г. Хабаровск |
|
18 октября 2007 г. |
Дело N А73-14730/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2007.
В полном объеме постановление изготовлено 18.10.2007.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ложкиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД" - Алейников И.В., доверенность от 11.12.2006 N 876;
от администрации г. Хабаровска - Смирнов А.И., доверенность от 17.09.2007 N 1.33-287; Коваленко М.В., доверенность от 29.12.2006 N 1.33-310;
от департамента муниципальной собственности г. Хабаровска - Безлепкина С.В., доверенность от 29.12.2006 N 13289/02-1-06
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска на решение от 09 августа 2007 года по делу N А73-14730/2006-22 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Малиновской Л.В.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о понуждении совершить действия
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска с требованием о признании незаконным бездействия ответчика по приему в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения, не вошедших в уставный капитал истца (с учетом уточнения) - насосные станции, расположенные в г. Хабаровске по ул. Ленинградской, 87 и по Амурскому бульвару, 62, 66, и обязании ответчика принять эти объекты в муниципальную собственность.
Решением от 09.08.2007 уточненные требования удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" принять в муниципальную собственность поименованные в требовании объекты недвижимости.
В апелляционной жалобе администрация города Хабаровска просит отменить принятое по делу решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на нарушение судом ст. 49 АПК РФ, выразившееся в самостоятельном изменении основания иска, поскольку требования дороги основаны на Постановлениях Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 и от 07.03.1995 N 235, Распоряжении Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ и Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, положения ст. 135 ГК РФ применены к спорным правоотношениям по усмотрению суда. Кроме того, насосные станции являются самостоятельными объектами, но информации о их наличии в реестре федерального имущества нет. Судом, по мнению заявителя жалобы, не принято во внимание отсутствие прямого указания в вышеуказанных актах на передачу спорных объектов в муниципальную собственность. В Постановлении Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 установлена возможность передачи таких объектов в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, при этом указано на соблюдение порядка, который определялся Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 и распоряжением Президента РФ от 18.03.1999 N 114-рп. Соответствующий порядок соблюден не был. Указанные Распоряжение и Постановление утратили силу (согласно соответственно Указу Президента РФ от 12.06.2006 N 603 и Постановлению Правительства РФ от 14.07.2006 N 437). В соответствии с ч.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ передача федерального имущества в муниципальную собственность производится на основании решения полномочного органа. До настоящего времени такое решение не принято и поэтому администрация г. Хабаровска не вправе осуществлять прием спорных объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска также считает решение подлежащим отмене. Полагает, что передача федерального имущества в муниципальную собственность должна осуществляться Территориальным управлением Минимущества РФ с участием ОАО "РЖД", на балансе которого это имущество находится, что следует из п.3 Распоряжения от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р. Ссылается на отсутствие решения уполномоченного органа о передаче спорных объектов именно в муниципальную собственность. Указывает на то, что в названном распоряжении нет непосредственных указаний для органов местного самоуправления. Отмечает, что при принятии решения суд руководствовался нормативными правовыми актами, утратившими силу. В связи с изложенным полагает действия администрации г. Хабаровска не противоречащими действующему законодательству и не нарушающими прав ОАО "РЖД". Считает, что суд, применив ст. 135 ГК РФ, самостоятельно изменил основание заявленного требования.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с приведенными в ней доводами, просит оставить решение без изменения. Ссылаясь в частности на Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, полагает возможным передачу насосных станций только в муниципальную собственность. Решением о передаче спорных объектов в муниципальную собственность считает Распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р об утверждении перечня, в который входят и спорные насосные станции. Требование о приеме объектов в муниципальную собственность предъявлено в 2005 году, поэтому применению подлежали действующие в то время нормы права.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и ответчиков привели доводы, соответствующие текстам апелляционной жалобы и отзывов на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для отмены решения от 09.08.2007, предусмотренных ст. 270 АПК РФ не установил, исходя из следующего.
Правительство Российской Федерации постановлением от 18.09.2003 N 585 учредило открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Согласно п. 7 данного постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации предписано утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение данного предписания Министерством имущественных отношений РФ, Министерством финансов РФ и Министерством путей сообщения РФ издано совместное распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р об утверждении соответствующего переченя. В который в числе прочих вошли насосные станции, расположенные в г. Хабаровске по ул. Ленинградской, 87 и по Амурскому бульвару, 62, 66.
Порядок передач объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность на момент учреждения ОАО "РЖД" предусматривался Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235. Согласно п. 5 названного постановления органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Установлено, что Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО "РЖД" обращалась в администрацию г. Хабаровска с просьбой принять в муниципальную собственность спорные насосные станции письмами от 12.11.2003 N 684, от 24.03.2006 N 717 (л.д. 40, 32).
Администрация г. Хабаровска действий по приему спорных объектов в муниципальную собственность не предприняла.
Учитывая вышеизложенное, бездействие администрации г.Хабаровска, выразившееся в несовершении действий по принятию в муниципальную собственность поименованных в заявлении объектов, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя - ОАО "РЖД" в экономической сфере.
В этой связи признание оспариваемого бездействия незаконным и обязание администрации совершить действия по принятию в муниципальную собственность спорных объектов соответствует ч.2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы ответчиков об отсутствии законодательного урегулирования вопроса о том, что спорные объекты подлежат передаче именно в муниципальную собственность, отклоняются судом апелляционной инстанции. Данные объекты относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Необоснованным признается довод ответчиков о разрешении спора на основании утративших силу нормативных правовых актов, поскольку соответствующие нормы подлежат применению при разрешении настоящего спора как действующие в момент возникновения у ответчика обязанности принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Доводы о нарушении судом требований ст. 49 АПК РФ несостоятельны. Применение нормы права, не указанной заявителем при обращении в арбитражный суд, свидетельствует об изменении правового обоснования, а не основания заявленных требований. Норму права в зависимости от установленных обстоятельствах суд применяет по собственной инициативе (ст. 6, п.3 ч.4 ст. 170 АПК РФ). Кроме того, ссылка в решении на ст. 135 ГК РФ не влияет на результат принятого решения.
Иные доводы ответчиков, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исходя из вышеизложенного, подлежат отклонению. Апелляционная жалоба при таких обстоятельствах удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09 августа 2007 года по делу N А73-14730/2006-22 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14730/2007
Ответчик: Администрация г. Хабаровска, Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска