город Омск |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А75-3747/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжиков О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6/2013) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2012 по делу N А75-3747/2012 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (ОГРН 1028600944250, ИНН 8603089941) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления N 621-ОК/34 от 13.04.2012 о назначении административного наказания, а также о признании незаконным и отмене представления N 103-ОК/34 от 13.04.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" - Шарапова Н.С. по доверенности N 11 от 21.01.2013 сроком действия по 31.01.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
установил:
открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (далее по тексту - Общество, ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 621-ОК/34 от 13.04.2012 о назначении административного наказания, а также о признании незаконным и отмене представления N 103-ОК/34 от 13.04.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 29.11.2012 по делу N А75-3747/2012 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры требования заявителя удовлетворил со ссылкой на недоказанность наличия в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Административный орган настаивает на доводах о нарушении Обществом статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 4.19. 4.20. 4.21. 4.22 СанПиН 2.1,7.1322-03, 4.2., 4.3. и 4.4 СП 2.1.7.1038-01, а также непредставление последним санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения полигона, как объекта размещения отходов согласно пункту 2.2. СП 2.1.7.1038-01, пункту 3.6 СП 2.1.5.1059-01, пункту 5.7. СанПиН 2.6.6.1169-02.
По убеждению заинтересованного лица Общество, осуществлет действия по размещению и захоронению отходов, не представляя отчет об инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканиях под объект размещения отходов.
Управление полагает, что Обществом не соблюдается установленный порядок определения фактической массы отходов.
Кроме того, Управлением указано на отсутствие мониторинга объекта размещения отходов, который должен быть на объекте захоронения отходов (полигоне).
В отзыве ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" поддержал требования, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Определением N 38-ОК от 13.01.2012 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования установлено, что ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", осуществляющее размещение опасных отходов на полигоне ТБО и ПО, расположенного на кустовой площадке N 33 Хохряковского месторождения, не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования.
По фактам выявленных нарушений Управлением Росприроднадзора был составлен протокол об административном правонарушении N 563-ОК/34 от 13.03.2012 (том 1 л.д. 66-71) и вынесено постановление N 621-ОК/34 о назначении Обществу административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей (том 1 л.д. 52-58). Кроме того, заявителю на основании статьи 29.13. КоАП РФ выдано представление N103-ОК/34 от 13.04.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (том 1 л.д. 13-14).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
29.11.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, под размещением отходов понимается как их хранение, т.е. временное размещение с целью последующего использования, так и захоронение, т.е. изоляция отходов в специальных хранилищах, не предусматривающая их последующего использования.
Как уже было указано выше, административным органом в ходе проведения административного расследования установлено, что ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", осуществляющее размещение опасных отходов на полигоне ТБО и ПО, расположенного на кустовой площадке N 33 Хохряковского месторождения, не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования.
Также, Управлением указано на отсутствие мониторинга объекта размещения отходов, который должен быть на объекте захоронения отходов (полигоне).
Обществу было вменено нарушение части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39, частей 1, 2 статьи 51, статей 46, 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизы", статьи 11, пункта 3 статьи 12 Закон N89-ФЗ, СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения". СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СанПиН 2.6.6.1169-02 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса РФ", статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ГОСТ 17.1.3.06-82 "Общие требования к охране подземных вод", ГОСТ 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", пункта 6.9. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. Письмом Минприроды России от 21.07.1994 N 01-15/29-22115.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения Обществом вмененных ему требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами ввиду следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьёй 1 Закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлена, в том числе обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Как усматривается из материалов дела, административным органом было установлено, что ООО "Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия", осуществляющее размещение опасных отходов на полигоне, не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования. В частности: не проводит в полном объеме мониторинг в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод; в нарушение пунктов 4.19, 4.20, 4.21, 4.22 СанПин 2.1.7.1322-03 на полигоне отсутствуют локальные очистные сооружения для очистки поверхностного стока и дренажных вод; отсутствует система нагорных канав и дождевая канализация для перехвата поверхностного стока в зоне складирования, а также дренажная система - для отвода фильтрата; отсутствуют кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 метров, а также специальные карты-испарители внутри полигона для предотвращения попадания ливневых и талых вод. В нарушение пунктов 4.2, 4.3, 4.4 СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны не забетонирована, не освещена, отсутствует ограждение. На выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использование эффективных дез.средств. Также Обществу вменено отсутствие отчета об инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканиях под объект размещения ТБО и ПО, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения полигона, как объекта размещения отходов, Журнала учета размещенных отходов.
При этом требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Так, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 1).
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 3).
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 4).
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (часть 5).
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Из материалов дела усматривается, что согласно заявки поступившей от ОАО "Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия" (исх. N 25-277 от 19.08.2011 (том 2 л.д. 148) и прилагаемых к ней сведений, объект размещения отходов (Полигон ТБО и ПО), расположенный на кустовой площадке 33 Хохряковского месторождения, был внесен в реестр объектов размещения отходов с присвоением регистрационного номера - 14308 (письмо исх. N03-1/6406 от 13.10.2011 (том 2 л.д.145-147)).
Условием регистрации являлось предоставление в адрес Управления фактических данных о состоянии объектов, объемах размещенных отходов, системах защиты окружающей среды, а также видах мониторинга окружающей среды на объектах размещения отходов.
Таким образом, включив полигон ТБО и ПО в реестр объектов размещения отходов и присвоив ему регистрационный номер, Управление сочло достаточными сведения, представленные Обществом в приложениях к заявке (исх. N 25-277 от 19.08.2011 (том 2 л.д. 148)), что говорит о соответствии объекта требованиям статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на момент вынесения оспариваемого постановления, на основании чего судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы в указанной части.
Как указывалось ранее, Обществу вменено нарушение пункта ГОСТ 17.1.3.06-82 "Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод", пунктом 2 указанного ГОСТ установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. Пункт 3 того же ГОСТа определяет, что мероприятия по охране вод от загрязнения должны быть основаны на данных инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ.
Из материалов дела усматривается, что спорный полигон ТБО и ПО построен и введен в эксплуатацию в 2002 году на основании Рабочего проекта "Полигон по захоронению промышленных и бытовых отходов на Хохряковском месторождении ДАООТ "Нижневартовск нефть", разработанного ЗАО "Тюменьнефтегазпроект" в 1997 году.
При этом согласно пункту 3.2.3. "Оценка воздействия проектируемых объектов на водную среду" раздела 6 "Оценка воздействия на окружающую природную среду" Рабочего проекта (том 2 л.д.39-95) проектные решения исключают влияние на поверхностные и подземные воды в процессе эксплуатации, т.к. не требуют забора воды из поверхностных и подземных источников для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, нет сброса сточных вод в поверхностные водоемы и поглощающие горизонты, захоронение отходов, поступающих на полигон, осуществляется в амбарах с противофильтрационным экраном, предусмотрен организованный отвод поверхностных вод с территории площадки, исключено поступление поверхностных вод за территорию площадки в связи с ее обвалованием, устройством противофильтрационной завесы из суглинка, нагорной канавы в суглинке (том 2 л.д.74).
Более того, суд первой инстанции верно указал на наличие заключения государственной экологической экспертизы N 196 от 18.08.2000 на данный проект, утвержденной приказом председателя Нижневартовского межрайонного комитета по охране окружающей среды от 18.08.2000 N 509-э (том 2 л.д.114-126), из пункта 1 и пункта 2.3 следует, что место строительства полигона определено на основе специальных исследований, согласно представленным материалам изысканий гидрогеологические и гидрологичесике условия района расположения полигона соответствуют требованиям по выбору площадки под полигон.
Из чего следует, что строительство спорного полигона осуществлено Обществом на основании Рабочего проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, в месте, определенном на основе специальных исследований.
Также соответствие построенного объекта Рабочему проекту и действующим нормативно - правовым актам подтверждается: актом от 31.01.2002 приемки законченного строительством объекта, подписанным в том числе Руководителем отделения комитета природных ресурсов в ХМАО Чемякиным А.Г.; заключением N 384 от 01.02.2002 о принятых в эксплуатацию новых или реконструированных объектах подписанным также Руководителем отделения комитета природных ресурсов в ХМАО Чемякиным А.Г.; заключением от 28.12.2002 о принятых в эксплуатацию новых или реконструированных объектах подписанным Главным врачом ГФУ ЦГСЭН Ключниковым СИ.
При таких обстоятельствах, выводы суда, изложенные в обжалуемом решении о том, что строительство спорного полигона осуществлено Обществом на основании рабочего проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, в месте, определенном на основе специальных исследований, являются обоснованными, доводы подателя жалобы в указанной части подлежат отклонению апелляционной коллегией.
Кроме того, ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" вменено нарушение пункта 2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, пункта 3.6 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 и пункта 5.7 СанПиН 2.6.6.1169-02, выразившееся в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения полигона, как объекта размещения отходов.
Так, пунктом 3.6. Санитарных правил СП 2.1.5-1059-01 и пунктом 2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено получение заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения полигонов захоронения промышленных отходов.
Между тем, из содержания пункта 3.6. Санитарных правил СП 2.1.5-1059-01 следует, что такое санитарно-эпидемиологическое заключение должно быть оформлено до начала работ по обустройству кустовой площадки и соответственно до строительства шламоотвала или полигона захоронения промышленных отходов.
В силу пункта 5.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.6.1169-02 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.10.2002 N 35, предусмотрено, что на проектную документацию по обращению с производственными отходами, включая выбор территории под площадку для переработки производственных отходов и технологию переработки оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее требованиям санитарных правил.
Более того, суд первой инстанции верно указал, что поскольку СанПиН 2.1.5-1059-01, СанПиН 2.6.6.1169-02 и СанПиН 2.1.7.1038-01 (на которые имеется ссылка в оспариваемом постановлении) были введены в действие с 01.10.2001, с 01.01.2003, и с 24.08.2001 соответственно, постольку их требования в части наличия санитарно-эпидемиологического заключения выбранного участка для строительства полигона не могут быть применимы в отношении полигона ТБО и ПО, расположенного на кустовой площадке 33 Хохряковского месторождения.
При этом актом приемки законченного строительством объекта от 31.01.2002 подтверждается, что строительство началось в мае 2000 года (том 2. л.д. 129-131).
Однако, как усматривается из материалов дела, в составе документов на государственную экологическую экспертизу Обществом были предоставлены Заключение N 1096 от 07.05.1999 Нижневартовского межрайонного комитета по охране окружающей среды по акту выбора и предварительного согласования места расположения объекта "Полигон по захоронению промышленных и бытовых отходов на Хохряковском месторождении нефти" для ОАО "Нижневартовскнефтегаз" ДОАО "Нижневартовскнефть", а также Заключение N 118 от 27.09.1999 центра Госсанэпиднадзора в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе.
Согласно Заключению Комитета природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу о принятых в эксплуатацию новых или реконструированных производственных объектов N 384 от 01.02.2002, Заключению главного врача ГФУ ЦГСЭН в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе б/н от 28.12.2001 и Заключения руководителя Нижневартовской региональной группы ГИТ в Ханты-Мансийском автономном округе б/н от 31.12.2001 строительство Полигона промышленных и бытовых отходов Хохряковской группы месторождений выполнено в соответствии с проектом на строительство и отвечает требованиям СНиП.
Учитывая изложенное, доводы административного органа о непредставлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения полигона, как объекта размещения отходов, согласно пункту 2.2. СП 2.1.7.1038-01, пункту 3.6 СП 2.1.5.1059-01, пункту 5.7. СанПиН 2.6.6.1169-02 отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно оспариваемому постановлению по результатам проведенного натурного осмотра, в рамках административного расследования по объектам размещения отходов шламовых амбаров, расположенных на Хохряковском месторождении нести, административный орган выявил нарушение Обществом пунктов 4.19. 4.20. 4.21. 4.22 СанПиН 2.1.7.1322-03, выразившихся в отсутствии локальных очистных сооружений, для очистки поверхностного стока и дренажных вод, отсутствии система нагорных канав и дождевой канализации для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона, дренажной системы - для отвода фильтрата; отсутствии по периметру зоны захоронения кольцевого канала и кольцевого вала высотой не менее 2 метра; отсутствии специальных карт-испарителей внутри полигона для предотвращения попадания ливневых и талых вод с участком карт полигона, на которых размещены производственные отходы на прилегающую территорию, а также пунктов 4.2., 4.3. и 4.4 СП 2.1.7.1038-01, выразившихся в том, что территория хозяйственной зоны не забетонирована, не освещена, отсутствует ограждение по периметру полигона; на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств.
Однако доказательств в подтверждение нарушения указанного ГОСТа и Санитарных правил Управление не представило.
Доказательством факта нарушений, установленных в ходе проверки, является только акт, составленный по результатам проверки. При этом, материалами дела подтверждается, что административным органом осмотр в порядке статьи 27.8. КоАП РФ не проводился, соответствующий протокол не составлялся. Иные доказательства, подтверждающие несоблюдение Обществом требований вышеназванных Санитарных правил суду не представлены.
При этом в материалах дела имеются документы, опровергающие вышеуказанные доводы административного органа, а именно: акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15.05.2007 (том 2 л.д. 140-141) и экспертное заключение от 12.07.2007 (том 2 л.д. 142-144), из которых следует, что результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствуют требования нормативных документов санитарного законодательства: СанПнн 2.1.7.1322-03.
Также в ходе проводимого обследования установлено, что шламонакопитель расположен за пределами водоохранных зон водных и зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения. По периметру всей территории шламонакопителя выполнено ограждение в виде вала. Для перехвате ливневых и паводковых вод по границе участка выполнена нагорная канава и кольцевая водоотводная канава с облицовкой бетонными плитами, далее собираются в канализационную емкость, что соответствует требованиям СанПин 2.1.7.1322-03 (т. 2 л.д. 143).
Из пункта 4.3. СП 2.1.7.1038-01 также следует, что на выезде из полигона контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, предусматривается лишь по требованию территориального ЦГСЭН.
В силу пункта 6.9. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. Письмом Минприроды России от 21 июля 1994 года N 01-15/29-22115 следует, что фактическая масса отходов, принимаемых на объектах для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале. Выписка из журнала ежеквартально передается территориальному органу Минприроды России.
Как следует из оспариваемого постановления, Общество представило справку от 03.02.2012 "Учет размещенных отходов на полигоне ТБО и ПО Хохряковского месторождения в 2011 году", несоответствующую по форме и содержанию вышеуказанным Правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации и не представило журнал учета размещенных отходов.
Однако, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что указанная справка составлена на основании данных Журнала учета размещенных отходов (т.10-12), и фактическая масса отходов, принимаемых на полигон определяется расчетным путем.
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о несоблюдении Обществом установленного порядка определения фактической массы отходов, указанные доводы подлежат отклонению.
Опровергается материалами дела и довод Управления, содержащийся в оспариваемом постановлении, о непроведении ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" мониторинга размещения отходов (шламовых амбаров), ввиду следующего.
Так, суд первой инстанции верно указал, что в настоящее время специальный порядок проведения мониторинга федеральными органами исполнительной власти в области обращения отходов не установлен, а действия недропользователей в части мониторинга состояния окружающей среды не определены.
При этом Общество в соответствии с требованиями Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические рекомендации), разработало и использует в своей деятельности Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" от 25.10.2010, согласно которому Общество производит экологический мониторинг в том числе такого компонента природной среды как подземные воды.
На основании пункта 5 Методических рекомендаций, данный Проект получил утверждение в Управлении Росприроднадзора (Уведомление N 117/10, письмо N 03-1/5743 от 31.12.2010) (том 2 л.д.97).
Согласно разделу 9 указанного Проекта мониторинг состояния окружающей среды на территории полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного в районе Хохряковского месторождения, проводится специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию, в соответствии с проектом локального экологического мониторинга (приложение N 21 к Проекту) и согласованных в установленном порядке планов-графиков отбора проб атмосферного воздуха, подземных вод и почвы. В таблице 9.1. содержатся сведения о результатах мониторинга и контроля состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, указывающие на вид и периодичность отбора проб подземных вод. Перечень и местоположение пунктов наблюдения подземных вод также отражен в п.4.3. Проекта локального экологического мониторинга полигона по захоронению промышленных и бытовых отходов, согласованном с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что осуществление Обществом мониторинга подземных вод в месте расположения полигона подтверждается представленными в материалы дела протоколами анализа подземных вод (том 3). Доводы административного органа, изложенный в апелляционной жалобе, в данной части являются несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не представлено достаточных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, что повлекло признание незаконными и отмену оспариваемых постановления N 621-ОК/34 от 13.04.2012 о назначении административного наказания и представления N 103-ОК/34 от 13.04.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных Управлением.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2012 по делу N А75-3747/2012 -оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3747/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6/13
07.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6/13
11.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6/13
29.11.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3747/12
26.11.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3747/12