г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А56-45117/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст.Ткаченко И.С. - доверенность N 43 от 01.03.2013; предст. Плеханов В.В. - доверенность N 44 от 01.03.2013
от заинтересованных лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1709/2013) ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2012 по делу N А56-45117/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "ПЕЛЛА-МАШ"
к 1) Отделу надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области,
2) Главному управлению МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании предписания от 13.07.2012 N 15/3/1-47
установил:
открытое акционерное общество "ПЕЛЛА-МАШ" (ОГРН 1024701330829; место нахождения: Ленинградская область, г. Отрадное, ул. Центральная, д. 4) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания, вынесенного Отделом надзорной деятельности Кировского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - Отдел надзорной деятельности Кировского района, административный орган) от 13.07.2012 N 15/3/1-47.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Ленинградской области.
Решением суда от 28.11.2012 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" просит решение суда от 28.11.2012 отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО "ПЕЛЛА-МАШ". По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, обществом была соблюдена процедура списания ЗС ГО с учета, предусмотренная Инструкцией "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружения гражданской обороны", составлен Акт о списании от 15.06.2001 и направлен в мае 2002 года в МЧС РФ, документация не возвращена заявителю, извещение об отказе в списании ЗС ГО общество не получало. Кроме того, общество указывает, что в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий статус спорного объекта в качестве защитного сооружениям гражданской обороны, не представлен паспорт убежища.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы. Заинтересованные лица извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили и не представили истребованные судом документы и доказательства, от Отдела надзорной деятельности Кировского района получен только письменный отзыв (вх. от 20.02.2013), в котором доводы жалобы отклонены.
Апелляционная жалобы рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на основании имеющихся в нем доказательств и без участия заинтересованных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Отделом надзорной деятельности Кировского района на основании распоряжения начальника отдела от 02.07.2012 N 15 (л.д. 93) была проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Пелла-Маш" на предмет соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, по результатам которой был составлен акт проверки от 13.07.2012 N 15 (л.д. 95-101).
В ходе проверки установлено и отражено в указанном акте, защитное сооружение гражданской обороны, устроенное в спец. подвале административно-бытового корпуса N 3 (далее - ЗС ГО), находящееся в ведении организации, содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 13.07.2012 N 15/3/1-47 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (л.д. 102-108), которым предписано выполнить мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны - убежища, устроенного в специальном подвале административного корпуса N 3 дома 4 по ул. Центральная Кировского района Ленинградской области в соответствие с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Правилами.
Считая выданное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что статус спорного объекта подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, при этом, порядок списания с учета защитного сооружения гражданской обороны обществом не соблюден.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав представителей заявителя, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильной их оценкой.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под "гражданской обороной" понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Этим же законом определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ), разработанный в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка создания убежищ).
Пунктом 2 указанного постановления определено, что методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ Министерство в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно пункту 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.2 Правил).
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - часть нежилого здания: 2 и 3 пролет (цех 2), одноэтажная, из керамзитобетонных панелей (лит. А); административно-бытовой корпус N 3 со спец. подвалом, административно-производственными помещениями, пятиэтажная, из кирпича и керамзитобетона (лит. А1) (инв. N 1557) по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Центральная, N 4;
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела документы - Справку о балансовой стоимости и балансовой принадлежности объектов недвижимости ОАО "Пелла-Маш" от 12.07.2012 (л.д. 109), Свидетельство о государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью на территории Ленинградской области (л.д. 110), Технический паспорт на блок механических цехов с административно-бытовым корпусом N 3 со спец. подвалом, административно-производственными помещениями по состоянию на 20.04.2012 с поэтажным планом (л.д. 121-126), пришел к выводу о том, что представленными документами подтверждается статус принадлежащего обществу объекта недвижимости (спец.подвал в бытовой пристройке блока цехов - корпус N 3 дома 4 по ул. Центральная) как объекта гражданской обороны.
Апелляционная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным, так как перечисленными выше документами подтверждается лишь статус спорного объекта как объекта недвижимости и его принадлежность ОАО "Пелла-Маш".
Вместе с тем, ни суду первой инстанции, ни апелляционной коллегии в соответствии с определением от 04.03.2013 не представлены паспорта убежища (ПРУ) в соответствии с пунктом 1.2 Правил по форме, утвержденной приложением N 6 к ним, выписка из Журнала учета ЗС ГО, который ведется уполномоченным органом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по форме, которая приведена в приложении N 5 Правил.
В силу пункта 1.2 Правил именно паспорт убежища (ПРУ) определяет статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны.
В нарушение статей 65 и 200 (часть 5) АПК РФ таких доказательств административный орган суду не представил.
Как пояснили представители общества, они также не располагают такими документами, так как в соответствие с пунктом 5 Инструкции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.10.1996 N 1-38-4 и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.11.1996 N АР-13/7746 (далее - Инструкция) спорный объект с 2001 году был списан с учета ОАО "Пелла-Маш" как пришедшее в негодность защитное сооружение, что подтверждается Актом о списании с учета спец.подвала в бытовой пристройке блока цехов ОАО "Пелла-Маш" от 15.06.2001 (л.д. 42).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Инструкции с учета организаций могут быть списаны ЗС ГО, пришедшие в негодность и утратившие расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий.
Согласно пункту 3 Инструкции для определения состояния ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии, в состав которых необходимо включать: главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии); лиц, на которых возложена ответственность за сохранность ЗС ГО; представителя органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления; представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом; представителя организации, выдающей заключение о состоянии ЗС ГО.
Действительно, из Акта о списании от 15.06.2001 (л.д. 42-43) следует, что в состав комиссии были включены председатель комиссии - заместитель директора Васильев Л.Г., Гайворонский П.Б. - специалист Общества по ГО и ЧС, Даниленко М.А. - главный бухгалтер Общества, Башилов Т.Ю. - главный архитектор Общества и Гавричкова Л.А. - начальник сектора СКБ ОАО "ИНДИКАТОР". В состав комиссии не вошли представитель органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также представитель территориального комитета по управлению государственным имуществом, что позволило суду первой инстанции сделать вывод о том, что состав комиссии не соответствовал пункту 3 Инструкции, а следовательно, обществом не соблюден порядок списания защитного сооружения гражданской обороны.
Однако, как пояснил заявитель, объект ЗС ГО, находящийся в его владении, не является собственностью Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и поэтому представитель территориального комитета по управлению государственным имуществом не был включен в состав комиссии. Функцию представителя органа по решению задач ГО и ЧС в рамках процедуры списания объекта ЗС и ГО фактически исполнял заместитель главы администрации муниципального образования "Кировский район Ленинградской области" Емельянов Н.П. в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктом 14 статьи 65 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент составления акта о списании от 15.06.2001), согласно которому районная администрация руководит гражданской обороной в районе. Резолюция "Согласовано" за подписью Емельянова Н.П., печать Администрации и дата согласования (11.07.2001) содержатся на первой странице Акта от 15.06.2001 о списании с учета спец.подвала.
Кроме того, из материалов дела следует и не опровергнуто административным органом, что в мае 2002 года Акт о списании был направлен заявителем в МЧС России (исх. от 20.05.2002 N 16/125) с целью рассмотрения документов, приложенных к акту и согласовании акта о списании с учета убежища N 3003.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции не согласованная документация по списанию ЗС ГО возвращается его владельцу с указанием причин отказа. Однако, документация обществу с причинами отказа в согласовании не возвращена.
В дальнейшем, представляя начальнику отдела по делам ГО и ЧС Администрации МО "Кировский района" ежегодный отчет об организации и итогах подготовки в области защиты населения (в материалы дела представлена отчет за 2003 год), ОАО "Пелла-Маш" указывало, что защитное сооружение - убежище N 3003 в 2002 году списано с учета актом комиссии от 20.05.2002.
Таким образом, из совокупности представленных доказательств не следует, что спорный объект на сегодняшний день обладает статусом ЗС ГО, административным органом, в свою очередь, не представлено надлежащих, допустимых и исчерпывающих доказательств, подтверждающих обратное.
При таких обстоятельствах решение суда от 28.11.2012 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Кировского района Главного управления МЧС России по Ленинградской области от 13.07.2012 N 15/3/1-47, как не соответствующего вышеприведенным нормативным положениям.
Расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с Отдела в пользу Общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату подателю жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 2012 года по делу N А56-45117/2012 отменить.
Признать недействительным предписание Отдела надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области от 13.07.2012 N 15/3/1-47 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, выданное открытому акционерному обществу "ПЕЛЛА-МАШ".
Взыскать с Отдела надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества "ПЕЛЛА-МАШ" расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в размере 3000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "ПЕЛЛА-МАШ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45117/2012
Истец: ОАО "Пелла-Маш"
Ответчик: ГУ МЧС России по Ленинградской области, Отдел надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4509/13
02.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1709/13
28.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45117/12