Горячее питание для студентов и школьников
Проблема школьного и студенческого питания обсуждается сегодня на государственном уровне. Планы - реализация программы "Школьное питание" в рамках национального проекта "Образование". Цели - привлечение частных инвесторов и модернизация системы школьного питания. Реалии - плачевное состояние системы школьного питания. По материалам СМИ: охват горячим питанием (завтраками) в среднем по России составляет среди учащихся 1-4 классов 83%, 5-9 классов - 61% и 10-11 классов - 55%. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов в большинстве школ не соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков. Следствие - хронические заболевания у детей. Аналогично обстоит дело и с организацией питания в других учебных заведениях страны. Таким образом, совершенно очевидно, что потребность в детском общепите существует, но есть ли возможность у частного бизнеса ее удовлетворить? В этой статье мы обозначим основные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в данном отраслевом сегменте, особенности их применения на практике.
Общие положения
Рассматривая возможность реализации готовой продукции в школах и вузах, следует помнить, что в данном случае мы имеем дело с бюджетным образовательным учреждением. К его компетенции относится создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и контроль их работы (пп. 19 п. 2 ст. 32 Закона об образовании*(1)). Именно на образовательное учреждение возлагается обязанность организации питания в нем (п. 5 ст. 51 Закона об образовании). Питание может быть организовано двумя способами: либо образовательное учреждение содержит собственную столовую и соответствующий штат специалистов, либо привлекает стороннюю организацию для обеспечения учащихся горячими обедами. Для нас представляет интерес второй вариант. Итак, образовательное учреждение привлекает специализированную организацию. Естественно, необходимо заключить договор, но какой?
Обратите внимание: до 01.01.2008 согласно ст. 71 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждениям было предоставлено право закупать товары (работы, услуги) при выполнении определенных условий без заключения государственного или муниципального контракта. Однако сегодня эта норма утратила силу*(2).
Таким образом, в нашем случае имеет место заключение государственного или муниципального контракта.
Государственный и муниципальный контракты
Основные положения о государственном и муниципальном заказе приведены в ГК РФ (ст. 525-534). Так, согласно ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такой порядок утвержден Законом о размещении заказов*(3). В соответствии со ст. 3 данного закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах. Под муниципальными - соответственно обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах*(4). В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения (ст. 4 Закона о размещении заказов). В свою очередь, лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта, называется участником размещения заказов. Им может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе ИП (ст. 8 Закона о размещении заказов).
Под размещением заказов подразумеваются определенные действия заказчиков, уполномоченных органов или привлеченных ими специализированных организаций. Размещение заказа может осуществляться (ст. 10 Закона о размещении заказов):
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе в электронной форме);
- без проведения торгов (запрос котировок, то есть цен на товары, работы, услуги; у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); на товарных биржах).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. При этом создается комиссия (конкурсная, аукционная, котировочная), определяется начальная (максимальная) цена контракта, его предмет и существенные условия (создается проект контракта), определяются условия торгов, разрабатывается документация (конкурсная, об аукционе), публикуются и размещаются извещения о проведении открытых конкурса или аукциона, направляются приглашения на участие в закрытом конкурсе или аукционе и т.д.*(5)
Как показывает практика, при размещении заказов на горячее питание в образовательных учреждениях наиболее распространен способ запроса котировок (гл. 4 Закона о размещении заказов). Под запросом котировок понимается размещение заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Требования, предъявляемые к запросу котировок, перечислены в ст. 43 Закона о размещении заказов. Для запроса котировок при размещении заказа на организацию общественного питания в образовательном учреждении (школе) характерны следующие особенности. Обязательно указывается наименование питания (завтрак и обед), количество блюд (завтрак не менее двух блюд, обед не менее трех блюд), количество учебных дней, количество учащихся (причем для обеспечения завтраком и обедом оно может быть различно), требования к качеству питания (рациональное, разнообразное, соответствующие потребностям, рекомендуемое сборниками рецептур, соответствующее национальным стандартам, ГОСТ, приготовленное с учетом требований СанПиН), максимальная (предельная стоимость) каждого вида питания (завтрака, обеда).
Любой участник размещения заказа (даже тот, кому не направлялся запрос) вправе подать котировочную заявку (только одну), внесение изменений в которую не допускается. Это следует сделать в установленный срок. Заявки регистрируются, затем котировочная комиссия их рассматривает и оценивает. Требования к котировочной заявке прописаны в ст. 44 Закона о размещении заказов. К заявке на организацию общественного питания, как правило, прилагается примерное цикличное меню (например, двухнедельное, расписанное по дням) с указанием цены каждого вида питания (завтрак, обед). Цена должна быть указана с учетом всех расходов, связанных с производством и реализацией (в том числе на транспортировку, доставку, упаковку, страхование), налогов и пошлин (о порядке ценообразования мы поговорим чуть позже).
Результаты запроса котировок оформляются соответствующим протоколом, в котором называется победитель. Государственный или муниципальный контракт с ним заключается не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте вышеуказанного протокола и не позднее чем через двадцать дней со дня его подписания (ст. 47 Закона о размещении заказов).
К сведению: заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта. Цена такого контракта (за исключением некоторых случаев) является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (ст. 9 Закона о размещении заказов). Кроме того, в Письме ФТС РФ от 31.05.2007 N 01-06/20386 "О применении образцов договоров" указано, что проведение процедуры согласования сторонами государственного контракта договорной цены и оформление протокола по данному вопросу законодательством не предусмотрено. Поскольку цена определяется государственным заказчиком на стадии размещения заказа (определения победителя) и включается в государственный контракт, она должна соответствовать цене, предложенной победителем в заявке. Цена контракта не может превышать его начальную (максимальную) цену, которая была объявлена при размещении заказа.
Ценообразование по контракту
Выше мы отметили, что цену каждого вида питания нужно рассчитать на момент составления котировочной заявки с учетом всех затрат, связанных с исполнением государственного или муниципального заказа. Для этого нужно проанализировать стандартные положения соответствующих контрактов. Естественно, состав затрат будет различаться в зависимости от специфики оказания услуг. Так, если предприятие приглашается для приготовления и реализации обедов в образовательном учреждении, то, как правило, заказчик обязуется:
- создать необходимые условия для приготовления пищи и ее потребления учениками. К ним относится бесплатное предоставление (с охраной) производственных и складских помещений, залов для обслуживания детей, оборудования, мебели, обеспечение отоплением, горячей и холодной водой, освещением и силовой электроэнергией (согласно установленным нормам), иногда кухонным инвентарем, посудой;
- обеспечить технический надзор, оплату счетов за него, а также за планово-предупредительный ремонт (малый, средний) и капитальный ремонт холодильного, торгово-технологического и другого оборудования путем заключения договора с ремонтными предприятиями;
- дооснащать или заменять изношенное торговое, холодильное, механическое, тепловое оборудование в соответствии с установленными нормами;
- организовывать уборку торгового зала школьных столовых.
При этом обязанность содержания эксплуатируемого оборудования возлагается на предприятие общепита.
Однако следует отметить, что сегодня одна из основных проблем школьного (вузовского) питания заключается в том, что производственные мощности и оборудование учебных заведений безвозвратно устарели, поэтому в большинстве случаев предприятие общепита занимается приготовлением пищи (полуфабрикатов) на своей территории. Тогда в обязанности предприятия входит своевременная доставка готовой продукции (полуфабрикатов).
Однако основным критерием ценообразования по государственным и муниципальным контрактам является не структура затрат, а уровень наценки на сырье, товары и готовую продукцию, реализуемые в образовательном учреждении. Дело в том, что согласно ст. 424 ГК РФ цена определяется соглашением сторон. Однако в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые государственными органами. Во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство РФ утвердило перечни продукции и услуг, в отношении которых действует государственное регулирование цен (тарифов)*(6). Так, согласно этому документу органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
В среднем предельный размер наценок на сырье, полуфабрикаты и покупные товары, используемые при приготовлении собственной продукции, колеблется от 55 до 60%, на товары, реализуемые без кулинарной обработки, - от 20 до 25%.
Обратите внимание: регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (если иное не установлено законодательством РФ). Кроме того, основополагающим фактором применения установленных наценок является то, при каком учреждении реализуется продукция, а не с кем заключен контракт на оказание услуг общественного питания (Постановление ФАС УО от 19.11.2007 N Ф09-9489/07-С1).
За нарушение порядка ценообразования ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.;
- на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Теперь следует сказать несколько слов о налогообложении такой деятельности, как организация питания в образовательных учреждениях, поскольку при определении цены услуги следует учитывать объем налоговых обязательств.
Согласно редакции гл. 26.3 НК РФ, действующей с 01.01.2008, услуги общественного питания, оказываемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, ЕНВД не облагаются (пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 31.10.2007 N 03-11-04/3/427). Есть разъяснения чиновников (Письмо Минфина РФ от 14.08.2007 N 03-11-02/230) о том, что на уплату ЕНВД не переводится оказание услуг общественного питания, если это неотъемлемая часть процесса функционирования указанных учреждений и данные услуги оказываются самими учреждениями. Иными словами, на привлекаемые по госзаказу предприятия общепита для работы в образовательных учреждениях освобождение от применения "вмененки" не распространяется. Поэтому многие эксперты допускают их перевод на уплату ЕНВД. При этом они акцентируют внимание на том, что источник финансирования (поступления денежных средств) для целей применения спецрежима значения не имеет (письма Минфина РФ от 04.10.2007 N 03-11-04/3/388, от 01.06.2007 N 03-11-04/3/190), и рекомендуют лишь следить за площадью зала обслуживания - она не должна превышать 150 кв.м.
Такая позиция от части подкрепляется отдельными пояснениями специалистов финансового ведомства. Приведем пример. Организация оказывает услуги общественного питания для работников организаций. По договору заказчик выделяет под столовые свои помещения и свое оборудование. В свою очередь исполнитель предоставляет специалистов, завозит продукты и организует приготовление блюд. Согласитесь, ситуация схожа с нашей. Что же отвечает Минфин?
На основании ст. 346.27 НК РФ к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. Таким образом, деятельность по оказанию услуг общественного питания через зал обслуживания посетителей с общей площадью не более 150 кв.м, в том числе по договору с предприятиями, может быть переведена на уплату ЕНВД (Письмо от 30.11.2007 N 03-11-04/3/472).
Однако со своей стороны мы должны предостеречь налогоплательщиков. В письме не говорится, что подразумевается под формулировкой "заказчик выделяет помещение", а это имеет ключевое значение. Дело в том, что чиновники сформировали определенный подход к тому, в каких именно помещениях для целей обложения ЕНВД должны оказываться услуги общепита.
Так, предприятию было отказано (Письмо Минфина РФ от 14.05.2007 N 03-11-04/3/156) в переводе на уплату ЕНВД ввиду того, что оно реализовывало кулинарную продукцию через зал обслуживания посетителей, находящийся в пользовании (владении) сторонней организации. Финансисты сочли, что такая организация не создает условия для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, следовательно, оказываемые ею услуги не соответствуют понятию "услуги общественного питания", приведенному в ст. 346.27 НК РФ. Такому общепиту рекомендована традиционная или упрощенная система налогообложения.
В дополнение можно добавить, что согласно ст. 346.27 НК РФ площадь зала обслуживания посетителей определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Согласно многочисленным разъяснениям чиновников (одно из них - Письмо Минфина РФ от 11.05.2007 N 03-11-05/102) к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или ИП документы на объект организации общественного питания, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи, технический паспорт, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
В нашем случае предоставление предприятию общепита помещений и залов для обслуживания посетителей в учебных заведениях является обязанностью государственного или муниципального заказчика по контракту, поэтому говорить о предоставлении указанных объектов на праве аренды или собственности с подтверждением данного факта соответствующими документами было бы некорректно.
Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 20.03.2007 N 03-11-04/3/72 - если помещения столовых предоставлены в пользование организации на основании договора аренды или иного аналогичного договора, то при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания через залы обслуживания, площадь которых не превышает 150 кв.м, она может быть переведена на уплату ЕНВД. В обратной ситуации от спецрежима придется отказаться. Более того, в некоторых случаях обеспечение школьников (студентов) образовательных учреждений горячим питанием приобретает признаки выездного обслуживания, а чиновники не допускают перевод такой деятельности на уплату ЕНВД, в том числе по причине отсутствия у него на каком-либо праве зала обслуживания посетителей (собственности или аренды). Судьи с ними согласны - постановления ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5208/2007(36853-А81-29), от 07.05.2007 N Ф04-2608/2007(33826-А81-41).
К.О. Борисова
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
*(2) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(4) Аналогичное положение содержит ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
*(5) См. также Письмо Роспотребнадзора от 14.09.2007 N 0100/9419-07-32 "О порядке применения процедур размещения заказов для государственных нужд".
*(6) Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"