г. Чита |
|
1 апреля 2013 г. |
Дело N А10-3671/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 апреля 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. О. Никифорюк, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А10-3671/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания" (ИНН 0326482494, ОГРН 1090327000928) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208) о признании недействительным приложения N2 к Приказу N1/19 от 31 мая 2012 года "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N1/39 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012 - 2014 годы",
третье лицо: прокуратура Республики Бурятия,
(суд первой инстанции: председательствующий судья Рабдаева Л. Ю., судьи Мархаева Г.Д.-С., Кушнарева Н. П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Костин В. Г. - представитель по доверенности от 18.03.2013 г.,
от заинтересованного лица: Хохоева О. А. - представитель по доверенности от 13.12.2012 г.,
от третьего лица - прокуратуры Республики Бурятия: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания" (далее заявитель, ООО "Электросетевая компания", Общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ РБ, Служба) о признании недействительным Приказа N 1/19 от 31 мая 2012 года "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N 1/39 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012 -2014 годы" в части приложения N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушений прав и законных интересов заявителя не доказано. На момент принятия данного Приказа у Службы и у общества отсутствовали сведения о величине амортизации и налога на имущество арендуемого имущества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции был нарушен порядок формирования состава суда, предусмотренный статьей 17 АПК РФ, дело рассмотрено судом в незаконном составе, в связи с чем 25 февраля 2013 года на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы Общества, указанные в заявлении, поддержал, просил признать недействительным Приказа N 1/19 от 31 мая 2012 года "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N 1/39 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012 -2014 годы" в части приложения N 2.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Прокуратура Республики Бурятия своего представителя в судебное заседание не направила. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в заявлении Общества и отзывах на него, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 1/39 от 27.12.2011 определен размер необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы.
Согласно указанному приказу необходимая валовая выручка ООО "Электросетевая компания" на 2012 год составила 36101,2 тыс.руб.
Приказом N 1/19 от 31.05.2012 г. были внесены изменения в Приказ РСТ РБ N 1/39 от 27.12.2011, необходимая валовая выручка ООО "Электросетевая компания" ( приложение N 2 л.д.11) на 2012 год составила 30 907,7 тыс.руб.
Не согласившись с тем, что в приказ N 1/19 от 31.05.2012 г. не включено на 2012 год в необходимую валовую выручку сумма амортизации по основным средствам в размере 5 075,3 тыс. руб., Общество обратилось в суд.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Экономические отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат, в том числе цены ( тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные ( минимальный и (или) максимальный уровни таких цен ( тарифов).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о РСТ по РБ, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятии от 03.02.2005 года N 29 Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен).
Пунктом 3.8. положения о РСТ по РБ устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности и ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Таким образом, РСТ по РБ полномочно на издание оспариваемых приказов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178 " О ценообразовании в области регулируемых цен( тарифов) в электроэнергетике" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлено до 1 июня 2012 года принять решение об установлении ( пересмотре) с 01.07.2012 тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
Пунктом 16 Основ ценообразования в области регулируемых цен ( тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 установлено, что определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Подпунктом 5 пункта 28 данных Основ установлено, что плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Ранее действовавшее Постановление Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" предусматривало, что в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включается плата за аренду имущества.
Таким образом, в настоящее время расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Согласно пункта 8 "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178, в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
Служба в рамках постановления Правительства от 29.12.2011 г. N 1178 приводила в соответствие Приказ N 1/39 от 27.12.2011 г. в части рассмотрения вопроса по расходам Общества на аренду.
18.05.2012 г. РСТ по РБ направило письмо N 04-12/1040 сетевым организациям, в том числе и заявителю, в котором запросила информацию по величине суммы арендной платы, включенный в тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год, по установленной форме.
22.05.2012 г. заявитель направил в адрес службы ответ на запрос от 18.05.2012 года (т. 1 л. д. 80-81). В данном письме указаны только объекты электросетевого хозяйства, с которыми заключены договоры аренды имущества, и сумма арендной платы. Представленная информация не содержала основания затрат по амортизации и налогу на имущество на 2012 год.
В связи с чем, 30 мая 2012 года РСТ по РБ письмом N 04-12/1-1111 повторно истребовала указанную информацию с условием, что в случае не представления такой информации, из расчета НВВ будут исключены расходы по аренде имущества со 2 полугодия 2012 года, без учета амортизации и налога на имущество. Данную информацию необходимо было представить до 18 часов 30 мая 2012 года.
30 мая 2012 года на имя руководителя РСТ по РБ заявитель направил документы, подтверждающее право собственности на оборудование с указанием его стоимости, для включения в НВВ на 2 полугодие 2012 года суммы амортизации в размере 6305,8 тыс.руб. по основным средствам приобретенным у ИП Полуниной, ДНТ "Единство", ДНТ "Терра" и ДНТ "Ласточка" ( л.д.29).
Согласно протокола заседания Коллегии N 1/30 от 31.05.2012 г. " О корректировке НВВ ООО "Электросетевая компания" на 2012 год" (т. 1 л. д. 18-20) произведена корректировка по статье затраты "Аренда". НВВ на содержание сетей определенная на 2012 год приказом РСТ 1\39 для общества составляет 36101,2 тыс.руб., в т.ч. аренда 10 387 тыс.руб.
В целях приведения расчетов в соответствие со ст. 28 Основ ценообразования исключены расходы по данным статьям в размере 18 тыс. руб. и приняты на 2012 год затраты на аренду по данным объектам в размере 18 тыс. руб.( 1 полугодие-18 тыс.руб.,2 полугодие-0 тыс.руб.).
В соответствии с письмом ЗАО "Улан-Удэстальмост" амортизация по имуществу переданному в аренду ООО "Электросетевая компания" не начисляется, т.к. износ данного имущества составляет 100%. Расходы по данным объектам в размере 4681,45 тыс. руб. исключены и приняты на 2012 год затраты на аренду по данным объектам в размере 4681,45 тыс.руб. ( 1 полугодие-4681,45 тыс.руб.,2 полугодие-0 тыс.руб.).
По договорам с ОАО "Металлоптторг", ООО "Фуд Трейд", МУ КУИиЗ г.Улан-Удэ информация Обществом не представлена и соответственно исключены расходы по данным статьям в размере 494,1 тыс. руб. и приняты на 2012 год затраты на аренду по данным объектам в размере 494,1 тыс.руб. ( 1 полугодие -494,1 тыс.руб.,2 полугодие-0 тыс.руб.).
С учетом изложенного расходы на аренду составляют 5 193,55 тыс.руб. Итого принято НВВ на 2012 год в размер 30 907,7 тыс.руб. со снижением на 5 193,5 тыс. руб. с учетом указанных корректировок суммы аренды.
Занижения расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов и по оплате труда и страховых взносов не произошло, данные затраты остались в редакции приказа N 1/39 от 27.12.2011 г..
Таким образом, из указанного выше следует, что ООО "Электросетевая компания" как организация, осуществляющая регулируемую деятельность, должна представить обоснования затрат по амортизации и налогу на имущество до 30.05.2012 г., что не было сделано Обществом.
Только 21.06.2012 г. заявителем направлено в адрес Службы данные собственников имущества о величине амортизации и налога на имущество, переданного по договорам аренды ( т. 1 л. д. 30-31).
Суд учитывает, что заявитель обратился с запросами в ОАО "Металлоптторг", ООО "Фуд Трейд", КУИиЗ г.Улан-Удэ после принятия оспариваемого приказа.
Согласно письма ОАО "Металлоптторг" от 08.06.2012 года за N 82 в адрес ООО "Электросетевая компания" по имуществу, переданному по договору аренды от 21.04.2009 года ООО "ЭСК" сообщают планируемую величину к начислению в 2012 году: амортизации-45 000 руб., налога на имущество-9 900 руб.(т. 1 л.д.32).
Согласно письма КУИиЗ г.Улан-Удэ от 18.06.2012 N 00220931 в адрес заявителя направлена информация о размере амортизационных отчислений по заключенным договорам, согласно приложению к письму. Сообщается, что имущество муниципальной казны не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.(т. 1 л.д. 33).
Согласно письму ООО "Фут трейд" от 21.06.2012 г. N 03/01 планируемая амортизация в 2012 году по имуществу, переданному по договору аренды от 28.12.2009 года составит -1 002 099 рублей, налог на имущество составит 275 577 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого Приказа у Службы и у общества отсутствовали сведения о величине амортизации и налога на имущество арендуемого имущества. Кроме того у заявителя имеется возможность предъявить указанные суммы в последующий период как выдающий доход.
Из всего вышеуказанного, суд апелляционной инстанции делает вывод, что оспариваемый приказ РСТ РБ принят в соответствии с пунктами 7, 8 "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178, который направлен на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования ООО "Электросетевая компания" о признании недействительным Приказа N 1/19 от 31 мая 2012 года "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N 1/39 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012 -2014 годы" в части приложения N 2 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 170, 258, 268, 269, п.1 ч. 4 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 декабря 2012 года по делу N А10-3671/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания" к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействительным приложения N 2 к Приказу N 1/19 от 31 мая 2012 года "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N 1/39 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012 -2014 годы" - отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3671/2012
Истец: ООО Электросетевая компания
Ответчик: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия