Комментарий к письму Минфина России от 29.10.2007 N 03-07-13/1-27
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства разъяснили порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров, которые вывезены с территории нашей страны в Республику Беларусь железнодорожным транспортом.
О порядке декларирования
Необходимо отметить, что Указом Президента от 25.05.95 N 525 была отменена процедура таможенного контроля на российско-белорусской границе в отношении товаров, как происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, так и имеющих белорусское происхождение и ввозимых в нашу страну. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 09.12.2000 N 1146 утвержден упрощенный порядок декларирования таких товаров. Такая облегченная процедура не распространяется на происходящие из "третьих стран" и участвующие в торговом обороте между этими государствами товары.
Кроме того, существует соглашение между российским и белорусским правительствами о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004. В нем под термином "товар" следует понимать продукцию именно российского или белорусского происхождения, а под экспортом - ее перемещение между территориями данных государств*(1).
Документы, которыми следует руководствоваться
Если международным договором Российской Федерации, в котором так же содержатся положения относительно налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные в Налоговом кодексе и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, то применяются те, что указаны в международных договорах (ст. 7 НК РФ).
Поэтому, процедура подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов при экспорте российских (белорусских) товаров регулируется нормами раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это положение является неотъемлемой частью соглашения, упомянутого выше. А аналогичный порядок при экспорте товаров, происходящих из "третьих стран", регулируется нормами пункта 1 статьи 164 и статьей 165 Налогового кодекса.
Сходства и различия в порядках
Порядки подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов отличаются.
Так нормы статьи 165 Налогового кодекса требуют представления в составе прочих документов грузовой таможенной декларации. Она должна быть с отметками российского таможенного органа, который осуществил выпуск товаров в режиме экспорта. А так же в ней следует поставить штампы российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии же с пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов декларация не нужна, а представляется третий экземпляр заявления о ввозе товара с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме.
Отличаются также сроки представления подтверждающих документов - 180 дней согласно статье 165 Налогового кодекса и 90 дней на основании пункта 3 раздела II Положения.
А вот перечень транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемых товаров, подтверждающий фактический вывоз товаров, одинаков. При перевозке железнодорожным транспортом, в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, перевозочными документами, подтверждающими заключение договора перевозки, являются следующие документы:
- транспортная железнодорожная накладная;
- грузобагажная квитанция или проездной документ (билет);
- багажная квитанция с соответствующими отметками пограничных таможенных органов.
Сложности подтверждения
Проверку обоснованности применения нулевой ставки и соответствующих налоговых вычетов проводят налоговые органы. При этом могут возникнуть сложности с подтверждением перевозки багажа ручной кладью, поскольку в такой ситуации транспортных документов у продавца нет.
Инспекторы в такой ситуации могут признать применение ставки в ноль процентов и соответствующих налоговых вычетов обоснованным лишь при наличии электронного подтверждения об уплате НДС белорусским импортером. Однако это право проверяющих органов, а не обязанность. На это указали представители Федеральной налоговой службы в письме от 08.08.2006 N ШТ-6-03/780.
В случае несогласия с решением инспекции налогоплательщик может обжаловать его в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137, 138 НК РФ). Если он не отстоял свою точку зрения, но впоследствии представил в налоговые органы документы, которые подтверждают правомерность применения им нулевой ставки, то уплаченные суммы "добавленного" налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных в статье 176 Налогового кодекса.
Пример
Российская организация осуществляет реализацию опытного образца своего товара на экспорт в Республику Беларусь. Она отправляет его через подотчетное лицо ручной кладью. Соответствующая реализация в бухгалтерском учете была отражена в январе.
В марте был подан пакет подтверждающих документов без товаросопроводительного документа. Компания рассчитывала на получение своей налоговой инспекцией электронного подтверждения оплаты импортером НДС от налоговых органов Республики Беларусь. Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, организация заполнила раздел 5 "Расчет суммы налога но операциям но реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена".
В мае компания получила ответ налогового органа о необоснованности применения ставки в ноль процентов. В соответствии с положениями пункта 5 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и абзаца 2 пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса организация заплатила в бюджет НДС по ставке 18 процентов и представила уточненную налоговую декларацию по этому налогу за март.
В сентябре пакет подтверждающих экспорт документов был подан вновь. Организация подала налоговую декларацию с повторно заполненным разделом 5. В инспекции имелось подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме, полученное при проведении мероприятий налогового контроля. В письме от 10.05.2006 N 03-2-03/904 сотрудники налогового ведомства отметили, что компании вправе уточнять экспортные сведения уже после представления налоговой декларации по косвенным налогам. Это возможно при условии, что обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. На основании этого обоснованность применения нулевой налоговой ставки была подтверждена.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон "О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" от 28.12.2004 N 181-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.