г. Москва |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А40-104854/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Седова С.П.,
судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Калининым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2013 г.
по делу N А40-104854/12, принятое судьей Куклиной Л.А. (шифр судьи 32-984),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Финансы и право" (ОГРН 1116440001919, 412311, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Энтузиастов, д.1)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
третьи лица: 1) Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1086671005838, 620100, г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 25)
2) Управление Федерального казначейства по Свердловской области
(ОГРН 1036603493112, 620142, г. Екатеринбург, ул. Фурманова, д. 34)
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: не явился, извещен;
ответчика: Шаргаева Н.В. доверенность N 207/822 д от 12 ноября 2012 г.;
третьего лица (1): не явился, извещен;
третьего лица (2): не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Финансы и право" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ФГУ "Приволжское-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны 893.437 руб. 11 коп.
В качестве третьих лиц в деле участвую ФГУ "Приволжское-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и УФК по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении иска, так как истец не доказал невозможность взыскания долга с основного должника.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик поддержал доводы жалобы.
Истец и третьи лица, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2013 года является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.12.2010 г. по делу N А57-10603/2010 с ФГКЭУ "206 КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "Главная управляющая компания" взыскана задолженность по государственному контракту N 167 на очистку сточных вод от 01.01.2010 г. в сумме 893 437 руб. 11 коп.
Решение вступило в законную силу 09.03.2011 г.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2012 г. по делу N А57-10603/2010 произведена процессуальная замена должника ФГКЭУ "206 КЭЧ района" на процессуального правопреемника ФГУ "Приволжское-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.02.2012 г. по делу N А57-10603/2010 произведена процессуальная замена взыскателя ООО "Главная управляющая компания" на ООО "Юридическая компания "Финансы и право".
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с приложением N 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и приложением N 11 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Министерство обороны Российской Федерации входит в состав главных распорядителей средств федерального бюджета в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального Закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп. 71 п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство оборонный Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
ФГУ "Приволжское-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального Закона "Об обороне" предусмотрено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
В соответствии с п.п.9.10 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Ст. 120 ГК РФ, предусматривает, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Из смысла ст. 120 ГК РФ, усматривается, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения является соответствующее публично-правовое образование и, следовательно, взыскание задолженности в порядке субсидиарной ответственности должно производиться за счет казны соответствующего публично-правового образования по долгам федерального учреждения.
Согласно п. 3 ст. 399 ГК РФ лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле.
В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.
Во исполнение требований ст. 242.3 БК РФ истец направил исполнительный лист в орган Федерального казначейства, исполнив тем самым, требования законодательства об исполнении судебных актов, предусматривающие обращение взыскание на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
03.12.2012 г. исполнительный лист возвращен органам федерального казначейства, о чем свидетельствует уведомление N 280. Истцу предложено предъявить исковые требования по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета - Минобороны России.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчик несет субсидиарную ответственность по долгам подведомственного учреждения - ФГУ "Приволжское-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
Довод ответчика, со ссылкой на постановление ВАС РФ от 01.03.2011 г. N 9647/10 не может быть принят во внимание, так как в указанном постановлении, в том числе, указывается о возможности направления исполнительного листа по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета - в данном случае - Минобороны России.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2013 г. по делу N А40-104854/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104854/2012
Истец: ООО "Юридическая компания "Финансы и право"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Свердловской области, Управление Федерального казначейстсва по Свердловской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГУ "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ