г. Пермь |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А60-49783/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания") (ОГРН 1069674067099, ИНН 6674183376): Бабичева Е.Б., представитель по доверенности от 09.01.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга) (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 января 2013 года
по делу N А60-49783/2012,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания" (далее - ООО "Южно-Уральская нерудная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 23.11.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества и возложении на Инспекцию обязанности зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности ООО "Южно-Уральская нерудная компания" в связи с ликвидацией.
Решением арбитражного суда от 17.01.2013 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2013) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы об отсутствии законных оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку процедура регистрации обществом соблюдена; в регистрирующий орган представлены все необходимые документы. В ликвидационном балансе отсутствовали сведения о задолженности по налогам, поскольку на дату составления ликвидационного баланса (06.04.2012) требования ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга как кредитором не заявлялись, на момент предоставления документов для государственной регистрации ликвидации у общества не имелось непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет, следовательно, у ликвидатора общества отсутствовало право на включение задолженности перед налоговым органом в ликвидационный баланс. Действующим законодательством не предусмотрен запрет на принятие решения о ликвидации в период проведения налоговой проверки.
В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Инспекция не согласна с изложенными в жалобе доводами, в отзыве на жалобу приведены доводы о том, что на момент принятия решения о ликвидации обществу было известно о проведении в отношении него выездной налоговой проверки, которая фактически началась до момента принятия обществом решения о ликвидации, при этом само общество участвовало в проведении проверки, представляя уточненные налоговые декларации и истребуемые налоговым органом документы. На дату рассмотрения документов, представленных обществом на государственную регистрацию, у общества имелась задолженность по налоговым платежам, о чем обществу было известно из решения налогового органа, полученного в день его вынесения - 04.09.2012.
Представители заинтересованного лица участие в судебном заседании не принимали, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Южно-Уральская нерудная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2006 за ОГРН 1069674067099.
18.01.2012 единственным участником ООО "Южно-Уральская нерудная компания" Асташкиным М.Г. принято решение о ликвидации общества, обязанности ликвидатора возложены на Ботнарь Р.Г. (л.д. 15).
Размещенная в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.02.2012 N 4 (362) публикация о ликвидации ООО "Южно-Уральская нерудная компания" содержит информацию о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 4-16 (л.д.18).
16.11.2012 ликвидатором в регистрирующий орган представлены заявление о государственной регистрации по форме Р16001, решение об утверждении ликвидационного баланса от 06.04.2012, ликвидационный баланс по состоянию на 06.04.2012, документ об уплате государственной пошлины, сведения о публикации в СМИ (л.д. 28-33).
23.11.2012 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением ликвидационного баланса (л.д. 34).
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества, оспариваемое решение признал соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ, нарушений прав заявителя судом не установлено.
Апелляционный суд, обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав представителя заявителя по делу, приходит к выводу о правомерности оспариваемого судебного акта в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен ст. ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами,
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 указанной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами.
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
По смыслу норм действующего законодательства на Инспекцию не возложена обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Между тем сама по себе подача в регистрирующий орган необходимых документов не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 22.12.2011, в период с 22.01.2012 по 13.08.2012 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.09.2012, которым обществу начислены к уплате налог на прибыль и НДС, пени за неуплате налогов, назначены налоговые санкции. Данное решение вручено представителю общества 04.09.2012 и вступило в законную силу по истечении 10 дней со дня вручения представителю общества (ч. 9 ст. 101 НК РФ) (л.д. 66).
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела документы, свидетельствующие о том, что для государственной регистрации ликвидации представлены необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс, в котором указано на отсутствие задолженности перед какими-либо кредиторами, в том числе перед бюджетом, однако представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемой организации и ее расчетов с кредиторами, при том, что достоверность представленных для регистрации документов и содержащихся в них сведений является обязательным условием, пришел к мотивированному выводу о том, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации общества.
Апелляционный суд отмечает, что действительной может быть признана регистрация при ликвидации юридического лица, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, в том числе вносимых в ЕГРЮЛ.
О проводимой Инспекцией налоговой проверке общество знало, участвовало в проведении проверки, самостоятельно представляло уточненные налоговые декларации, в связи с чем, действуя добросовестно и разумно как того требует ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не должно было утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс общества отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о недоимке по налогам отсутствовали, апелляционным судом рассмотрены и отклонены.
Ликвидационный баланс общества утвержден 06.04.2012, то есть до вынесения налоговым органом решения по налоговой проверке, в то время как на дату рассмотрения представленных на регистрацию 16.11.2012 документов решение налогового органа вступило в законную силу, о наличии решения обществу было известно. Таким образом общество знало, что на момент представления в Инспекцию сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе не отражали действительного имущественного положения общества.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами на момент ликвидации, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010).
Довод апеллятора о том, что Инспекцией требования к обществу при его ликвидации не были предъявлены не опровергают выводов о недостоверности содержащихся в ликвидационном балансе требований.
В силу ч. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 января 2013 года по делу N А60-49783/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская нерудная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49783/2012
Истец: ООО "Южно-Уральская нерудная компания"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга