Заглянем в новый закон об исполнительном производстве
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" начал действовать с 1 февраля 2008 г. С этого момента утратил силу принятый более 10 лет назад Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ с аналогичным названием и предметом регулирования. Целью принятия нового Закона является повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.
Какие же основные новшества содержит Закон об исполнительном производстве? Во-первых, произошли изменения в компетенции судебных приставов-исполнителей (далее - пристав).
В частности, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (что в соответствии с новым Законом должно быть указано в самом исполнительном документе), то после поступления в подразделение судебных приставов такой документ немедленно передается приставу, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение. Решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства пристав в соответствии с ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 24 нового Закона в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер пристав вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
С 1 февраля 2008 г. в соответствии с положениями ст. 40, ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве приставу предоставлено право в определенных случаях самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства. Закрепление указанного полномочия за приставами, по нашему мнению, освобождает суды от формального рассмотрения ряда заявлений*(1), что значительно повлияет на оперативность решения соответствующих вопросов.
Кроме того, расширились возможности доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Теперь пристав будет вправе запросить необходимые ему сведения как у сторон исполнительного производства, так и у иных лиц и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации (п. 2, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве).
Во-вторых, нормы нового Закона, по нашему мнению, существенно улучшат положения взыскателей. Частью 4 ст. 30 за взыскателем закреплено право направить исполнительный документ напрямую главному судебному приставу субъекта РФ, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. Также усилением защиты прав взыскателя в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц можно считать введение положения о том, что основаниями для перечисления денежных сумм, причитающихся взыскателю, будут постановление о возбуждении исполнительного производства и копия исполнительного документа, а не его подлинник. Ранее при утрате исполнительного документа, выданного судом, взыскателю необходимо было самостоятельно восстанавливать этот документ путем подачи в суд заявления о выдаче дубликата (ч. 1 ст. 323 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Теперь подлинник исполнительного документа, по которому возбуждено исполнительное производство, будет находиться в материалах исполнительного производства. Значит, пристав будет иметь возможность вновь изготовить и отправить копию исполнительного документа в соответствующую организацию, минуя рассмотрение судом указанного заявления.
Новый Закон более четко определяет условия исполнения требований о взыскании денежных средств (или их аресте), а также периодических платежей органами, не являющимися органами принудительного исполнения. В частности, взыскатель сможет, не обращаясь в службу судебных приставов, направлять непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи, исполнительный документ о взыскании периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб. В названных случаях взыскатель одновременно с исполнительным документом обязан отправить заявление, которое должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать взыскателя, реквизиты его банковского счета, на который следует перечислить взысканные денежные средства, либо адрес, по которому нужно переводить денежные средства, и иные сведения о взыскателе, предусмотренные ст. 8 и 9 нового Закона.
К новшествам, улучшающим положения взыскателя, можно отнести и нормы Закона об исполнительном производстве, регламентирующие вопросы реализации имущества должника на торгах. С 1 февраля 2008 г. в случае объявления торгов несостоявшимися предусмотрена возможность проведения вторичных торгов со снижением цены реализуемого на торгах имущества должника. Стоимость движимого имущества должника, не проданного на торгах в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, будет уменьшаться на 15%. Если же после произведенной уценки имущество все еще не будет реализовано, его необходимо передать взыскателю. При этом стоимость такого имущества будет уменьшена на 25%. Указанная мера сможет способствовать реальной реализации требований исполнительного документа (ст. 87, 92 нового Закона).
Изменилась и очередность удовлетворения требований взыскателей в случаях, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований взыскателей в полном объеме (п. 3 ч. 1 ст. 111 Закона об исполнительном производстве). Так, требования по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ взыскиваются в третью очередь.
В-третьих, организации, являющейся должником или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по исполнению требований исполнительных документов, необходимо знать о следующих нововведениях. Частью 14 ст. 30 нового Закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения исполнительного документа должнику не предоставляется в случаях возбуждения производства:
по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных приставом в процессе исполнения исполнительного документа;
при последующих предъявлениях исполнительного документа;
о восстановлении на работе;
об административном приостановлении деятельности;
о конфискации имущества;
по исполнительному документу об обеспечительных мерах.
Закон об исполнительном производстве предусматривает прежний порядок проведения исполнительных действий (мер принудительного исполнения) - в рабочие дни с6 до 22 часов. При этом ст. 35 нового Закона расширен перечень исключений из этого правила. Помимо случаев, когда создается угроза жизни и здоровью граждан, исполнительные действия могут осуществляться в нерабочие дни и ночное время в целях обеспечения иска, обращения взыскания на скоропортящиеся продукты, а также исполнения требований, связанных с проведением выборов в государственные и муниципальные органы.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве организация или иное лицо, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи, обязаны будут представить приставу бухгалтерские и иные документы. Эти документы пристав вправе запросить у указанных лиц для проведения проверки правильности удержания у должника денежных средств и перечисления их взыскателю в рамках исполнения документов (п. 3 ч. 1 ст. 64 нового Закона).
Существенно повлияют на положение должников и нормы ст. 66 Закона об исполнительном производстве, закрепляющие возможность проведения по инициативе пристава государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество при отсутствии или недостаточности у должника другого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Расходы по регистрации и оформлению соответствующих документов отнесены Законом к расходам по совершению исполнительных действий.
Кроме того, новым Законом установлено, что взыскание на ценные бумаги должника, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда, может быть обращено только в третью очередь. На наш взгляд, это позволит организациям-должникам в определенных случаях защитить существенные активы*(2).
Хотелось бы обратить внимание должников и взыскателей на то обстоятельство, что в новом Законе более подробно урегулирован порядок оценки имущества, четко определены случаи, когда пристав обязан привлечь независимого оценщика (ст. 85). Сторонам исполнительного производства предоставляется право оспорить результат оценки (стоимость объекта оценки), указанный оценщиком в отчете. Данное право взыскатель и должник смогут реализовать путем предъявления иска об оспаривании результатов оценки непосредственно к оценщику.
Также Законом об исполнительном производстве предусматривается, что ценные бумаги и имущественные права реализуются путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
На положение должников и взыскателей, по нашему мнению, положительно повлияют нормы нового Закона, предусматривающие помимо ранее существовавшего судебного порядка обжалования постановлений и действий (бездействия) приставов возможность обжаловать указанные действия (бездействие) напрямую главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. Это существенно ускоряет и упрощает процедуру обжалования и поэтому способствует усилению контроля за деятельностью приставов.
Характеризуя Закон об исполнительном производстве, необходимо отметить, что он устранил некоторые противоречия правового регулирования действующего в настоящее время законодательства об исполнительном производстве, не меняя при этом его концепции. Новым Законом упорядочены или изменены многие процедурные вопросы, что значительно повышает оперативность исполнительных действий и поэтому существенно улучшает положение сторон исполнительного производства, в большей степени - взыскателей.
М.Г. Бердникова,
юрист "ФБК-Право"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в соответствии со ст. 24 Закона об исполнительном производстве 1997 г. полномочия по приостановлению и прекращению исполнительного производства отнесены к компетенции судов.
*(2) Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона об исполнительном производстве 1997 г. при отсутствии у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращалось на иное имущество. В этом случае все ценные бумаги должника без исключения могли быть реализованы в первую очередь наравне с денежными средствами, находящимися на депозитных и других счетах должника.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru