г. Москва |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А41-14873/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Трофимов В.В., доверенность от 12.01.2013 N 5, Задой Н.С., доверенность от 12.01.2013 N 4,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Тагиева А.Д., доверенность от 20.12.2012 N 369-Д, Полежаева О.И., доверенность от 20.12.2012 N 978-Д,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился, извещен,
от третьих лиц:
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от администрации сельского поселения "Барвихинское" - не явился, извещен,
от федерального государственного унитарного предприятия "Ростеинвентаризация - Федеральное БТИ" - не явился, извещен,
от Министерства экологии и природопользования - Мосяков А.В., доверенность от 11.01.2013 N 07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2012 по делу N А41-14873/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛэндАльянс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, при участии в качестве третьих лиц администрации Одинцовского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения "Барвихинское", федерального государственного унитарного предприятия "Ростеинвентаризация - Федеральное БТИ", Министерства экологии и природопользования, об оспаривании действий по определению кадастровой стоимости земельного участка, кадастровой стоимости и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛэндАльянс" (далее - общество, заявитель, ООО "ЛэндАльянс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области), в котором просит:
- признать незаконными действия управления, выразившиеся в ошибочном применении удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191, не соответствующих виду разрешенного использования земельного участка;
- признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191, определенную в соответствии со значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки как не соответствующую виду разрешенного использования земельного участка;
- обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191, определенные в соответствии со значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки;
- обязать управление устранить допущенные нарушения при применении УПКЗ "земли под домами многоэтажной застройки" при определении кадастровой стоимости путем отнесения к категории соответствующей виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют администрация Одинцовского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения "Барвихинское", федеральное государственное унитарное предприятие "Ростеинвентаризация - Федеральное БТИ", Министерство экологии и природопользования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛэндАльянс" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 18 900 кв.м с кадастровым номером 50:20:0010336:191, разрешенное использование: "для жилищного строительства", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2011 серии 50АВ N 259174 (т. 1, л.д. 30).
Согласно представленной в материалы дела выписке из Государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта) от 07.12.2012 указанного земельного участка (т. 1, л.д. 32-33) его кадастровая стоимость составляет 695 944 494 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 36 822,46. Указанная кадастровая стоимость земельного участка ООО "ЛэндАльянс" установлена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 181-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли поселений" на территории Одинцовского района Московской области") (т. 1, л.д. 34-47).
Указывая на то, что на спорном земельном участке жилые дома многоэтажной застройки не расположены, вид разрешенного использования земельного участка не содержит указания на размещение объектов многоэтажной жилой застройки и не предусмотрен распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 181-РМ, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что кадастровые сведения о спорном земельном участке не позволяют обоснованно подтвердить, что данный земельный участок предназначен для размещения домов многоэтажной жилой застройки, поскольку имеющиеся в кадастровом деле документы - основания внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании участков не содержат однозначного указания на такой вид допустимой градостроительной деятельности. В материалах дела отсутствуют доказательства застройки принадлежащего ООО "ЛэндАльянс" земельного участка, в том числе объектами многоэтажной жилой застройки. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что в целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка управлением были применены удельные показатели кадастровой стоимости для земель под домами многоэтажной застройки, не соответствующие видам разрешенного использования названного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесение в КГН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, рассчитанной с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки, является неправомерным.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании апелляционного суда представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представители ООО "ЛэндАльянс" против доводов апелляционной жалобы возражали, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Министерства экологии и природопользования поддержал позицию управления, просил решение суда первой инстанции отменить.
Кадастровая палата, администрация Одинцовского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения "Барвихинское", федеральное государственное унитарное предприятие "Ростеинвентаризация - Федеральное БТИ" своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, в связи со следующим.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Апелляционным судом установлено, что требования ООО "ЛэндАльянс" по настоящему спору, касающиеся применения управлением неправильного значения удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, фактически направлены на установление достоверной кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка путем применения удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду разрешенного использования этого земельного участка. При таких обстоятельствах апелляционный суд рассматривает заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 2, 3, 4 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 2.1.16 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель населенных пунктов земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной и среднеэтажной или малоэтажной, в том числе индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка.
Поскольку в рассматриваемом дела установление кадастровой стоимости спорного земельного участка связано лишь с установлением подлежащего применению удельного показателя кадастровой стоимости земель на основании коэффициента вида разрешенного использования оснований для назначения судебной экспертизы по настоящему делу не имеется.
В целях установления правильного удельного показателя кадастровой стоимости земель, подлежащего применению при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191 апелляционным судом затребованы у участвующих в деле лиц кадастровое и межевое дела на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:191, а также кадастровый паспорт названного земельного участка, содержащий полные сведения относительно земельного участка и расположенных в его границах объектов.
Из представленных суду кадастровой выписки, кадастрового паспорта, копии кадастрового дела, копии межевого дела на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:191, а также акта осмотра указанного земельного участка от 14.02.2013, усматривается, что данный земельный участок свободен от каких-либо объектов и имеет девять поворотных точек границ земельного участка. Спорный земельный участок находится вокруг иного земельного участка, не принадлежащего ООО "ЛэндАльянс", на котором расположен трехэтажный жилой дом.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд установил, что трехэтажный жилой дом не расположен на спорном земельном участке, а находится на другом земельном участке, не расположенном в установленных границах спорного земельного участка. Принадлежащий ООО "ЛэндАльянс" земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:191 свободен от объектов недвижимости и капитальных строений.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, отнесенных к категории земель населенных пунктов, могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 181-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли поселений" территории Одинцовского района Московской области" установлены значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, относящихся к категории "Земли поселений" на территории Одинцовского района в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в том числе для земель под домами многоэтажной застройки и земель под домами индивидуальной жилой застройки.
Согласно выписке из Государственного кадастра недвижимости от 07.12.2012 о спорном земельном участке (т. 1, л.д. 32-33) при определении его кадастровой стоимости управлением применялось значение удельного показателя кадастровой стоимости для земель под домами многоэтажной застройки: для п. Барвиха - 36 822,46 руб. /кв.м, указанное в приложении N 3 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области 29.11.2005 N 181-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли поселений" территории Одинцовского района Московской области".
Между тем из представленных в материалы дела документов, в том числе из копии кадастрового дела, копии межевого дела на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:191 усматривается, что спорный земельный участок был сформирован для индивидуального жилищного строительства (что, в частности следует из акта о нормативной цене земельного участка, находящегося в материалах кадастрового дела). Объекты многоэтажного жилищного строительства на нем отсутствуют. Какие-либо основания полагать, что спорный земельный участок используется или может быть использован под домами многоэтажной застройки, у суда отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение управлением при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка значения удельного показателя кадастровой стоимости для земель под домами многоэтажной застройки для п. Барвиха 36 822,46 руб. /кв.м, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191 и нарушает права и законные интересы ООО "ЛэндАльянс".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.
Согласно строке 44 раздела 53 Приложения N 3 к Указанному распоряжению для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, расположенных в кадастровом квартале 50:20:0010336, установлен средний взвешенный по площади значения удельный показатель кадастровой стоимости 6865,87 руб./кв.м.
Поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:191 подлежит отнесению земельным участкам с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", апелляционный суд приходит к выводу о том, что для расчета кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит применению удельный показатель кадастровой стоимости 6865,87 руб./кв.м, соответствующий виду разрешенного использования земельного участка.
Апелляционному суду представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010336:191 от 28.02.2013, согласно которой в Государственный кадастр недвижимости внесены изменения относительно применяемого значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, в графе 13 указано значение 6865,87 руб./кв.м, что соответствует виду разрешенного использования спорного земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" и требованиям закона. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191 рассчитана с применением указанного показателя.
Таким образом, допущенное управлением нарушение прав и законных интересов ООО "ЛэндАльянс", выразившиеся в ошибочном применении удельного показателя кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191, в настоящее время устранено управлением и органом кадастрового учета.
Апелляционным судом установлено, что обществом заявлены требования о признании незаконными действия управления, выразившиеся в ошибочном применении удельных показателей кадастровой стоимости, не соответствующих виду разрешенного использования земельного участка; признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка; обязании филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в соответствии со значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки; а также обязании устранить допущенные нарушения при применении УПКЗ "земли под домами многоэтажной застройки" при определении кадастровой стоимости путем отнесения к категории соответствующей виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191.
Судом первой инстанции удовлетворены заявленные обществом требования в том виде как они были сформулированы заявителем, в том числе в части обязания устранить допущенные нарушения путем отнесения к соответствующему виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:191.
Вместе с тем, учитывая, что допущенные управлением нарушения на момент рассмотрения дела в апелляционном суде устранены, в Государственный кадастр недвижимости внесены достоверные сведения, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка применен правильно в соответствии с видом его разрешенного использования, апелляционный суд не усматривает достаточных оснований для изменения решения суда первой инстанции в части исправления формулировки обязанности по восстановлению нарушенных прав ООО "ЛэндАльянс" либо отмены правильного судебного акта в части указания в нем на недостоверность первоначально необоснованно определенной кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2012 по делу N А41-14873/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14873/2012
Истец: ООО "ЛэндАльянс"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата" по МО
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения "Барвихинское"Одинцовского муниципального района, Администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр Земля", Министерство экологии и природопльзования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14873/12