Инфляция-2008: факторы роста
В экономической жизни страны проблема инфляции будет занимать в 2008 г. особое место. Выяснится, что ее осенний всплеск в 2007 г. был не досадной случайностью, как многим хотелось бы думать. Значит, требуется понимание факторов, обуславливающих сохранение высоких инфляционных рисков в наступившем году. Попытаемся составить ранжированный перечень факторов, определяющих высокий уровень инфляции в 2008 г.
Рост тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий
Тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране вырастут в 2008 г. на 20%. Не во всех регионах такое повышение произошло с 1 января, но что оно будет в первые месяцы наступающего года - это факт.
Решение об ускоренном росте тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий было принято еще в начале 2007 г., когда правительство только начинало подготовку трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг. Объяснения были простые: пора выравнивать наши тарифы со среднеевропейскими, а инвестиционные потребности естественных монополий и ЖКХ таковы, что без роста тарифов никак нельзя.
Решение было принято, трехлетний бюджет сверстан.
Конечно, никто не планировал тогда, что осенью 2007 г. начнется резкий рост цен. Может быть, если бы ожидали, планы по ускоренной индексации тарифов ЖКХ не были бы утверждены. Однако осенью уже никто упомянутое решение пересматривать не стал. В результате раскрученный маховик инфляции с января 2008 г. получил мощный дополнительный импульс.
Определяя рост тарифов на услуги ЖКХ в качестве фактора высокой инфляции 2008 г., необходимо назвать и причины, почему такое стало возможным. Инвестиционные потребности обветшалого ЖКХ в последние годы были всегда значительными. Тем не менее было понятно, что только накачиванием в эту сферу финансовых ресурсов проблему не решить. Нужна конкуренция в этой сфере, а рост тарифов хоть и должен быть с превышением инфляции, но его требуется сдерживать.
Два года назад правительство решило, что регионы плохо справляются с задачей сдерживания роста тарифов на услуги ЖКХ (именно у них тогда были функции по установлению размеров индексации). Решено - сделано, функции по установлению предельных уровней роста тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере федеральный центр забрал себе. Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу по тарифам. В 2006-2007 гг. такое сдерживание, судя по отчетным данным, удавалось. С 2008 г. - резкий разворот в другую сторону.
На самом деле по-другому вряд ли могло и быть, так как решение о регулировании тарифов на федеральном уровне снизило инвестиционную привлекательность и без того весьма проблемной отрасли. Потенциальные инвесторы стали отворачиваться от ЖКХ. Значит, нет конкуренции, т.е. самого главного, что могло бы реально работать на сдерживание роста тарифов на услуги ЖКХ.
С естественными монополиями - другая история. Там инвестиционные потребности диктуют повышение тарифов. Насколько они оправданны? Вопрос этот требует для ответа отдельного анализа.
Пока же можно констатировать, что цены на газ поднялись с 1 января 2008 г. в среднем по стране на 25%. Теперь цена 1000 кубических метров для населения составляет 1290 руб., для промышленных потребителей - 1690 руб. Электроэнергия для населения подорожала в среднем на 14%.
Подорожал и проезд на железнодорожном транспорте (в пригородных поездах - на 13%, в скоростных поездах дальнего следования в купейных вагонах и СВ - на 19%).
По оценкам компании "ФБК", с учетом структуры потребительских расходов населения рост тарифов на услуги ЖКХ только в январе 2008 г. составил 1,2-1,3 процентных пункта.
Рост тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий является важнейшим фактором поддержания высокого уровня инфляции еще потому, что он как бы закрепляет ту динамику роста цен, которая сложилась осенью 2007 г. Получилось, что вместо охлаждения инфляционные ожидания, напротив, получили мощный дополнительный импульс.
Рост мировых цен на сельскохозяйственную продукцию
Данный фактор назывался в качестве основного при объяснении резкого роста цен в конце 2007 г. и с учетом зависимости России от импорта отдельных видов продовольствия, безусловно, имел существенное значение.
Сегодня же важно оценить, будет ли продолжаться рост цен в мире на сельхозпродукцию. Как известно, в качестве причин роста мировых цен назывались отмена субсидирования этого вида продукции в странах Европейского Союза, быстро растущий спрос на продовольствие в Китае и других интенсивно развивающихся странах, рост спроса в мире на сельхозпродукцию, которую можно использовать в качестве сырья для производства альтернативных видов топлива.
Анализ показывает, что все названные причины будут действовать и в 2008 г. В странах ЕС совокупная государственная поддержка сельхозпроизводителей до реформы находилась на уровне 30% стоимости условно-товарной продукции агропромышленного комплекса. Это очень значительный показатель, самый высокий в мире. В Бразилии, стране "аграрного чуда", соответствующий показатель равняется 3%. Очевидно, что за один 2007 г. полностью отказаться от субсидирования сельхозпроизводителей в странах ЕС и не планировалось, поэтому процесс будет продолжаться поэтапно. Что касается высокого спроса на продовольствие в быстро развивающихся экономиках, то и этот фактор вне всякого сомнения будет сохраняться.
Наконец, о биотопливе и динамике спроса на соответствующее сельскохозяйственное сырье. Когда в первые дни 2008 г. мировая цена нефти достигла 100 долл. США за баррель, оценка перспектив биотоплива и соответственно динамики спроса и цен на требуемую сельхозпродукцию стала очевидной. И спрос, и цены будут расти, так как, по оценкам экспертов, производство биотоплива в европейских условиях становится рентабельным уже при цене нефти не ниже 60-70 долл. за баррель.
Таким образом, мировые цены на сельхозпродукцию будут в 2008 г. расти, как, впрочем, и в 2009 г. Значит, это будет оказывать влияние и на рост внутренних цен на продовольствие в России. А учитывая тот факт, что в структуре потребительских расходов россиян траты на продовольствие по-прежнему занимают первое место (около 30% суммы всех потребительских расходов), становится понятна значимость фактора роста мировых цен на сельхозпродукцию в формировании высокого уровня инфляции в 2008 г.
Неэффективность государственной антиинфляционной политики
Помимо объективных факторов, работающих на ускоренный рост цен, будут оказывать влияние и факторы субъективного свойства. Обычно о них говорят как бы в завершение, но так как предлагаемое перечисление факторов инфляции претендует на некоторую ранжированность, то это заставляет сказать о неэффективности принимаемых государством антиинфляционных мер уже сейчас.
В первую очередь необходимо оценить действенность так называемого соглашения о замораживании цен. Такое соглашение, как убеждали чиновники, было инициировано самими владельцами крупных торговых сетей. В соответствии с соглашением, подписанным во второй половине октября 2007 г., цены на некоторые виды хлеба, молока, кефира низкой жирности, подсолнечного масла, куриных яиц должны были быть снижены до уровня 15 октября 2007 г. Такой уровень должен был быть сохранен до конца января 2008 г.
Простое и, казалось бы, весьма эффективное решение. Между тем эффект от него оказался противоположным. В ноябре инфляция по группе продовольственных товаров составила почти 2%.
По-другому, заметим, и быть не могло. Не было учтено то, как подобного рода решение подействует на поведение продавцов, поставщиков продукции. Рассуждать можно так: если сегодня в добровольно-принудительном порядке попросили заморозить цены на некоторые продукты питания, то где гарантия, что в дальнейшем этот перечень не будет расширен или не будет продлен срок ранее подписанного соглашения. Гарантий, разумеется, никаких нет и быть не может. Следовательно, естественное поведение и продавцов, и поставщиков продукции состоит в том, чтобы упреждающе поднять цены на виды продовольствия, которые не вошли в злополучный перечень. Результат всего этого - дополнительный импульс для раскручивания спирали инфляции.
К сожалению, на этом ошибочные действия со стороны экономических властей не ограничились. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен или вообще запрещен. Заметим, что пока еще решения о запрете экспорта молока, в том числе сгущенного, сливок, пшеницы, семян подсолнечника и т.д. принято не было. Но ведь важна демонстрация самой готовности правительства пойти на такой крайний шаг. А это было сделано в полной мере. И вновь новый толчок для роста инфляции.
Почему так происходит? Потому что уже одна только вероятность запрета экспорта некоторых видов продовольствия и сельхозпродукции - это дополнительный риск для поставщиков. Риск имеет свою цену. Ее-то и начинают закладывать в стоимость реализуемой продукции. Цены растут.
Вроде бы простой и понятный механизм действия подобного рода решений. Но получается, что он не совсем очевиден.
Законодательством установлено, что подобного рода запрет экспорта товаров возможен, если наблюдается критический недостаток этих товаров на внутреннем рынке. Есть у нас сейчас критический недостаток, к примеру, молока? Ничего подобного. Следовательно, принятое решение не просто ошибочно, оно еще и не соответствует законодательству.
Вызывает тревогу и уже существующий законопроект, согласно которому вводится система регулирования торговой деятельности. Нужен ли подобного рода закон? Наверное, нужен. Однако необходимость его принятия в данный конкретный момент должна также оцениваться с точки зрения того, как это повлияет на инфляцию. Если бы на все посмотрели через такую призму, то самым разумным было бы решение подкорректировать законопроект и не спешить с его прохождением.
А исправлять там действительно есть что. К примеру, норму о том, что если организация не имеет собственной материальной базы, то для нее требуется не ведомственный, а разрешительный порядок начала деятельности. В связи с тем, что большинство отечественных организаций оптовой торговли не имеют соответствующей материальной базы (а среди организаций торговли, заметим, большинство составляют организации оптовой, а не розничной торговли), становится понятным, сколь значительно возрастают взяткоемкость в отрасли и соответственно издержки организаций торговли. А это очередной вклад в ускоренный рост цен.
Таким образом, пока предпринимаемые государством меры антиинфляционной политики дают обратный результат. Следовательно, вполне справедливо отнести данный фактор к числу тех, что формируют высокий уровень инфляции в 2008 г.
Политические факторы (выборы)
Казалось бы, действие политических факторов не может сегодня в России оказывать какое-либо влияние на инфляцию. И декабрьские выборы депутатов Государственной Думы, и мартовские выборы Президента РФ не принесли и не принесут никаких неожиданностей. Все предсказуемо, все понятно.
Это вне всякого сомнения так. И тем не менее выборы в России по-прежнему способны внести свой вклад в формирование "психологии временщика". Особенно это чувствуется в среде чиновников, но и бизнес не свободен от этого. Значит, есть-таки доля неопределенности. Неопределенность - это более высокий риск, и, следовательно, компенсация этого риска опять будет через более высокие цены.
Что касается замораживания цен по предвыборным соображениям, то, как уже отмечалось, реально эта мера дает обратный эффект уже во время "заморозки". Кроме того, надо быть готовым к тому, что выборы пройдут, "заморозка" закончится и цены возьмут свое.
Значительные дополнительные бюджетные расходы
В самом конце 2007 г. начало реализовываться решение о направлении в институты развития 640 млрд руб. В подавляющем объеме эти средства пошли в государственные корпорации. Госкорпорации - экономическая фишка 2007 г. (успели создать шесть корпораций). К примеру, Фонд содействия реформированию ЖКХ получил 250 млрд руб., а Российская корпорация нанотехнологий - 130 млрд руб.
Однако вливание этих огромных финансовых ресурсов в экономику не было должным образом подготовлено. Представители Роснанотеха и вовсе откровенно признали, что еще только будут определяться с тем, куда направлять полученные деньги. Пока же проблем нет: эти деньги используются в качестве финансовых вложений (соответствующие возможности для госкорпораций предусмотрены во всех законах об их создании).
Такая бюджетная накачка экономики (а приходится она как раз на 2008 г.) значительным образом увеличивает денежное предложение. В то же время никаких особых мер, компенсирующих возникающие инфляционные риски, не предусматривается. Имеются в виду меры по повышению конкуренции, росту предложения товаров и услуг. Значит, бюджетные вливания внесут свой вклад в инфляцию.
К тому же следует учитывать, что деньгами институтов развития бюджетные вливания не ограничиваются. Ускоренными темпами индексируется заработная плата бюджетников (с 1 января 2008 г. она была увеличена не на 7%, а на 14%). Не остались обделенными и военнослужащие.
Дополнительные инфляционные факторы
Таких факторов множество, и автор не претендует на то, чтобы назвать их все. Тем не менее выделим следующие.
Во-первых, в соответствии с новыми законодательными нормами сокращается телевизионное время на рекламу в прайм-тайм: теперь рекламы должно быть не более 9 минут в час (вместо 12 минут ранее). Это значит, что рекламное время подорожает, а оплачивать такое подорожание придется известно кому - потребителям. Следовательно, цены на непродовольственные товары, показавшие очень умеренные темпы роста в 2007 г. (на теле- и радиотовары цены и вовсе снизились), будут расти.
Во-вторых, с 1 января 2008 г. в России вводится третий экологический класс для автомобилей, соответствующий европейскому стандарту Евро-3. Это значит, что подорожают отечественные автомобили, а запрет импорта в Россию авто, не соответствующих Евро-3, приведет к тому, что бывшие в употреблении иномарки тоже подорожают (другой станет структура импорта таких автомобилей). Потребуется также дополнительная реконструкция отечественных НПЗ, что отразится, в свою очередь, на цене топлива.
В-третьих, повышаются штрафы за нарушение правил дорожного движения. Благое, казалось бы, и необходимое дело. Но если объективно оценивать, скажется ли это на инфляции, следует признать, что, безусловно, скажется.
Таким образом, получается, что в 2008 г. вероятность закрепления негативной тенденции в динамике инфляции, сполна появившейся осенью 2007 г., чрезвычайно велика. Естественный вопрос: что ждать в такой ситуации, на какой показатель по итогам года ориентироваться? Неблагодарное дело прогнозы, но все-таки:
Очевидно, что на "пересмотренный" правительственный прогноз 7,5-8,5% ориентироваться нельзя: он недостоверный. По всей видимости, надо готовиться к 12-13%. Лучше, согласитесь, реальные цифры, пусть и не столь радужные, чем цифры, не соответствующие действительности и вводящие в заблуждение.
И.А. Николаев,
директор департамента стратегического
анализа компании "ФБК", д-р экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru