г. Москва |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А40-146706/12-20-660 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "27" марта 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола помощником судьи Д.А. Солодовником,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012 об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А 40-146706/12-20-660, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" (ОГРН 1027701015352; 107082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, 22) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (ОГРН 1047701073860; 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, 9)
о признании недействительным решения N 593 от 27.07.2012 и требования N 8965 от 23.10.2012 г).
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Самойлова О.В. по дов. N 971,10-2013 от 19.03.2013
от заинтересованного лица - Туманина С.М. по дов. N 06-12/32 от 21.09.2012
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" (далее - ОАО "ВНИИРТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве N 593 от 27.07.2012 и Требования этой же Инспекции N 8965 от 23.10.2012 г. В дальнейшем, 08.11.2012 г. ОАО "ВНИИРТ" представило в суд первой инстанции заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановлении действий решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 593 от 27 июля 2012 г., принятое Инспекцией федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве; приостановлении действия выставленного в отношении ОАО "ВНИИРТ" Требования N 8965 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.10.2012 г.; запрета Инспекции федеральной налоговой службы N 1 по г.Москве осуществлять действия по взысканию недоимок, пеней и налоговых санкций, указанных в Решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 593 от 27 июля 2012 г. и в Требовании N 8965 в общей сумме 102 751 970,70 руб. за счет денежных средств и другого имущества Заявителя. Определениями от 09.11.2012 г. от 15.11.2012 г. от 21.11.2012 г. от 30.11.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал ОАО "ВНИИРТ" в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановлении действий упомянутых решения и требования.
ОАО "ВНИИРТ" не согласилось с определением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановлении действий оспариваемых решения и требования. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого определения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое определение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Пунктом 5 статьи 47 Кодекса установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса, а также имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях, предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении иска. Таким образом, доказывание наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требований конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы. При этом необходимо учитывать правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в в пунктах 9 и 10 Постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер". В соответствии с указанными положениями Постановления обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При решении вопроса о применении обеспечительных мер суд должен иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ОАО "ВНИИРТ" является стратегическим предприятием и входит в Перечень стратегических организаций утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. N 1226-р. Основным видом деятельности Общества является выполнение опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа, а также поставка опытных образцов и серийных изделий. Основными направлениями научно-технической и производственной деятельности Института являются выполнение работ, определенных государственным оборонным заказом и государственной программой вооружения в части проведения научных исследований, разработки, изготовления опытных образцов и участия в серийном производстве РЛС обнаружения, наведения и целеуказания межвидового применения; комплексные исследования по проблемам создания системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении и построения глобального информационно-управляющего поля в интересах реализации концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации; исследования по проблемам радиолокационного обнаружения, разработка и участие в серийном производстве РЛС обнаружения, наведения и целеуказания, вторичных радиолокаторов для ВВС, СВ и ВМФ, а также средств защиты РЛС от противорадиолокационных ракет и высокоточного оружия; исследования, включая экспериментальные работы в обеспечение создания всех составных частей РЛС, в том числе унифицированных антенн, передатчиков и приёмников, устройств обработки сигналов и информации, а также устройств отображения и передачи информации; выполнение работ по поставкам радиолокационной техники инозаказчикам.
В настоящее время ОАО "ВНИИРТ" участвует в разработках вооружения и военной техники по следующим направлениям государственного оборонного заказа: разработка, изготовление и поставка изделия "Подлет" (48Я6-К1); разработка, изготовление и поставка изделия станций обнаружения и целеуказания (СОЦ) 1РС1-1; изготовление и поставка составной части изделия РЛС (радиолокационная станция) 64Л6М; разработка, изготовление и поставка РЛС для корабля класса корвет; разработка, изготовление и поставка РЛС для корабля класса фрегат. Согласно государственному контракту N 8-3-21/237/ЗА от 04.05.2012 г. налогоплательщик обязан разработать, изготовить и поставить в Министерство обороны РФ изделие "Подлет". Под изделием "Подлет" понимается мобильная твердотельная трехкоординатная РЛС малых высот кругового обзора боевого режима межвидового применения в сантиметровом диапазоне волн. РЛС "Подлет" находится на вооружении Российской Федерации и обеспечивает оборону и безопасность страны. Это новейшие комплексы, которыми оснащают радиотехнические войска Военно-воздушных сил России. В рамках выполнения государственного оборонного заказа по поставке РЛС "Подлет" ОАО "ВНИИРТ" были заключены договоры с поставщиками составных частей данного изделия. Согласно графику поступлений и платежей поставщикам составных частей, материалов и комплектации изделия "Подлет" ОАО "ВНИИРТ" до конца декабря обязано оплатить 25 582 600 рублей. В случае нарушения сроков оплаты поставщики имеют право на задержать поставку товара по полного погашения образовавшейся задолженности и начислить неустойку (п. 5.2. Договора поставки от 31.07.2012 N 10-07).
Согласно договору от 31.08.2012 г. N 670-м-2012 налогоплательщик обязан разработать, изготовить и поставить соисполнителю государственного оборонного заказа - ОАО "НПО "ЛЭМЗ" комплекты составных частей СОЦ (станций обнаружения и целеуказания) изделия 1 PC 1 -1. Станция обнаружения целей (СОЦ) 1РС1-1Е - станция обнаружения и целеуказания унифицированного ряда твердотельных РЛС с ФАР малых и средних высот сантиметрового диапазона волн, предназначена для обнаружения и выдачи целеуказания по современным средствам воздушного нападения в составе зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1". Согласно Государственной программе развития вооружений на 2007-2015 годы на вооружение должно было быть поставлено около 400 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1". В рамках выполнения государственного оборонного заказа по поставке составных частей СОЦ изделия 1РС1-1 ОАО "ВНИИРТ" были заключены договоры с поставщиками составных частей данного изделия. Согласно графику поступлений и платежей поставщикам составных частей, материалов и комплектации по договору от 31.08.2012 г. N 670-м-2012 ОАО "ВНИИРТ" обязано уплатить в ноябре 3 947 300 руб. - в декабре 4 423 370 руб.
Согласно договору от 16.03.2012 г. N 648-м налогоплательщик обязан изготовить и поставить составные части изделия 64Л6М (для РЛС "Гамма - С1"). Гамма-С1 - российская мобильная трёхкоординатная радиолокационная станция общего назначения сантиметрового диапазона длин волн средней дальности. Предназначена для ведения кругового или секторного обзора воздушного пространства в целях средств ПВО, контроля воздушного пространства, а также обеспечения гражданского воздушного движения. Предназначена для применения в автоматизированных системах управления ВВС и ПВО, ведения боевых действий авиации, отработки задач боевой подготовки, а также в неавтоматизированных подразделениях и для сил быстрого реагирования. РЛС может использоваться и для выдачи информации на автоматизированные посты управления и контроля воздушного движения в гражданской авиации. РЛС разработана с использованием новейших технических достижений и имеет в основном твердотельное построение. В боевом режиме РЛС позволяет эффективно обнаруживать, определять координаты и сопровождать широкий класс современных и перспективных средств воздушного нападения в условиях сложной помеховой обстановки, а также обеспечивать распознавание классов одиночных целей (самолет, ракета, цель-ловушка) по специальным и траекторным признакам. С 2003 г. РЛС "Гамма - С1" выпускается серийно и стоит на вооружении в Российской Федерации. В рамках выполнения государственного оборонного заказа налогоплательщиком были заключены договора с поставщиками комплектующих, составных частей и материалов. Согласно графику поступлений и платежей поставщикам составных частей, материалов и комплектации по договору от 16.03.2012 г. N 648-м-2012 ОАО "ВНИИРТ" обязано уплатить: - в ноябре 33 297 570 руб. - в декабре 14 427 580 руб.
Согласно договорам от 27.04.2011 г. N 634-м-2011/454-2784 и от 29.07.2011 г. N 641-м-2011/454-2865 заключенным с исполнителем государственного оборонного заказа ОАО "Северная верфь" налогоплательщик изготавливает и поставляет для установки на корабль РЛС обнаружения (изделие 5П-27, 5П-27-М). В рамках исполнения указанных договоров налогоплательщик заключает договора с поставщиками комплектующих, составных частей и материалов. В настоящее время большинство договоров находится в стадии согласования перед подписанием. Согласно плану - графику (смете) поступлений и платежей поставщикам составных частей, материалов и комплектующих предполагаются авансовые платежи в следующих размерах: ноябрь - 39 806 760 руб. декабрь - 39 806 760 руб. (по основному договору от 27.04.2011 г. N 634-м-2011/454-2784) ноябрь - 30 770 000 руб. декабрь - 30 770 000 руб. (по основному договору от 29.07.2011 г. N 641-м-2011/454-2865)
Ссылаясь на данные обстоятельства Заявитель указывал, что налоговым органом выставлено требование N 8965 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.10.2012 г., а также инкассовые платежные поручения от 23.11.2012 г. Единовременное взыскание недоимки, пеней и штрафа по решению N 593 от 27.07.2012 г. в размере 102 751 970,70 руб. приведет к невозможности выполнять свои обязательства перед поставщиками (соисполнителями) государственного оборонного заказа, и в конечном итоге, к срыву в исполнении государственного оборонного заказа. Срыв государственного оборонного заказа повлечет ответственность как предприятия в целом, так и должностных лиц ОАО "ВНИИРТ".
Однако суд первой инстанции необоснованно трижды отказывал Заявителю в применении обеспечительных мер, что привело к списанию указанной суммы с расчетного счета ОАО "ВНИИРТ". В связи со списанием 102 751 970,70 руб. и возникшей угрозы неисполнения упомянутых оборонных заказов ОАО "ВНИИРТ" вынуждено было в рамках кредитного договора N 3052-1/12-К от 30.03.2012 заключенного с ОАО "МТС-БАНК" привлечь дополнительные денежные средства на срок до 31.08.2013 г. В соответствии с представленными Выписками за 07.12.2012 и за 12.12.2012, на расчетный счет Общества были зачислены денежные средства в размере 120 000 000 рублей. На основании Справки о начисленных и уплаченных процентах и комиссиях и платежных поручений в период с 08.12.2012 по 29.01.2013 сумма оплаченных процентов по полученным от ОАО "МТС-БАНК" кредитам на пополнение оборотных средств составила 1 785 511,69 рублей.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2012 г. Налогоплательщик обладает основными средствами на сумму 348 980 000 руб., что значительно превышает взысканную сумму начисленного налога - 102 751 970,70 руб. Кроме того, согласно отчету "О прибылях и убытках за 9 месяцев 2012 года" выручка Общества составила 611 135 000,00 руб., что в среднем составляет 203 711 666,7 руб. в квартал и 67 903 888,9 руб. в месяц, которая также могла быть направлена на погашение задолженности перед бюджетом. Указанные обстоятельства исключали необходимость списания спорных сумма начисленного налога до решения судебными инстанциями вопроса о правомерности оспариваемого решения налогового органа.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" о принятии обеспечительных мер следует удовлетворить. Приостановить действие решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 593 от 27.07.2012, принятое ИФНС России N 1 по г. Москве. Также приостановить действие выставленного в отношении ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" Требование N 8965 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.10.2012. Запретить ИФНС России N 1 по г. Москве осуществлять действия по взысканию недоимок, пеней и налоговых санкций, указанных в Решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 593 от 27.07.2012 и в Требовании N 8965 в общей сумме 102 751 970 руб. 70 коп. за счет денежных средств и другого имущества ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012 по делу N А40-146706/12-20-660 отменить.
Удовлетворить заявление ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" (ОГРН 1027701015352; 107082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, 22) о принятии обеспечительных мер.
Приостановить действие решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 593 от 27.07.2012, принятое ИФНС России N 1 по г. Москве.
Приостановить действие выставленного в отношении ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" Требование N 8965 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.10.2012.
Запретить ИФНС России N 1 по г. Москве осуществлять действия по взысканию недоимок, пеней и налоговых санкций, указанных в Решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 593 от 27.07.2012 и в Требовании N 8965 в общей сумме 102 751 970 руб. 70 коп. за счет денежных средств и другого имущества ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники".
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146706/2012
Истец: ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники"
Ответчик: ИФНС России N 1 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40646/14
06.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146706/12
28.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6763/13
12.12.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39995/13
23.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146706/12
28.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6763/13
27.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2319/13