О трудовых инспекциях и спорах (индивидуальных)
Правительство РФ Постановлением от 05.09.2007 N 559 внесло изменения в свое Постановление от 06.04.2004 N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" и Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324. Положение приведено в соответствие со ст. 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Уточнены полномочия Роструда в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В частности, Роструд вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах своих полномочий. Федеральная служба регистрирует отдельные категории коллективных трудовых споров, ведет базу данных по учету трудовых арбитров, формирует регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения, а также проводит государственную экспертизу условий труда в установленном Правительством РФ порядке.
Кроме того, после принятия Федерального закона N 90-ФЗ*(1), наверное, не один раз были изучены комментарии разных специалистов к поправкам, внесенным в Трудовой кодекс. Свое мнение в части применения его обновленных положений о разрешении трудовых споров высказал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", которое действует в редакции Постановления N 63*(2).
В статье объединены две темы - полномочия трудовых инспекторов и разрешение индивидуальных трудовых споров в свете Федерального закона N 90-ФЗ и Постановления N 63.
Кто осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства?
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль в области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Это государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, составляющие единую централизованную систему государственных органов. Федеральная инспекция труда является основным надзорным органом (системой органов) в сфере труда.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства необходимо отличать от государственного надзора за соблюдением правил по безопасному проведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, который осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ (ст. 354 ТК РФ).
Согласно ст. 356 ТК РФ должностные лица инспекции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, готовить другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности, а также рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий. Эти уточнения Федерального закона N 90-ФЗ связаны с тем, что в соответствии с КоАП РФ должностные лица инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения по ст. 19.4, 19.5, 19.7, ч. 2 ст. 5.27 и др., рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28-5.34, 5.44 (нарушения трудового законодательства и коллективно-договорного регулирования), а также при наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (например, по ст. 145.1 УК РФ).
К сфере деятельности Федеральной инспекции труда теперь отнесены надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. При этом в ТК РФ отсутствуют нормы, разделяющие компетенцию органов контроля ФСС РФ и Федеральной инспекции труда.
В статье 356 ТК РФ в редакции Федерального закона N 90-ФЗ наименование "работники" заменено на "граждане". Таким образом, отношения, предшествующие работе и после ее окончания, также охватываются контролем и надзором инспекции (право обращаться в инспекцию по трудовым спорам имели только работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем - заключившие трудовой договор).
Полномочия Роструда и ответственность организаций
Полномочия органов Федеральной инспекции труда перечислены в ст. 356 ТК РФ и их можно разделить на несколько групп. К первой нужно отнести полномочия, обеспечивающие выявление нарушений трудового законодательства и восстановление нарушенных трудовых прав. Органы Роструда ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав. Вторая связана с обеспечением безопасных условий и охраны труда. Третья направлена на выполнение функций координации и прогнозирования, а четвертая включает обязанности, связанные с пропагандой трудового законодательства. Эти полномочия нужно различать от прав государственных инспекторов труда (ст. 357 ТК РФ).
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), имеют удостоверения установленного образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.
При проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).
Приказом Роструда от 10.04.2006 N 60 утвержден подробный Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах РФ), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.;
- на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.
Невыполнение же в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 300 до 500 руб.;
- на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;
- на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.
Как инспектируют организацию?
В связи с новым понятием "работодатель" (ст. 20 ТК РФ) инспекционному контролю подлежат все физические лица, нанимающие работников. К ним относятся не только зарегистрированные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.п., но и физические лица, осуществляющие деятельность с нарушением законодательства (без государственной регистрации и (или) лицензирования), а также обычные граждане, нанимающие работников в целях личного обслуживания. Практическое значение этой поправки заключается в том, что привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда и выдавать обязательные для исполнения предписания работодателям - физическим лицам будет значительно легче.
При установлении нарушений трудового законодательства инспектор труда вправе предъявить обязательные для исполнения организацией предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных работников к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности.
Согласно ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется Конвенцией Международной Организации Труда N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 N 58-ФЗ, и Федеральным законом N 134-ФЗ*(3).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ мероприятия по проведению контроля, в том числе государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. В отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Государственный инспектор труда вправе проводить мероприятия по контролю, если у него имеется соответствующее распоряжение (приказ), которое он должен предъявить руководителю проверяемой организации. В этом документе указывают:
- его номер и дату распоряжения (приказа);
- наименование органа Федеральной инспекции труда;
- Ф.И.О. инспектора, уполномоченного проводить контроль;
- наименование проверяемой организации;
- правовые основания проверки вместе с нормативными актами, требования которых необходимо проверить;
- даты начала и окончания мероприятия по контролю.
Продолжительность проверки не должна превышать один месяц. Этот срок может быть продлен не более чем на месяц в случаях проведения испытаний, экспертиз на основании мотивированного предложения инспектора, осуществляющего надзор, руководителю органа федеральной инспекции труда.
Работодатели должны знать, что при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственной инспекции труда не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции данного органа;
2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
У инспекторов есть не только права, но и обязанности (ст. 11 Федерального закона N 134-ФЗ). Они должны:
- соблюдать законные интересы фирм и предпринимателей;
- разрешать представителям компании присутствовать при ревизиях, а также давать разъяснения по вопросам проверки;
- сообщать руководителю фирмы или его представителю необходимые им данные о проверке (за исключением информации о подателе жалобы, вызвавшей ревизию);
- наказывать виновных в случае, если обнаружены нарушения.
Нарушение законодательства о труде и о его охране лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Обжалование решений трудовых инспекторов и жалобы работников
Порядок обжалования их действий установлен ст. 361 ТК РФ. Заинтересованное лицо может обратиться к руководителю государственного инспектора, главному государственному инспектору труда, в суд. Можно сразу обращаться в суд или к главному государственному инспектору по труду. В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителя, а также вышестоящих лиц оспариваются в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ.
Федеральная инспекция труда рассматривает жалобы работников на нарушение трудового законодательства. В частности, ст. 3 ТК РФ предусматривает возможность обжалования дискриминации в сфере труда в федеральную инспекцию труда.
Как указано в п. 10, 11 Постановления N 2, при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения.
Запрещается отказывать в приеме на работу по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе беременным или имеющим детей женщинам; работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
Работодатель вправе отказать в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного претендента. При этом под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять конкретную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Кроме того, работодатель вправе предъявить лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, необходимые в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, умение работать на компьютере и т.д.).
Пленум ВС подчеркнул, что отказ работодателя принять на работу гражданина РФ ввиду отсутствия у него регистрации по месту жительства или по месту нахождения работодателя является незаконным.
Статья 193 ТК РФ закрепляет право работника обжаловать наложенное дисциплинарное взыскание, а 231-я - право на рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
Что считается индивидуальным трудовым спором?
В соответствии со ст. 381 ТК РФ под ним понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта (например, приказа руководителя) и трудового договора, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда. Кроме того, индивидуальным трудовым признается спор:
- между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем;
- между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются созданными на предприятии комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами (ст. 382 ТК РФ).
Поправки, внесенные в ст. 384 ТК РФ Федеральным законом N 90-ФЗ, позволят на правовой основе представительному органу работников по своей инициативе формировать КТС от имени работников без созыва общего собрания (конференции) работников и устанавливает десятидневный срок для направления той или иной стороной своих представителей в КТС. Кроме того, новая редакция этой статьи более детально регламентирует порядок образования КТС. Ранее правом выступать с инициативой образования КТС обладал трудовой коллектив работников в целом, и такое решение могло быть принято лишь на общем собрании (конференции) работников, которое также должно было утвердить представителей работников в КТС.
В основном право выбора, куда обратиться с заявлением - в комиссию по трудовым спорам или в суд, принадлежит работнику. Эти органы вправе вынести решение, обязывающее представителей работодателя обеспечить деятельность КТС. В случае отказа от исполнения предписания государственного инспектора труда или решения суда это является нарушением законодательства, а виновные лица могут быть привлечены к установленным федеральными законами тем или иным видам ответственности. КТС рассматривает следующие споры:
- о признании недействительными условий, включенных в трудовой договор;
- об оплате труда;
- о рабочем времени и времени отдыха;
- о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;
- о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;
- о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, если имеются на то основания;
- о законности применения дисциплинарных взысканий;
- о праве на основной и дополнительный отпуск и их оплате;
- об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;
- о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка;
- о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др.
Однако ст. 391 ТК РФ установлены случаи, когда рассматривать индивидуальный трудовой спор может только суд. Это, например, споры:
- о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
- об изменении даты и формулировки причины увольнения;
- о переводе на другую работу;
- об оплате времени вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
- о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
- об отказе в приеме на работу;
- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации;
- если комиссией по трудовым спорам заявление работника не рассмотрено в течение 10 дней со дня его подачи;
- в случае несогласия с решением, вынесенным комиссией по трудовым спорам.
В пункте 1 Постановления N 2 Пленум ВС разъяснил, кто рассматривает заявления физических лиц по индивидуальным трудовым спорам. Итак, мировой судья рассматривает (в качестве суда первой инстанции) все споры, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. Он же должен разрешить спор о восстановлении на работе и о признании перевода на другую работу незаконным.
Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая расторжение трудового договора с работником, не прошедшим испытательный срок, находятся в компетенции районного суда. Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.
При рассмотрении споров необходимо учитывать, что нормы ТК РФ распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, применяются всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. При этом Трудовой кодекс не используется для регулирования отношений с членами совета директоров (наблюдательных советов), за исключением лиц, работающих в данной организации по трудовому договору, и работников, заключивших договоры гражданско-правового характера. Однако если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Срок обращения в КТС
Срок обращения работника в комиссию по трудовым спорам установлен ст. 386 ТК РФ. В ней указано, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Заявление работника подается:
- о восстановлении на работе - в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки;
- о разрешении иного индивидуального трудового спора - мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (п. 3 Постановления N 2).
При обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты судебных расходов.
Пленум ВС подчеркнул, что судья не вправе отказать в принятии искового заявления при пропуске без уважительных причин срока обращения в суд или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам. Возбудить дело судья должен и в том случае, если комиссия по трудовым спорам отказала в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока подачи заявления.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь, нахождение в командировке, уход за тяжелобольными членами семьи, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы). Однако и при отсутствии таких причин суд может рассмотреть индивидуальный трудовой спор, если работодатель не заявил о пропуске срока подачи заявления.
Верховный суд обязал нижестоящие суды строго соблюдать установленные сроки рассмотрения трудовых дел и напомнил, что:
- дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца со дня поступления заявления в суд;
- другие трудовые дела, подсудные мировому судье, разрешаются до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
При этом в указанные сроки включается время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству. Эти сроки могут быть продлены только в исключительных случаях по сложным делам с учетом мнения сторон (п. 7 Постановления N 2).
Что принимает КТС?
Комиссия при рассмотрении индивидуального трудового спора не связана процедурами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения КТС и его содержание. Отметим, что решение комиссии принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении КТС указываются:
- наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, - наименование этого структурного подразделения;
- дата обращения в КТС и рассмотрения спора, существо спора;
- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
- существо решения и его обоснование (со ссылкой на трудовое законодательство, иной нормативно-правовой акт);
- результаты голосования.
Решение КТС должно быть мотивированным и обоснованным и подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения КТС в установленный срок комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд (ст. 390 ТК РФ). Хотя законодатель и указал на право обжалования решения КТС в суд, последний не является надзорной над КТС инстанцией, и, следовательно, он не может отменить решение КТС, а принимает самостоятельное, независимое и обоснованное решение.
Что решает суд?
Вынесение судами решений по трудовым спорам регламентируется ст. 394 ТК РФ, которая прокомментирована в п. 60-62 Постановления N 2. Итак, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными сотрудник должен быть восстановлен на прежней работе. При этом работодатель обязан выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула или разницы в зарплате за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Вместе с тем по заявлению работника суд может принять и другое решение, например, об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию и взыскании перечисленных выше компенсаций.
Если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает его на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора. При этом если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Если работодатель имел основания для увольнения работника, но в приказе указал неправильную (или не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения), то суд обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК РФ. В этом случае дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. При этом если к моменту вынесения указанного решения работник уже принят на работу в другую организацию, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула во всех случаях (в том числе за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки или в связи с неправильной формулировкой причины увольнения, или при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе) определяется в порядке, предусмотренном ст. 139 ТК РФ.
Что проверяют?
При проведении плановой проверки инспектор труда обычно запрашивает у организации и проверяет трудовые договоры, трудовые книжки, правила внутреннего трудового распорядка, книгу учета движения трудовых книжек, приказы, штатное расписание. Инспектор проверяет правильность приема, перевода и увольнения работников, соблюдение порядка выплаты пособий при увольнении, ведения учета рабочего времени и времени отдыха. Документы, которые могут быть истребованы при проверке, следует определять согласно ст. 8 Федерального закона N 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.
При проверке оформления трудовых отношений проверяющие обращают внимание на следующие моменты.
1. Зачислен ли работник, который работает по гражданско-правовому договору, в штат, ведь к штатному персоналу относятся сотрудники, которые работают по трудовому договору или по совместительству.
2. Подчиняется ли работник правилам трудового распорядка. Те, кто работает по гражданско-правовому договору, их не выполняют.
3. Обеспечивает ли фирма сотруднику, с которым заключен гражданско-правовой договор, условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
4. Предоставляет ли работодатель сотруднику, который работает по гражданско-правовому договору, гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.
Известно, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) руководителя. Этот приказ должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч. 2 ст. 68 ТК РФ). Однако если трудовой договор не был оформлен, но работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, то трудовой договор считается заключенным. Верховный суд разъяснил, что этим представителем работодателя в данном случае является лицо, которое наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к выполнению должностных обязанностей возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ), и работодатель должен оформить трудовой договор с работником.
Пленум ВС дал судам указание признавать срочные трудовые договоры, многократно заключаемые на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, заключенными на неопределенный срок. Также спор будет решен в случае, если выяснится, что срочный договор заключен работником вынужденно.
К сведению: Федеральная служба по труду и занятости в Письме от 28.12.2006 N 2264-6-1 разъяснила, что на место сотрудника, находящегося в отпуске по беременности и родам (отпуске по уходу за ребенком), работодатель вправе принять другого работника. В этом случае с ним заключается срочный трудовой договор, в котором в обязательном порядке указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого трудового договора. В связи с тем, что точное время выхода основного работника на работу определить не всегда представляется возможным, допускается определить срок окончания трудового договора как выход основного сотрудника на работу.
В этом случае после возвращения основного работника на работу трудовой договор с "временным" работником прекращается в связи с истечением его срока (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Однако если таким "временным" работником является беременная женщина, то ее увольнение (в период ее беременности) допускается, если невозможно перевести ее (с ее письменного согласия) до окончания беременности на другую имеющуюся на этом предприятии работу.
По мнению Пленума ВС, обязанность доказать наличие обстоятельств, позволяющих перевод без согласия работника, возлагается на работодателя (п. 17 Постановления N 2). Также при разрешении споров суд должен убедиться, что "новая" работа не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья. Если перевод на другую работу произведен в соответствии с нормами законодательства, то отказ работника от выполнения новой работы признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом (п. 19 Постановления N 2). Если перевод незаконный, то увольнение за прогул не может считаться обоснованным и работник подлежит восстановлению на прежней работе (п. 40 этого документа).
Общие требования к оформлению первичных документов установлены Законом о бухучете от 21.11.1996 N 129-ФЗ. За отсутствие первичных документов по учету труда и его оплаты (если на основании этих документов организация производит те или иные расходы, влияющие на формировании налоговой базы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, ЕСН) организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета (штраф может составлять более 15 000 руб.).
Трудовой договор можно расторгнуть по желанию работника...
...Если он подал заявление об увольнении в добровольном порядке. Если физическое лицо утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то суд должен проверить это обстоятельство, причем доказать это должен работник (п. 22 Постановления N 2).
Верховный суд назвал обстоятельства, при которых трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении:
- зачисление в образовательное учреждение;
- направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы;
- установленные*(4) случаи нарушения работодателем трудового законодательства, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора;
- выход на пенсию;
- другие уважительные причины.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы (оплаты отпуска, выплат при увольнении и др.) работодатель обязан дополнительно выплатить проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом коллективным или трудовым договором может быть предусмотрен более высокий размер этих процентов.
Верховный суд подчеркнул, что обязанность выплаты этой денежной компенсации не зависит от наличия или отсутствия вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Суд не может отказать работнику, трудовой договор с которым не расторгнут, во взыскании сумм процентов по причине пропуска им срока обращения с заявлением, так как в указанном случае нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора (п. 56 Постановления N 2).
К сведению: начисление процентов за задержку выплаты зарплаты не лишает работника права потребовать индексации сумм несвоевременно выплаченной оплаты в связи с их обесцениванием по причине инфляции (п. 55 Постановления N 63).
Если заработная плата выплачивается один раз в месяц, то в случае жалобы работников в Федеральную инспекцию труда на нарушение требований ст. 136 ТК РФ виновное должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 500 до 5 000 руб. за нарушение законодательства о труде и его охране. Учреждение могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).
Если трудовое законодательство нарушено...
Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. 5.7, 5.27-5.34, 5.39 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ст. 5.27 КоАП РФ представителей администрации фирмы или индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 500 до 5 000 руб. При серьезных нарушениях штраф для организации может достигать 30 000-50 000 руб. Однако проверяющие не вправе оштрафовать фирму, если с момента обнаружения нарушения прошло больше двух месяцев (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Если инспекторы уже назначили в протоколе об административном правонарушении штраф, можно попытаться его снизить. Для этого нужно обратить внимание судей на смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).
Е.А. Шестова,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".
*(2) Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 63 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ".
*(3) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
*(4) Названные нарушения могут считаться установленными, если имеются заключения госинспекции по труду, профсоюза, комиссии по трудовым спорам, суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"