город Омск |
|
09 апреля 2013 г. |
Дело N А70-8651/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-853/2013) общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2012 по делу N А70-8651/2012 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (ОГРН 1037200556656, ИНН 7224007051)
к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082)
о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (далее - ООО "Инвест-силикат-стройсервис", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка общей площадью 60000 кв.м. (6,0 га) с учетными кадастровыми номерами частей 003 площадью 42751 кв.м. (4,2751 га), 004 площадью 17249 кв.м. (17249 га), являющимися частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, относящимися к категории земель: земли лесного фонда, расположенными по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых. Заявитель просил суд первой инстанции обязать Департамент заключить с Обществом договор аренды указанного лесного участка сроком на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2012 по делу N А70-8651/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием материалов лесоустройства на испрашиваемый лесной участок, а также отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, в связи с чем у Департамента отсутствовали правовые основания для предоставления данного участка. Соответственно, решение Департамента от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду является правомерным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что согласно предоставленной кадастровой выписке N 7200/201/11-10258 от 27.10.2011 о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, части 003 и 004 которого были предоставлены ранее в аренду заявителю, подтверждается принадлежность земельного участка к землям лесного фонда. Также категория земель испрашиваемого земельного участка была определена в Приказе Департамента промышленности и лесного хозяйства Тюменской области от 03.07.2007 N 274.
Проведение в 2006-2008 годах лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесничества не заменяет кадастровые работы, поскольку по смыслу Инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265, границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства. На момент проведения лесоустроительных работ договор аренды земельного участка уже был заключен, в связи с чем податель жалобы считает, что у Департамента не имелось сомнений в принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно акту натурного технического обследования от 2007 года, утвержденного Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области, испрашиваемый участок расположен в лесах 1 группы лесов зеленых зон поселений и относится к кварталу 18С Винзилинского лесничества.
Основанием для отказа в предоставлении участка в аренду является отсутствие характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства и государственного лесного реестра. Однако указанное основание не соответствует исчерпывающему перечню оснований для отказа, приведенному в приказе от 26.07.2011 N 319 и пункте 22 Административного регламента от 28.07.2011 N 144.
От Департамента лесного комплекса Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От Департамента лесного комплекса Тюменской области и ООО "Инвест-силикат-стройсервис" поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Обществом в 2006 году была получена лицензия ТЮМ 01057 ПЭ на разведку и добычу песка в Тюменском районе, п. Андреевский, оз. Грязное.
Приказом Агентства лесного хозяйства по Тюменской области от 15.06.2006 N 172 для складирования песка и промышленного оборудования Обществу был предоставлен земельный участок, расположенный на берегу вышеуказанного озера по адресу Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, общей площадью 6,0 га.
На основании данного приказа 27.06.2006 между ФГУ "Тюменский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Инвест-силикат-стройсервис" (арендатор) был заключен договор аренды N 2ЛХ/2006 в отношении вышеуказанного участка сроком на 11 месяцев.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению в аренду лесных участков были переданы субъектам Российской Федерации.
В Тюменской области уполномоченным органом в области лесных отношений стал Департамент промышленности и лесного хозяйства Тюменской области.
Общество 07.05.2007 обратилось в Департамент с просьбой продлить заключенный с ФГУ "Тюменский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда, приложив необходимые документы (приказ о предоставлении, кадастровый паспорт, договор аренды), на основании которых Департамент приказом от 03.07.2007 N 274 предоставил в аренду этот же участок.
На основании данного приказа между ООО "Инвест-силикат-стройсервис" и Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области заключен договор аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108, срок действия которого с учетом дополнительного соглашения к нему от 26.07.2011 N 2 установлен до 02.03.2012.
Общество 14.02.2012 обратилось в Департамент лесного комплекса Тюменской области с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком на 10 лет, ссылаясь на продолжение действия лицензии на право добычи полезных ископаемых.
В свою очередь Департамент 14.03.2012 направил в адрес Общества письмо N 08/0911-12 о том, что им были сделаны запросы в заинтересованные органы государственной власти, и решение вопроса о пролонгации договора будет принято после получения от них соответствующих сведений.
Общество 03.07.2012 вновь обратилось в Департамент с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком на 10 лет.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом было принято оспариваемое решение от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду в связи с отсутствием характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства (л.д. 45).
30.11.2012 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из части 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (часть 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли лесного фонда.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
Из изложенных выше норм права следует, что земельные участки, в том числе земли лесного фонда, могут быть предоставлены юридическому лицу в аренду.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению в аренду лесных участков были переданы субъектам Российской Федерации.
Так, в силу части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Как следует из части 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Тюменской области уполномоченным органом в области лесных отношений является Департамент промышленности и лесного хозяйства Тюменской области.
Согласно пункту 3.30 Положения о департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п, Департамент осуществляет в установленном порядке: предоставление гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в пределах земель лесного фонда лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, Тюменской области, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, аренды, безвозмездного срочного пользования в целях использования лесов в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось к Департаменту с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
По неопровергнутому утверждению Департамента, материалы лесоустройства в отношении лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, отсутствовали. В связи с чем 06.05.2006 со специализированным предприятием - ФГУП "Запсиблеспроект" заключен государственный контракт N 2 на выполнение лесоустройства на территории Тюменского сельского лесхоза.
Указанные работы продлились в период с 2006 по 2008 годы.
Лесоустроительные работы, выполненные ФГУП "Запсиблеспроект" по государственному контракту, были приняты департаментом лесного комплекса Тюменской области в 2008 году, изготовленные материалы лесоустройства в настоящее время являются основой для ведения государственного лесного реестра, составления Лесного плана Тюменской области и лесохозяйственного регламента Тюменского лесничества.
Выполняя работы по лесоустройству лесов Тюменского лесничества, ФГУП "Запсиблеспроект" не включил в состав земель лесного фонда лесной участок, который Общество просит предоставить в аренду.
Кроме того, в настоящее время лесной участок с адресным описанием, указанным в договоре, отсутствует в свидетельстве о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Тюменского лесничества, полученном на основании материалов лесоустройства в 2008 году.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в отношении которого проведено лесоустройство.
Таким образом, в отсутствие материалов лесоустройства на испрашиваемый лесной участок, а также в отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, предоставление данного лесного участка департаментом лесного комплекса Тюменской области не представляется возможным, в связи с чем решение от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду является законным и обоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что согласно предоставленной кадастровой выписке N 7200/201/11-10258 от 27.10.2011 о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, части 003 и 004 которого были предоставлены ранее в аренду заявителю, подтверждается принадлежность земельного участка к землям лесного фонда. Также категория земель испрашиваемого земельного участка была определена в Приказе Департамента промышленности и лесного хозяйства Тюменской области от 03.07.2007 N 274.
Действительно, как следует из материалов дела, Приказом Департамента промышленности и лесного хозяйства Тюменской области N 274 от 03.07.2007 Обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1.
04.07.2007 между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 108.
Как следует из пункта 1 договора, предметом договора является часть лесного участка с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039.
В пункте 2 договора указано, что лесной участок передаваемый в аренду имеет следующие характеристики: местоположение - Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, МО п.Андреевский, южный берег оз.Грязное, квартал 18 С, обособленный участок с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0525.
Таким образом, в соответствии с договором в аренду передавался земельный участок расположенный в квартале 18 С.
Однако, как указано в схеме расположения лесного участка, которая является приложением к договору, фактически предоставленный Обществу земельный участок не входит в квартал 18С, то есть изначально в договоре имеется ошибка относительно месторасположения передаваемого в аренду лесного участка.
Более того, на момент принятия Департаментом приказа о предоставлении Обществу лесного участка и подписания договора аренды, лесоустройство еще не было завершено и о том, что передаваемый в аренду участок не является лесным, Департамент знать не мог.
Общество 14.02.2012 и 22.02.2012 обращалось к Департаменту с письмами (исх. N 81, N44) о продлении договора аренды N 108 от 04.07.2007, в связи с продолжением действия лицензии на право добычи полезных ископаемых, для размещения промышленной площадки для складирования песка сроком на десять лет (л.д. 39, 40).
В ответ на обращение Департамент лесного комплекса Тюменской области указал, что по лесному участку площадью 6,00 га, расположенному по адресу: Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18 С, выдел 1 отсутствует информация в государственном лесном реестре, в связи с чем направлены запросы для уточнения границ по данному лесному участку. На основании полученных сведений будет принято решение о пролонгации договора аренды N 108 от 04.07.2007 (л.д. 43).
10.07.2012 в письме N 08/2674-12 Департамент сообщил Обществу, что при лесоустройстве лесов Тюменского лесничества были уточнены границы лесных участков земель лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Работы выполнены в соответствии с материалами территориального землеустройства. При этом учитывались площади, отнесенные к категориям лесов. Площади болот и кустарников, расположенные на территориях, смежных с землями других категорий земель в земли лесного фонда не включались. Соответственно участок, нелесных земель, предоставленный Обществу в аренду при уточнении границ не был отнесен к землям лесного фонда. Для определения местоположения участка, предоставленного в аренду, направлялся запрос в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тюменской области. Формат полученных сведений не позволил сопоставить их с материалами лесоустройства (л.д. 45).
В материалах дела имеется карта-схема местоположения и границ лесного участка, сопоставленная с земельным участком Общества по растровому изображению (л.д. 69), из которой следует, что земельный участок Общества не входит в состав земель лесного фонда, а также не является частью земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39.
Таким образом, как указано ранее, в договоре аренды Обществу предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:39, однако на схеме, которая является приложением к договору аренды, отмечен иной земельный участок, который фактически Обществом и использовался, и который не входит в состав земель лесного фонда.
Отказ Департамента лесного комплекса Тюменской области основан на отсутствии в материалах лесоустройства и государственном лесном реестре характеристики местоположения земельного участка. Поскольку указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, следовательно, данный отказ Департамента является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2012 по делу N А70-8651/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Инвест-силикат-стройсервис" оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на её подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2012 по делу N А70-8651/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8651/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3026/13
24.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10242/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8651/12
03.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3026/13
09.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-853/13
15.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-853/13
01.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-853/13
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8651/12