2011 N 33-5Т0-1677/8-(0)-1 установлена.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Москвы от 22.11.2011 N 561-ПП "О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы", признаны утратившими силу распорядительные акты Правительства Москвы: Распоряжение Правительства Москвы от 28.03.2005 N 457-РП "О предоставлении ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" на компенсационной основе права разработки предпроектной документации для последующего проектирования и строительства гостинично-делового центра по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2 (Центральный административный округ г.Москвы)"; Распоряжение Правительства Москвы от 19.09.2005 N 1841-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 28.03.2005 N 457-РП"; Распоряжение Правительства Москвы от 12.01.2007 N 9-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 28.03.2005 N 457-РП"; Распоряжение Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП "О реконструкции в виде специальных мер, направленных на регенерацию историко-градостроительной среды в пределах объединенной охранной зоны N 177, и новом строительстве гостиничного комплекса по адресам: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1"; пункт 9 раздела "Центральный административный округ" приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 14.04.2009 N 305-ПП "О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве"; Распоряжение Правительства Москвы от 23.06.2009 N 1313-РП "О мерах по дальнейшей реализации распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП".
Данное Постановление Правительства Москвы от 22.11.2011 N 561-ПП было оспорено Обществом в судебном порядке и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.05.2012 по делу N А40-12972/12-149-117 признано недействительным.
Определением суда первой инстанции от 23.01.2012 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-12972/12-149-117.
Судебными актами трех инстанций по делу N А40-12972/12-149-117 установлено, что Постановление Правительства Москвы от 22.11.2011 N 561-ПП не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ЗАО "СИК "КОНКОР". При этом суды пришли к выводу о том, что между заявителем и ответчиком сложились административно-правовые отношения, связанные с предоставлением уполномоченным органом власти земельного участка для целей строительства. Стороны указанного правоотношения выполнили ряд действий, направленных на предоставление земельного участка заявителю. При этом со стороны заявителя были выполнены абсолютно все требования, предусмотренные действующим земельным законодательством и распорядительными актами Правительства Москвы.
Следовательно, с выполнением сторонами указанных требований у сторон фактически сложились правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, а у заявителя должно было возникнуть право пользования земельным участком на основании договора аренды.
Однако пользование земельным участком и совершение дальнейших действий, таких как проектирование и строительство со стороны Общества было невозможно, так как Департамент земельных ресурсов не выполнил возложенную на него обязанность заключить договор аренды земельного участка с заявителем.
Таким образом, коль скоро вступившим в законную силу решением суда признано недействительным Постановление Правительства Москвы, признавшее утратившими силу распорядительные акты Правительства Москвы, которыми фактически было принято решение о предоставлении ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" земельного участка для проектирования и строительства гостинично-делового центра по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2 (Центральный административный округ г.Москвы), и Департаменту земельных ресурсов г.Москвы поручено оформление земельно-правовых отношений с Обществом, указанные распорядительные акты Правительства Москвы являются действующими.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - город Москва.
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п.5.1 Положения Департамент в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
Положениями статьи 30 Земельного кодекса РФ установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объектов; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство в соответствии с правилами, установленными ст.32 Земельного кодекса РФ.
В настоящем случае, как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем за счет собственных средств был оформлен Акт резервирования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ от 19.07.2005 N 1654; оформлен Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства и реконструкции от 17.12.2007 N А-4888/19. Кроме того, Департаментом земельных ресурсов г.Москвы издано распоряжение от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса"; подлежащий передаче в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:1001, площадью 3 800 кв.м. поставлен на кадастровый учет; пунктом 3 Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП утвержден Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства и реконструкции от 17.12.2007 N А-4888/19.
Следует также отметить, что на основании вышеуказанных распорядительных актов Правительства Москвы были оформлены и подписаны документы и совершены следующие действия: между ЗАО "СИК КОНКОР" и Правительством г.Москвы 12.10.2006 подписан Акт о согласовании размера убытков ЗАО "СИК КОНКОР", связанных с досрочным расторжением договора доверительного управления Домом Москвы в Софии, на общую сумму 892 699 долларов США; подписано Соглашение об оплате стоимости права на заключение договора аренды земельного участка от 30.08.2009 между ДЗР г.Москвы и ЗАО "СИК КОНКОР"; на основании соглашения от 30.08.2009 между ДЗР г.Москвы и ЗАО "СИК КОНКОР" и Распоряжения Правительства Москвы от 23.06.2009 N 1313-РП Департамент земельных ресурсов г.Москвы направил заявителю письмо-уведомление N ЗЗ-ЛЕТО-891/9 с расчетом и сроками оплаты стоимости права на заключение договора аренды; на основании Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП и Распоряжения Правительства Москвы от 23.06.2009 N 1313-РП ЗАО "СИК КОНКОР" перечислило Управлению федерального казначейства по г.Москве для ДЗР г.Москвы плату за заключение договора аренды земельного участка в размере 370 861 065 руб. (п.5 Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП, п.4.1 Распоряжения Правительства Москвы от 23.06.2009 N 1313-РП), Управлению федерального казначейства по г.Москве для ДИГМ перечислило плату за рыночную стоимость сносимого имущества в размере 87 934 584 руб. (п.8.5 Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП), в бюджет г.Москвы - сумму в размере 1 240 500 руб. за отселение жителей из аварийного дома, определенную за вычетом затрат и издержек ЗАО "СИК КОНКОР", связанных с досрочным расторжением договора доверительного управления Домом Москвы в Софии (п.8.4 Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП).
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем выполнены все обязательства, возложенные на него Распоряжениями Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП и от 23.06.2009 N 1313-РП.
При этом согласно п.4 Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП функции заказчика, застройщика и инвестора на указанном выше земельном участке возложены на ЗАО "СИК КОНКОР".
Пунктом 8 Распоряжения Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП на ЗАО "СИК КОНКОР" возложены обязательства по проектированию и реконструкции на земельном участке, урегулирование отношений с собственниками реконструируемых помещений, оплате в бюджет города Москвы платы за заключение договора аренды земельного участка, внесению платы за отселение жителей из аварийного дома, оплате рыночной стоимости сносимого имущества.
Земельный участок был предоставлен истцу в соответствии с подп.2 п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ, а именно, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п.3 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Департамент земельных ресурсов г.Москвы издал Распоряжение от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка расположенного по адресу: ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7 и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса". Пунктами 1, 2 и 5 указанного Распоряжения обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка возложена на подразделение Департамента земельных ресурсов г.Москвы. Данное распоряжение исполнено Департаментом, что подтверждается пунктами 6, 7, 9, 11 кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым N 77:01:0003040:1001 от 21.10.2011. Однако ввиду того, что Департаментом земельных ресурсов г.Москвы договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:1001 на период проектирования и строительства объекта заключен не был, срок временного кадастрового учета земельного участка истек.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что между заявителем и ответчиком сложились административно-правовые отношения, связанные с предоставлением уполномоченным органом власти земельного участка для целей строительства. Стороны указанного правоотношения выполнили ряд действий, направленных на предоставление земельного участка истцу. При этом со стороны заявителя были выполнены все требования, предусмотренные действующим земельным законодательством и распорядительными актами Правительства Москвы.
Следовательно, с выполнением сторонами спора указанных требований у сторон фактически сложились правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, а у заявителя должно было возникнуть право пользования земельным участком на основании договора аренды.
Однако пользование земельным участком и совершение дальнейших действий по проектированию и строительству со стороны заявителя было невозможно, поскольку Департамент земельных ресурсов не выполнил возложенную на него обязанность по заключению договора аренды земельного участка с Обществом.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Департамента от 22.07.2011 в оформлении земельно-правовых отношений с заявителем не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Учитывая сказанное, апелляционным судом не приняты как необоснованные приведенные в апелляционной жалобе доводы Департамента земельных ресурсов г.Москвы об отсутствии у ответчика обязанности заключить договор аренды земельного участка ввиду непринятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии вышеприведенных распорядительных актов (Распоряжений Правительства Москвы от 11.07.2008 N 1575-РП и от 23.06.2009 N 1313-РП), которыми такое решение фактически принято.
Таким образом, оспариваемый отказ Департамента от 22.07.2011 правомерно признан судом незаконным.
Вместе с тем, признавая названный отказ незаконным, суд первой инстанции избрал способ устранения допущенных нарушений прав заявителя путем обязания ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР" от 01.08.2008 N 33-5ТО-1677/8 в установленном законом порядке.
Апелляционный суд считает, что избранный судом способ устранения допущенных нарушений прав заявителя не приведет к восстановлению нарушенного права Общества, поскольку результатом рассмотрения заявления Общества от 01.08.2008 может вновь явиться отказ в оформлении земельно-правовых отношений.
Между тем целью обращения в суд, по смыслу ст.ст.4, 201 АПК РФ, является именно восстановление нарушенного права лица, обратившегося в суд, в связи с чем, констатируя незаконность оспариваемого отказа ответчика в оформлении земельно-правовых отношений с Обществом, при наличии правовых оснований для предоставления в аренду заявителю вышеуказанного земельного участка, а также учитывая установленную п.п.7.5 и 7.6 Положения о ДЗР г.Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, и Распоряжением Департамента от 08.04.2008 N 530 обязанность Департамента по предоставлению в уполномоченный орган необходимых документов для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, апелляционный суд полагает необходимым обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы осуществить действия по предоставлению в уполномоченный орган документов для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка, в том числе обеспечить подготовку документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, указанном в распоряжении Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 3 800 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса".
Соответственно, после постановки земельного участка на кадастровый учет апелляционный суд считает необходимым обязать Департамент подготовить и направить в адрес ЗАО "Строительно-инвестиционная компания КОНКОР" проект договора аренды данного земельного участка на период проектирования и строительства объекта, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1.
При этом апелляционный суд считает правомерным избрать именно означенный порядок восстановления нарушенного права, исходя из того, что обязание ответчика заключить договор аренды земельного участка (как того требует заявитель), предполагает обязанность суда указать конкретные, являющиеся существенными, условия, на которых надлежит заключить договор. Вместе с тем требования о понуждении заключить договор заявляются в порядке ст.445 ГК РФ, тогда как в настоящем случае Обществом заявлены требования в порядке Главы 24 АПК РФ - о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, и обязании ответчика в порядке ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд считает в данном случае применимыми разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, согласно которым в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок заявителю.
Что касается требований заявителя о признании незаконным бездействия Департамента в оформлении земельных отношений, начиная с 29.12.2010 по 22.07.2012, то вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в их удовлетворении представляется правомерным, исходя из того, что Департаментом заявителю был направлен отказ от 22.07.2011 N 33-5Т0-1677/8-(0)-1 в оформлении договора аренды земельного участка, который оценен судом в рамках настоящего дела и признан незаконным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Соответственно, апелляционная жалоба Департамента земельных ресурсов г.Москвы удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2012 по делу N А40-121796/11-153-1148 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в оформлении земельно-правовых отношений и неподписании договора аренды земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, площадью 3 800 кв.м., изложенный в письме от 22.07.2011 N 33-570-1677/8-(0)-1.
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы осуществить действия по предоставлению в уполномоченный орган документов для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка, в том числе обеспечить подготовку документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, указанном в распоряжении Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 08.04.2008 N 530 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 3 800 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, и Каланчевский тупик, вл.4, стр.1, используемого ЗАО "СИК КОНКОР" для регенерации в пределах охранной зоны и нового строительства гостиничного комплекса".
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы после постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 3 800 кв.м., указанного в распоряжении ДЗР г.Москвы от 08.04.2008 N 530, подготовить и направить в адрес ЗАО "Строительно-инвестиционная компания КОНКОР" проект договора аренды данного земельного участка на период проектирования и строительства объекта, находящегося по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, вл.4, стр.1, 2, 3, 7, Каланчевский тупик, вл.4, стр.1.
В удовлетворении остальной части заявленных ЗАО "Строительно-инвестиционная компания "КОНКОР" требований отказать.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов г.Москвы в пользу ЗАО "Строительно-инвестиционная компания "КОНКОР" судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в сумме 2000 рублей, и при подаче апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.
Возвратить ЗАО "Строительно-инвестиционная компания "КОНКОР" из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей, как излишне уплаченную при подаче заявления платежным поручением N 35 от 26.10.2011".
Апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы оставить без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121796/2011
Истец: ЗАО "Строительно-инвестиционная Компания "КОНКОР"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство города Москвы