Устав автомобильного транспорта
Новый Устав *(1) автомобильного и городского наземного электрического транспорта Президент РФ подписал 08.11.2007. Он вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Документ был опубликован в "Собрании законодательства РФ" 12.11.2007. Соответственно, времени для его изучения (до 11.05.2008) достаточно, поэтому начнем.
Структура документа:
- общие положения;
- положения о перевозке грузов;
- положения о перевозке пассажиров (в том числе о регулярных перевозках, перевозках по заказам, перевозках легковыми такси*(2));
- меры ответственности;
- претензии.
Таким образом, нормы о грузовых и пассажирских перевозках, закрепленные в Уставе, четко разделены.
Общие положения
Здесь обозначена сфера действия Устава, основные понятия, используемые в нем. Так, п. 2 ст. 1 установлено, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур*(3).
Среди основных понятий приведены определения багажа, билета, груза, грузоотправителя, грузополучателя, заказа-наряда (форма договора фрахтования), контейнера, маршрута (в том числе регулярных перевозок), остановочных пунктов, расписания, ручной клади, скоропортящихся грузов, специализированных ТС, терминалов, путевого листа*(4) и транспортной накладной*(5). Во многом перечисленные понятия имеют тоже значение, что и в прежнем Уставе *(6) и других нормативных документах, например ГК РФ.
Статьей 3 Устава закреплено, что Правительство РФ утверждает правила перевозок пассажиров и багажа, а также грузов автомобильным транспортом*(7).
Статья 4 посвящена видам сообщения. Понятия городских, пригородных и междугородных сообщений тоже расшифрованы по аналогии с прежним Уставом. Понятие перевозки в международном сообщении дополнено тем, что международной признается перевозка за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом.
Перевозка грузов
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).
Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 2 ст. 1 Устава).
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз)*(8). Таким образом, из ст. 785 ГК РФ следует, что транспортная накладная составляется перевозчиком и выдается им отправителю. Однако в п. 1 ст. 8 Устава сказано, что, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, она составляется грузоотправителем (а не выдается ему перевозчиком). Причем груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается (исключение - взаимоотношения по договору фрахтования). К транспортной накладной грузоотправитель обязан приложить документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, установленные законодательством РФ.
В транспортной накладной обязательно указывается масса груза, предъявленного к перевозке (ст. 12 Устава). Кстати, за неуказание в ней особых отметок, мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскиваются штраф - 20% провозной платы, и ущерб, причиненный перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Устава).
Если груз перевозится навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, его масса определяется при предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком. Если груз штучный или находится в таре (упаковке), то он принимается для перевозки с указанием в транспортных накладных массы грузов и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяется грузоотправителем до их предъявления перевозчику. Масса всего груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика и записывается с указанием способа ее определения в транспортной накладной (если договором не установлен иной порядок).
К сведению: если пунктом отправления является терминал перевозчика, массу груза определяет перевозчик в присутствии грузоотправителя. Согласно ст. 16 Устава доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе. За хранение груза более суток перевозчик вправе взимать с грузополучателя или грузоотправителя плату, установив ее размер в договоре. Предельный срок хранения груза в терминале - 30 дней, но он может быть увеличен соглашением сторон. Если по истечении установленного срока груз не востребован и на запрос перевозчика о дальнейшей его судьбе грузоотправитель не отвечает (в течение 4 суток после получения запроса), то перевозчик вправе вернуть этот груз или реализовать его по цене, подтвержденной документами или которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Полученные средства (за вычетом платы за перевозку, хранение груза, а также затрат, связанных с его реализацией) возвращаются грузоотправителю.
Когда груз перевозится в опломбированном грузоотправителем крытом ТС (контейнере), масса груза определяется грузоотправителем. Положения о пломбировании ТС (контейнеров) прописаны в ст. 13 Устава.
Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки, осуществляемой при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления (п. 7 ст. 15 Устава). Кстати, согласно п. 8 ст. 15 Устава при наличии исправных пломб грузоотправителей выдача груза грузополучателям осуществляется без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест. Выдача груза с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется при:
- доставке груза в крытом ТС (контейнере) без опломбирования;
- доставке груза в неисправном кузове ТС (контейнере) или с поврежденными пломбами, а так же при повреждении тары (упаковки) или наличии иных обстоятельств, влияющих на изменение состояния груза;
- доставке скоропортящегося груза с нарушением срока доставки или температурного режима.
Разница между массой груза в пункте отправления и назначения не должна превышать норму естественной убыли груза, установленную законодательством РФ, либо правилами перевозок (при перевозке грузов навалом, насыпью, наливом).
Если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения обнаружена недостача, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза. Для этого они могут пригласить эксперта в соответствующей области.
Обратите внимание: результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. Поэтому если одна из сторон (перевозчик или грузополучатель) уклоняется от вызова экспертов и участия в экспертизе, другая сторона вправе провести экспертизу, однако прежде нужно уведомить в письменной форме об этом "уклониста" (если иная форма уведомления не предусмотрена договором). Расходы на экспертизу оплачиваются лицом, заказавшим ее, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза.
В отношении предоставления транспортных средств и контейнеров для перевозок грузов в ст. 9 Устава ничего нового по сравнению с п. 1 ст. 791 ГК РФ не сказано. В сроки, установленные договором, перевозчик обязан предоставить грузоотправителю пригодные для перевозки груза ТС и контейнеры. Причем грузоотправитель вправе отказаться от поданных ТС, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза. Вместе с тем в ст. 794 ГК РФ указано, что за неподачу ТС для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором перевозчик несет ответственность, установленную Уставом. Теперь с него (согласно п. 1 ст. 34 Устава) взыскивается штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза, но только если иное не установлено договором. Также грузоотправитель праве требовать возмещения причиненных ему убытков.
При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист (п. 1 ст. 10 Устава). Если груз предъявляется в таре или упаковке, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место.
Согласно п. 4 ст. 10 Устава не предъявленным считается груз, передаваемый перевозчику:
- с опозданием;
- для перевозки в другое, а не установленное договором место.
Кроме того, груз, не предусмотренный договором перевозки или не соответствующий требованию о его состоянии, согласно правилам перевозок, считается не предъявленным. В случае если отправитель не предъявил вовремя груз, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора и, согласно п. 1 ст. 35 Устава, взыскать с него штраф в размере 20% провозной платы, если иное не установлено договором, и сумму причиненных убытков. Более того, помимо штрафа за непредъявление груза перевозчик может взыскать с грузоотправителя (грузополучателя) штраф за задержку (простой) ТС поданных для погрузки (выгрузки) в размере, установленном договором либо п. 4 ст. 35 Устава:
- 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
- 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.
При задержке специализированных ТС штраф увеличивается в два раза.
Общие положения п. 1, 2 ст. 791 ГК РФ о погрузке (выгрузке) груза раскрыты в ст. 11 Устава. Так, погрузка (выгрузка) грузов должна выполняться в сроки, установленные договором, либо, при отсутствии в договоре указания на срок погрузки (выгрузки), в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов. Время подачи ТС (контейнера) в общем случае исчисляется:
- под погрузку - с момента предъявления водителем отправителю в пункте погрузки документа, удостоверяющего его личность, и путевого листа;
- под выгрузку - с момента предъявления водителем грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.
Если погрузка груза в контейнер (выгрузка из него) осуществляются посредством снятия контейнера с ТС, то его подача для погрузки (выгрузки) оформляется сопроводительной ведомостью, которую составляет перевозчик. В этом случае время подачи контейнера исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки (грузополучателю в пункте выгрузки).
Время подачи ТС (контейнера) для погрузки отмечается в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости грузоотправителем, а для выгрузки - грузополучателем.
Согласно п. 3 ст. 34 Устава за несвоевременное предоставление ТС (контейнера), перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором. Если размер в договоре не установлен, он определяется согласно Уставу:
- 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
- 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.
Кроме того, в этом случае грузоотправитель вправе требовать возмещения понесенных убытков (п. 4 ст. 34 Устава).
Согласно ст. 11 Устава, если, конечно, иное не предусмотрено договором, все приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, предоставляются, устанавливаются на ТС и снимаются с него грузоотправителем. Перевозчик возвращает их грузоотправителю за его счет в соответствии с указаниями в транспортной накладной, а при их отсутствии выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения. Погрузку груза осуществляет грузоотправитель, а выгрузку - грузополучатель. Если перевозчик обнаружит нарушения порядка погрузки груза, он вправе требовать их устранения. В случае невыполнения данного требования перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки. Кроме того, ст. 17 Устава предусмотрено, что обязанность по очистке, промывке и дезинфекции ТС (контейнеров) после выгрузки груза возлагается на грузополучателя, а перевозчик по согласованию с ним вправе принять на себя за плату выполнение указанных работ.
Срокам доставки груза посвящена ст. 14 Устава. Перевозчик обязан доставить груз в сроки, установленные договором (правилами перевозок грузов), а в случае задержки сообщить о ней грузоотправителю и грузополучателю. Согласно п. 1 ст. 34 Устава просрочка доставки груза исчисляется с 24 часов суток, когда должен быть доставлен груз. За такую просрочку перевозчик уплачивает грузополучателю штраф в размере 9% провозной платы за каждые сутки, если иное не установлено договором. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия ТС в пункт выгрузки.
В свою очередь, грузоотправитель и грузополучатель (если иное не прописано в договоре) вправе считать груз утраченным и требовать возмещения ущерба, если груз не был выдан грузополучателю (по его требованию):
- в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки в городском и пригородном сообщениях;
- в течение 30 дней со дня, когда груз должен быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.
По общему правилу перевозчик обязан доставить и выдать, а грузополучатель принять доставленный ему груз. При этом (п. 5 ст. 34 Устава) перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия до дня выдачи. В Уставе (ст. 15) предусмотрено, что грузополучатель может отказаться принять груз, если он поврежден (испорчен) в процессе перевозки и возможность его использования по прямому назначению исключена. Тогда в соответствии с п. 7 ст. 34 Устава он вправе требовать от перевозчика возмещения ущерба в размере:
- стоимости утраченного или недостающего груза;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза или стоимости груза, в случае невозможности его восстановления;
- доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) его части, или объявленной стоимости груза в случае его утраты целиком, если груз был предъявлен к перевозке с объявленной ценностью (такая возможность установлена п. 6 ст. 10 Устава).
Более того, согласно п. 9 ст. 34 Устава перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимого груза, возвращает грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза.
Если грузополучатель отказывается принять груз по независящим от перевозчика причинам, то перевозчик вправе доставить груз по новому адресу, указанному грузоотправителем (переадресовка груза), при отсутствии такой невозможности - вернуть груз грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются грузоотправителем.
В отношении выдачи и переадресации скоропортящихся грузов, перевозимых в междугородном сообщении, установлены особые условия. Если такой груз не может быть выдан грузополучателю по независящим от перевозчика причинам, то перевозчик запрашивает соответствующие указания у грузоотправителя. В случае их отсутствия (в течение 4 суток со дня получения грузоотправителем запроса) перевозчик вправе реализовать груз исходя из подтвержденной документами цены груза или, при отсутствии таких документов, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Вырученные средства (за вычетом провозной платы и затрат, связанных с реализацией груза) перечисляются:
- грузополучателю, указанному в транспортной накладной, в случае оплаты им стоимости груза;
- грузоотправителю (в остальных случаях).
В новом Уставе отдельно представлена информация о договоре фрахтования - это статья 18 "Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей". Итак, согласно ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких ТС на один или несколько рейсов (ст. 787). Остальное устанавливается соответствующими уставами и кодексами.
Фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 2 ст. 1 Устава).
Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 2 ст. 1 Устава).
Так, в ст. 18 Устава определено, что договор фрахтования заключается в письменной форме и должен включать: сведения о сторонах договора, наименовании груза, типе и количестве предоставляемых ТС, маршруте и месте их подачи, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование ТС. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки груза. Обязанности фрахтовщика в части предоставления ТС подачи схожи с обязанностями перевозчика по подаче ТС (контейнеров). Например, если фрахтовщик предоставил ТС, не соответствующее условиям договора, или сделал это с опозданием, транспорт считается непредоставленным со всеми вытекающими отсюда последствиями - отказом фрахтователя от исполнения договора и взыскания в его пользу штрафа. Согласно п. 2 ст. 34 Устава - это 20% платы, установленной за пользование соответствующим ТС (иное может быть установлено договором). Кроме того, фрахтователь вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. Время подачи ТС к месту, предусмотренному договором фрахтования, исчисляется с момента предъявления водителем документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.
С другой стороны, если фрахтователь предъявил для перевозки иной груз (в нарушение договора фрахтования), это считается отказом использовать предоставленные фрахтовщиком ТС, и фрахтовщик вправе взыскать 20%-ный штраф и убытки (п. 2 ст. 35 Устава).
Обратите внимание: согласно п. 3 ст. 8 Устава транспортная накладная при заключении договора фрахтования не оформляется.
Мы продолжаем изучать новый устав автомобильного и городского наземного транспорта, и сегодня разговор пойдет о пассажирских перевозках, каждому виду которых (всего их три: регулярные, по заказам, легковым такси) посвящена отдельная глава, а также об ответственности по договорам перевозки и фрахтования.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа...
...согласно ст. 19 Устава бывают двух видов:
- с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок. Такая перевозка осуществляется в соответствии с расписаниями, предусмотренными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств (ТС) обязательны в каждом остановочном пункте, но только если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте производятся не по требованию пассажиров;
- с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. В этом случае перевозка осуществляется в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов. Остановки предусмотрены в начальном и конечном пунктах, а также по требованию пассажиров.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 Устава). Данное положение согласуется с содержанием ст. 789 ГК РФ. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз ручной клади - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты перечисленных документов должны определяться правилами перевозок пассажиров (напомним, что согласно ст. 3 Устава их должно разработать Правительство РФ). Эти положения п. 1, 2 ст. 20 Устава корреспондируют ст. 786 ГК РФ. При этом в п. 3, 4 ст. 20 Устава закреплены возможные "модификации" билета и квитанций. Так, к билету и квитанциям приравниваются кассовые чеки, содержащие реквизиты этих документов, кроме того, допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде.
Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.
Порядок продажи билетов согласно ст. 24 Устава должен определяться в правилах перевозок, при этом отдельно указывается, что пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае, если превышена вместимость ТС, которая предусмотрена его конструкцией. Здесь следует учесть, что продажа билета без предоставления места для сидения допустима, только когда возможность проезда пассажира стоя предусмотрена конструкцией ТС. На междугородных маршрутах билеты продаются только при наличии мест для сидения.
Согласно п. 3 ст. 789 ГК РФ пассажир имеет право:
- перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Посмотрим, что на этот счет сказано в уставе. Итак, перевозка детей - ст. 21. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно, но без предоставления отдельных мест для сидения:
- в транспорте городского и пригородного сообщения детей в возрасте не старше 7 лет;
- в транспорте междугородного сообщения одного ребенка в возрасте не старше 5 лет.
Если же в ТС запрещена перевозка детей без предоставления им отдельных мест для сидения, то пассажир во всех перечисленных случаях (в городском, пригородном, междугородном сообщениях) вправе перевезти с собой двоих детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им таких мест за плату. Размер платы не может превышать 50% провозной платы.
Следует учесть, что пассажир обязан иметь при себе подтверждающий возраст ребенка документ, который подлежит предъявлению при контроле оплаты проезда.
Перевозка багажа и провоз ручной клади - ст. 22 Устава. Согласно п. 1 этой статьи пассажир вправе:
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более 1 места. Длина, ширина и высота клади в сумме не должна превышать 120 см. Также можно бесплатно перевезти одну пару лыж в чехле, детские санки или коляску;
- перевозить за плату в багажном отделении ТС или в отдельном ТС багаж в количестве не более 2 мест. Длина, ширина и высота одного место-багажа в сумме не должна превышать 180 см.
Обратите внимание: данные положения не догма, так как п. 2 ст. 22 Устава предусмотрено право перевозчика устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади (в том числе бесплатно, хотя по общему правилу багаж перевозится за плату) большего размера или в большем количестве.
В отдельных случаях перевозчик может отказать пассажиру в принятии багажа или провозе ручной клади, например, если свойства или упаковка вещей, входящих в их состав, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров, либо если размещение ручной клади будет препятствовать входу и выходу пассажиров. За отправление в составе багажа "запрещенных" предметов с пассажира взимается штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа (п. 9 ст. 35 Устава).
Багаж, принятый к перевозке отдельно от пассажира, должен быть доставлен в пункт назначения и выдан не позднее дня прибытия пассажира. За просрочку доставки перевозчик уплачивает получателю багажа штраф - 3% его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные) (п. 12 ст. 34 Устава). Однако штраф не может быть больше провозной платы. Просрочка исчисляется с 24 часов тех суток, когда багаж должен быть доставлен. Штраф уплачивается на основании акта, который составляется по требованию получателя багажа, в течение 10 дней с момента его оформления.
Если багаж не востребован пассажиром более суток со дня его доставки (неполные сутки считаются за полные), то перевозчик устанавливает и взимает с пассажира соответствующую плату. Перевозчик может реализовать багаж, не востребованный в течение 30 суток, но при этом в течение срока исковой давности предъявитель багажной квитанции имеет право получить вырученную за багаж сумму (за вычетом затрат перевозчика).
В случае когда багаж доставлен в пункт назначения до прибытия пассажира, перевозчик не вправе требовать плату за его хранение (вплоть до дня, следующего за днем прибытия на место пассажира).
Утраченным считается багаж, который не был доставлен в пункт назначения по истечении 10 суток с момента его предполагаемой доставки, установленной договором. В этом случае его стоимость подлежит возмещению.
Обратите внимание: перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента его принятия и до момента выдачи. Исключение - если утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли по не зависящим от перевозчика причинам (п. 6 ст. 34 Устава). В остальных случаях перевозчик должен возместить ущерб, причиненный при перевозке багажа. Его размер согласно п. 7 ст. 34 Устава определяется как: стоимость утраченного или недостающего багажа; сумма, на которую понизилась стоимость багажа в результате его повреждения (порчи), и т.д. Стоимость багажа рассчитывается исходя из его цены, предусмотренной договором перевозки пассажира, а при отсутствии таковой - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Вместе с возмещением ущерба перевозчик возвращает пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного багажа. С другой стороны, транспортная компания освобождается от ответственности за несохранность ручной клади пассажира, если, конечно, последний не докажет, что порча произошла по ее вине.
Следующий вопрос, который нашел отражение в Уставе, - порядок возврата пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении - ст. 23. Итак, когда пассажир вправе получить обратно 100% стоимости проезда и перевозки? Главное условие - возврат билета в кассу до отправления ТС, но при наступлении определенных обстоятельств:
- отмена отправления ТС;
- задержка отправления ТС более чем на 1 час.
К сведению: за задержку отправления ТС междугородного сообщения или его прибытие в пункт назначения с опозданием более чем на 1 час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки. Сумма штрафа не может превышать стоимости проезда и должна быть уплачена не позднее 10 дней после предъявления пассажиром соответствующего требования. Кроме того, пассажир имеет право требовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему задержкой отправления или прибытия ТС (п. 13 ст. 34 Устава);
- предоставление пассажиру более "дешевого" места в ТС по сравнению с тем, на которое куплен билет;
- непредоставление пассажиру указанного в билете места.
Пассажир вправе рассчитывать на возврат 95% стоимости проезда (перевозки багажа, клади), если он возвращает билет в кассу максимум за 2 часа до отправления ТС. Пассажир имеет право на возврат 75% стоимости проезда (перевозки багажа, клади), если он:
- возвращает билет менее чем за 1 час до отправления ТС;
- опоздал к отправлению ТС максимум на 3 часа, а ввиду несчастного случая на 3 суток;
- заболел.
При желании пассажира возобновить действие билета на другое ТС с него взимается доплата - 25% стоимости проезда (перевозки багажа, клади).
Иногда возникает необходимость возврата стоимости проезда (перевозки багажа, клади) ввиду невозможности продолжения поездки пассажира до пункта назначения по причинам, которые не зависят от перевозчика. Тогда пассажир вправе получить обратно стоимость проезда (перевозки багажа, клади), рассчитанную пропорционально непроследованному расстоянию.
Во всех перечисленных случаях возврат стоимости проезда (перевозки багажа, клади) должен быть произведен в течение 10 дней с момента предъявления пассажиром соответствующего требования.
В ситуации, когда перевозчик предлагает пассажиру пересесть на более дешевое ТС (место в нем), например, по техническим причинам, а пассажир соглашается, ему должна быть выплачена разница в цене на билет. Если же перевозчик в подобной ситуации, наоборот, предлагает взамен приобретенных более дорогие билеты, доплату требовать нельзя.
Напоследок отметим, что в отношении объектов транспортной инфраструктуры уставом предусмотрено, что пассажир имеет право бесплатно пользоваться расположенными в них залами ожидания и туалетами.
Перевозка пассажиров и багажа по заказам
Устав (ст. 27) гласит, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Напомним, что о сущности договора фрахтования и основных понятиях (фрахтователя и фрахтовщика) мы упоминали в первой части статьи, а также говорили о том, какая информация обязательно должна быть указана в договоре фрахтования, но только грузового ТС. У договора фрахтования пассажирского ТС есть свои особенности. Так, кроме сведений о сторонах договора, типе ТС (их количестве), маршруте следования, сроках перевозки и размере платы в договоре следует предусмотреть:
- круг лиц, для перевозки которых предоставляется ТС (определенный или неопределенный).
Обратите внимание: в случае заключения договора для перевозки неопределенного круга лиц взимание платы с указанных лиц не допускается;
- порядок допуска пассажиров для посадки в ТС (в случае если ТС предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Если стороны договора не нуждаются в систематических перевозках пассажиров и багажа по заказу, то договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС.
Правила перевозки багажа и ручной клади в ТС, предоставленных для перевозки пассажиров по заказу, идентичны тем, которые установлены в отношении регулярных перевозок (ст. 30 Устава).
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
Здесь мы также имеем дело с договором фрахтования, но заключенным в устной форме. Причем ст. 31 Устава определено, что договор фрахтования легкового такси заключается фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика (транспортной компании) или, если водитель является ИП, от собственного имени. Для этого случая в уставе четко определено: права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Что интересно - на уровне устава закреплено, что фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси, если маршрут или поведение пассажира создают угрозу безопасности водителя. И еще - теперь в п. 5 ст. 31 Устава указано, что при оплате пассажиром стоимости пользования легковым такси выдается БСО или кассовый чек.
Обратите внимание: в случае простоя автомобиля по причине ожидания фрахтователя (свыше согласованного или оплаченного времени) фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора.
В отношении перевозки багажа и ручной клади в легковом такси законодатели ничего нового не установили - нормы определяются фрахтовщиком, который в случае несоответствия свойств и упаковки вещей, входящих в состав багажа (клади), правилам перевозок пассажиров может отказаться их принимать (ст. 33 Устава).
Об ответственности фрахтовщика и фрахтователя
Ответственности перевозчика и фрахтовщика посвящена ст. 34 Устава. О многих ее положениях мы уже упоминали. Обозначим ключевые моменты.
Если фрахтовщик предоставил ТС с опозданием или оно не соответствует условиям договора, то фрахтователь может отказаться от исполнения договора и взыскать с нарушителя штраф - 20% платы, установленной за пользование ТС (п. 2 ст. 34 Устава).
С другой стороны, за отказ от пользования ТС, предусмотренным договором фрахтования, уже фрахтователь уплачивает фрахтовщику двадцатипроцентный штраф - берется от платы, установленной за пользование ТС, если иное не определено договором фрахтования (п. 2 ст. 35 Устава).
Основания освобождения от ответственности
Согласно ст. 36 Устава перевозчик, фрахтовщик, фрахтователь (а также грузоотправитель, грузополучатель, если вспомнить о грузовых перевозках) освобождаются от ответственности, предусмотренной ст. 34 и 35 Устава (штрафы и возмещение ущерба), если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:
- непреодолимой силы;
- временных ограничения или запрета движения ТС по автомобильным дорогам;
- иных не зависящих от указанных лиц причин.
Однако следует помнить, что если перевозчики и фрахтовщики попытаются заключить со своими контрагентами (грузоотправителями, грузополучателями, фрахтователями, пассажирами) соглашение, цель которого - ограничить или устранить ответственность, возложенную на них уставом, то оно будет признано недействительным (ст. 37 Устава).
В заключение отметим, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, фрахтователей (грузоотправителей, грузополучателей), должны удостоверяться актами, порядок их составления закрепляется в правилах перевозок (ст. 38 Устава). Порядок оформления претензий к перевозчикам и фрахтовщикам также должен быть утвержден Правительством РФ в правилах (ст. 39 Устава). Однако в ст. 40 этого документа уже установлено, что перевозчики и фрахтовщики обязаны рассматривать предъявленные им претензии и уведомлять заявителей в письменной форме о результатах их рассмотрения в течение 30 дней с момента получения данных претензий.
Обратите внимание: срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет 1 год (ст. 42 Устава). Он исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (например, просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза), в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного:
- недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи багажа, груза;
- утратой багажа (груза), со дня признания его утраченным.
К.О. Борисова
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, 2, январь-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
*(2) Виды перевозок пассажиров и багажа закреплены в ст. 5 Устава.
*(3) Согласно ст. 2 Устава - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
*(4) Документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Кстати, ст. 6 Устава запрещено осуществлять перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.
*(5) Перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.
*(6) Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.
*(7) Сегодня действуют правила перевозок грузов, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, а правила перевозок пассажиров закреплены в Приказе Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.
*(8) К сведению: ст. 5 Устава предусмотрено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя - при наличии договора об организации перевозок. Согласно ст. 798 ГК РФ такой договор заключается при необходимости осуществления систематических перевозок грузов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"