Санкции, применяемые к бюджетным учреждениям
за нарушение бюджетного законодательства
За нарушение требований законодательства любая организация, в том числе и бюджетная, а также руководители и иные должностные лица, ответственные за ведение финансово-хозяйственной деятельности, могут понести наказание. В данной статье рассмотрены основные меры, применяемые к бюджетным учреждениям - нарушителям законодательства, и нарушения, за которые предусмотрена ответственность.
Меры ответственности применяются в соответствии с положениями:
- Бюджетного кодекса РФ - за нарушение бюджетного законодательства РФ;
- Кодекса об административных правонарушениях РФ - за административные нарушения;
- Налогового кодекса РФ - за налоговые правонарушения;
- Трудового кодекса РФ - за нарушения условий и охраны труда;
- Уголовного кодекса РФ - в случае серьезных правонарушений, рассматриваемых в соответствии с УК РФ как преступление.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ
Поскольку разговор пойдет о бюджетных учреждениях, начнем с ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Основными документами в этом случае являются БК РФ, а также Инструкция о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденная Приказом Минфина РФ от 26.04.2001 N 35н (далее - Инструкция N 35н).
В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени.
Что же является основанием для их применения? Ответ дан в ст. 283 БК РФ, в которой четко перечислены основные нарушения:
- неисполнение закона (решения) о бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
- несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
- отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;
- несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
- финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
- несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ;
- несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ;
- иные основания в соответствии с БК РФ и федеральными законами.
Рассмотрим далее нарушения, наиболее часто встречающиеся в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, с указанием меры ответственности.
Начнем с нецелевого использования бюджетных средств (ст. 289 БК РФ). Что же это такое? Рекомендуем придерживаться четкой трактовки, приведенной в ст. 289 БК РФ, а именно: Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.
Кроме того, можно обратиться к п. 2 Инструкции N 35н, в котором названы следующие нарушения:
а) использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
б) использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
в) использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
г) использование средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
д) иные видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.
Обратите внимание: трактовать дебиторскую задолженность в счет выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров в следующем финансовом году, если средства направляются получателем средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, и в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной классификацией РФ, как нецелевое использование средств федерального бюджета неправомерно. Данную точку зрения подтверждает Письмо Минфина РФ от 20.08.2003 N 03-01-01/15-245. Здесь же отметим, что в случае допущения межотчетной дебиторской задолженности к бюджетным учреждениям, ее образовавшим, может применяться мера в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 282 БК РФ), а также изъятие бюджетных средств в размере выплаченного аванса.
Какие меры за нецелевое использование бюджетных средств могут применять контролирующие органы? Признание нарушения нецелевым использованием бюджетных средств может повлечь за собой не только уменьшение финансирования на следующий год на сумму нецелевого использования, но и возбуждение дела об административном правонарушении согласно ст. 15.14 КоАП РФ, и наложение штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб. на должностное лицо и от 40 000 до 50 000 руб. на бюджетное учреждение.
К бюджетному учреждению, допустившему нецелевое использование бюджетных средств, кроме административной, может быть применена уголовная ответственность. В каких случаях? Откроем, например, ст. 285.1 УК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
При этом то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
К сведению: крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 руб., особо крупным - 7 500 000 руб.
Такое нарушение бюджетного законодательства, как невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.
Согласно ст. 15.15 КоАП РФ нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 100 000 руб.
Следующее нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в неперечислении либо несвоевременном перечислении процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ), карается наложением штрафов на руководителей - получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
В данном случае ст. 15.16 КоАП РФ установлены следующие размеры административного штрафа: на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением согласно ст. 292 БК РФ наказывается наложением штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст. 293 БК РФ) влечет наложение штрафов на руководителей - государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
За нарушения, установленные ст. 294, 296, 297 БК РФ, а именно несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств, несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи, финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, предусмотрены штрафы для руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В последнее время частым стало осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка в соответствии со ст. 301 БК РФ влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ.
Кто имеет право применять меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства (ст. 284 БК РФ)? Во-первых, это руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. В области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ они в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета вправе:
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;
- списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.
Во-вторых, руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований:
- принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
- выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
А также руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями), которые имеют право приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
Отметим, что при этом вышеуказанные должностные лица федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
В предыдущем номере мы анализировали порядок применения к нарушителям бюджетного законодательства санкций, установленных БК РФ. Однако кроме бюджетной предусмотрены и иные виды ответственности в отношении указанных лиц, которые мы и рассмотрим в настоящей статье.
Административная ответственность
Основным документом, регламентирующим меры административной ответственности, является Кодекс об административных правонарушениях.
Какие нарушения приводят к привлечению должностных лиц и самих учреждений к административной ответственности? Прежде всего правонарушения в области финансов, налогов и сборов (гл. 15 КоАП РФ).
1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ), а именно осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (свыше 100 000 руб.), неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
2. Нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
3. За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов на должностные лица учреждения может быть наложен штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
4. Нельзя не отметить и нарушения валютного законодательства. Меры наказания, применяемые в отношении таких нарушителей, оговорены в ст. 15.25 КоАП РФ.
Во-первых, осуществление незаконных валютных операций, а именно осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение штрафа как на должностных, так и на юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
За невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а также за нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки может быть наложен штраф на должностных лиц и само учреждение в размере от 3/4 до 1 размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.
Такие нарушения валютного законодательства, как несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение штрафа: на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на учреждение - от 40 000 до 50 000 руб.
5. В случае продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения контрольно-кассовых машин должностные лица должны уплатить штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб., учреждение - от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).
При проверках финансово-хозяйственной деятельности может быть нарушено законодательство о труде. Какие санкции применяются к нарушителям в этом случае?
Статья 5.27 КоАП РФ содержит следующие меры наказания за нарушение законодательства о труде и об охране труда: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 5 000 руб., на бюджетное учреждение как на юридическое лицо - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При этом если законодательство о труде и об охране труда нарушено должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то применяется мера наказания в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Напомним, что к нарушениям законодательства о труде относятся: нарушение порядка хранения и выдачи трудовых книжек, внесения в них записей, ведение первичной учетной документации по кадровой работе в нарушение законодательства или ее отсутствие, нарушение требований коллективного и/или трудового договора, сроков выдачи заработной платы и др.
Следующим нарушением, при выявлении которого могут быть применены санкции, является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Согласно ст. 14.1 КоАП РФ могут применяться следующие меры наказания:
- при осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации - наложение штрафа в размере от 500 до 2 000 руб.;
- при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, на учреждение - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
К административной ответственности привлекаются лица и учреждения за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о размещении заказов) при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 7.29 КоАП РФ за принятие решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с нарушением законодательства о размещении заказов на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 30 000 руб.
Принятие должностным лицом решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения торгов, в том числе в форме аукциона, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.
Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а именно:
- нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению;
- опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" такой информации с нарушением требования законодательства;
- нарушение сроков направления в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти приглашений на участие в закрытом конкурсе или аукционе, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов аукциона;
- нарушение должностными лицами порядка представления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб., на бюджетное учреждение - в размере 100 000 руб. (ст. 7.30 КоАП РФ).
Наложение штрафа в размере 30 000 руб. возможно в случае нарушения:
- членом конкурсной комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
- членом конкурсной или аукционной комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе в случае отказа в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ;
- членом аукционной комиссии порядка проведения аукциона.
Неопубликование информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов такому опубликованию или такому размещению, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц - 500 000 руб.
Штраф в размере 50 000 руб. может быть наложен на должностное лицо за установление не предусмотренных законодательством о размещении заказов критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения выполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов документов.
Отклонение членом котировочной комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов, и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена, влекут наложение административного штрафа в размере 30 000 руб.
Выбор членом конкурсной, аукционной или котировочной комиссии победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о размещении заказов влечет наложение штрафа на данное должностное лицо в размере 50 000 руб.
Сокращение сроков подачи заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях?
Во-первых, судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).
1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1, 15.3-15.12, 15.26 КоАП РФ.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 15.27 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.
4. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1, 15.10 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.
Во-вторых, налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).
Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
В-третьих, согласно ст. 23.7 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Данный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14-15.16 КоАП РФ, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
В-четвертых, Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 23.66 КоАП РФ).
Данный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29-7.32 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях в этом случае имеет право:
1) руководитель указанного органа и его заместители;
2) руководители структурных подразделений названного органа и их заместители;
3) руководители территориальных органов указанного органа и их заместители.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена гл. 16 НК РФ.
Перечислим основные налоговые нарушения, допускаемые бюджетными учреждениями, и меры наказания за их совершение.
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет наложение штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (ст. 119 НК РФ).
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет наложение штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения согласно ст. 120 НК РФ карается наложением штрафа в размере 5 000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения. Данное налоговое нарушение, если оно совершено в течение более одного налогового периода, влечет наложение штрафа в размере 15 000 руб. А при занижении налоговой базы взыскивается штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Обратите внимание: под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
За неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) согласно ст. 122 НК РФ на бюджетное учреждение может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Это же нарушение, совершенное умышленно, влечет наложение штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).
При неправомерном неперечислении (неполном перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, на бюджетное учреждение может быть наложен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).
Меры наказания и размер штрафа устанавливаются должностным лицом налогового органа по результатам налоговой проверки в соответствии с требованиями НК РФ.
Уголовная ответственность
Санкции за нарушения, выявленные в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности, могут предусматривать привлечение к уголовной ответственности. В случае обнаружения факта, за совершение которого применяется мера наказания, установленная УК РФ, ревизор обязан передать акт проверки и копии документов, подтверждающих нарушение, в правоохранительные органы.
Уголовная ответственность наступает в случае нецелевого расходования средств бюджета в крупных и особо крупных размерах, о чем упоминалось выше.
Кроме этого, предусмотрено такое нарушение, как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
В случае совершения должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а также охраняемых законом интересов общества или государства, данное лицо наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также органа местного самоуправления, влечет наложение штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.
Принятие решения о привлечении к уголовной ответственности, установление штрафных и иных санкций осуществляются судебным органом в соответствии с УК РФ.
В заключение отметим, что применять те или иные меры наказания можно по результатам проверки, проведенной любым из органов, имеющих право производить такие проверки: Росфиннадзором, ФНС, ФТС, вышестоящей организацией при осуществлении ведомственного контроля, а также работником учреждения, осуществляющим внутрихозяйственный контроль. Однако факт обнаружения нарушения и описания его в акте не является в полной мере основанием для наказания. Необходимо провести расследование, в том числе служебное, и вина лица, допустившего нарушение, должна быть доказана. Принятие решения о наказании виновных лиц также подлежит проверке. Таким образом, знание норм законодательства в области применения санкций за допущенные нарушения необходимо не только ревизорам, но и должностным лицам бюджетных учреждений, ответственным за осуществление финансово-хозяйственной деятельности.
Материальная ответственность сторон трудового договора
От редакции: о привлечении к материальной ответственности сторон за нарушение трудовых отношений читайте в статье А. Беляева "Меры ответственности за нарушение трудовых отношений" (N 1, 2007).
М. Волчкова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 1, 2, январь, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"