город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2013 г. |
дело N А32-15343/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 24.11.2012 N 15 Фоменко Николай Николаевич; представитель по доверенности от 04.03.2013 N 98 Яценко Алексей Григорьевич;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Сыродельный комбинат "Ленинградский" (правопреемника ЗАО "Сыродел") на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 по делу N А32-15343/2012, принятое судьёй Бутченко Ю.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Сыродел" к заинтересованному лицу Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене предписания и об установлении срока устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сыродел" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене предписания от 19.03.2012 N 48/1/59 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 3, 5, 10, 11, 15, 18, 19, 20, 21, 25, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 49, 51, 54 и об установлении срока устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункты - 4, 8, 9, 13, 16, 17, 23, 24, 33, 35, 54, 57, 59, 1, 5, 11, 18, 21, 25, 32, 34, 38, 42, 45, 49 предписания) - до 19.03.2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом на момент проверки нарушены правовые нормы в области пожарной безопасности, в связи с чем ему законно и обоснованно в пределах установленных законом полномочий выдано предписание. На момент выдачи предписания правовые нормы, несоблюдение которых явилось основанием для выдачи предписания, являлись действующими.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что ему неправомерно вменено нарушение норм стандартов, применение которых осуществляется на добровольной основе согласно Закона "О техническом регулировании". Выявленные нарушения не соответствуют действительности, предписание в части некоторых из оспариваемых пунктов является неисполнимым. Заявитель жалобы полагает, что предписание является незаконным и необоснованным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил приобщить к материалам дела экспертное заключение, подтверждающее невозможность демонтажа лестничного проема в связи с угрозой разрушения здания.
Судом в приобщении указанных доказательств отказано в связи с отсутствием доказательств уважительности причин непредставления указанного заключения в суде первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, должностными лицами УНД ГУ МЧС РФ по КК в присутствии представителя общества на основании распоряжения от 01.02.2012 N 48 (общество ознакомлено 04.02.2012) в соответствии с ежегодным планом проверок на 2012 год (рег. N проверки 5732212), проведена плановая выездная проверка в помещениях и на территории ЗАО "Сыродел", расположенного по адресу: Краснодарский край, ст. Староминская, ул. Ленина, 24, 31, на предмет соблюдения обязательных требований в сфере пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки от 19.03.2011 N 48 и выдано предписание от 19.03.2012 N 48/1/59 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Данные акт проверки и предписание получены обществом 19.03.2012.
В ходе указанной проверки установлены нарушения обязательных требований, в частности, названным предписанием необходимо устранить в срок до 24.06.2012 следующие нарушения ППБ 01-03, НПБ 105-03, СНиП 21-01-97*, Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008:
Административный корпус:
Пункт 1 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009);
Пункт 2 предписания: на 2-ом и 3-ем этажах на путях эвакуации допускается применение горючих материалов (линолеум) (п. 3, 53 ППБ 01-03, ст.53 и табл. 28 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008);
Здание экспериментальной лаборатории:
Пункт 4 предписания: здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 1, 2 НПБ 110-03);
Пункт 5 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009);
Производственный корпус N I:
Пункт 8 предписания: из помещения приемки молока в лестничную клетку, отсутствует предусмотренная проектом дверь (п. 40 ППБ 01-03);
Пункт 9 предписания: в корпусе отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (п. 3 ППБ 01-03, табл. 1,2 НПБ 110- 03);
Пункт 10 предписания: здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, табл. 1,2 НПБ 110-03);
Пункт 11 предписания: па путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01 -03, ГОСТ Р 12.2.143- 2009);
Пункт 13 предписания: двери эвакуационных выходов из коридоров в лестничную клетку, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*);
Пункт 15 предписания: высота эвакуационного выхода (лестничного марша) в свету менее 1,9 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
Главная галерея:
Пункт 16 предписания: в здании отсутствует система оповещении и управления эвакуацией людей при пожарах (п. 3 ППБ 01-03, табл. 2 НПБ 104 -03);
Пункт 17 предписания: - здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 3 ППБ 01-03, табл. 1,2 НПБ 110-03);
Пункт 18 предписания: па путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01 -03, ГОСТ Р 12.2.143- 2009);
Пункт 19 предписания: мастерская не отделена от главной галереи противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
Пункт 20 предписания: на окнах допускается установка глухих металлических решеток (п. 40 ППБ 01-03);
Цех производства плавленых сыров:
Пункт 21 предписания: па путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01 -03, ГОСТ Р 12.2.143- 2009);
Вспомогательный корпус:
Пункт 23 предписания: в коридоре и бытовке отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (п. 3 ППБ 01 -03, табл. 2 НПБ 104 -03);
Пункт 24 предписания: коридор и бытовка не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03. табл. 1,2 НПБ 110 -03);
Пункт 25 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009);
Пункт 27 предписания: помещения различного функционального на точения не разделены между собой противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
Пункт 29 предписания: на окнах допускается установка глухих металлических решеток (п. 40 ППБ 01-03);
Гараж:
Пункт 30 предписания: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (п. 3 ППБ 01-03, табл. 2 НПБ 104 03);
Пункт 31 предписания: не оборудован автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с предъявляемыми требованиями (п. 3 ППБ 01-03, табл. 1,2 НПБ 110-03);
Пункт 32 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009);
Пункт 33 предписания: пожарные шкафы выполнены не в соответствии с предъявленными требованиями (п.3 ППБ 01-03, р. 5 ГОСТ Р 51844-2009);
Склад:
Пункт 34 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009);
Пункт 35 предписания: пожарные шкафы выполнены не в соответствии с предъявленными требованиями (п. 3 ППБ 01-03, р. 5 ГОСТ Р 51844-2009).
Котельная:
Пункт 36 предписания: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (п. 3 ППБ 01-03, табл. 2 НПБ 104 -03);
Пункт 38 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТР 12.2.143 2009);
Мастерская ФХУ:
Пункт 40 предписания: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (п. 3 ППБ 01-03, табл. 2 НПБ 104- 03);
Пункт 42 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТР 12.2.143 2009);
Магазин:
Пункт 45 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТР 12.2.143 2009);
Гостиница:
Пункт 49 предписания: на путях эвакуации отсутствует система фотолюминесцентная эвакуационная (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТР 12.2.143 2009);
Пункт 51 предписания: эвакуационные выходы загромождены мебелью (п. 53 ППБ 01-03);
Пункт 54 предписания: в мансарде здания гостиницы не предусмотрены люки в ограждающих конструкциях пазухов чердака (ст. 90 п. 9 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008);
Общие мероприятия:
Пункт 57 предписания: наружные пожарные лестницы эксплуатационным испытаниям не подвергались (п.41 ППБ 01-03).
Пункт 59 предписания: обслуживание автоматической пожарной сигнализации осуществляется не в соответствии с требованиями РД 009-02-96.
Общество не согласилось с указанным предписанием в части пунктов 1, 3, 5, 10, 11, 15, 18, 19, 20, 21, 25, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 49, 51, 54 по существу нарушений и в части пунктов 1, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 32, 33, 34, 35, 38, 42, 45, 49, 54, 57, 59 предписания по установлению срока устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности (посчитав необходимый срок до 19.03.2013) и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Во исполнение Закона N 69-ФЗ приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.2003 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ППБ 01-03 определено, что содержащиеся в них требования обязательны к применению и исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Указанные Правила действовали до 21.07.2012 (утратили силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306, вступившего в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 11.07.2012).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 2 Правил в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Из материалов дела следует, что должностными лицами УНД ГУ МЧС РФ по КК в присутствии представителя общества на основании распоряжения от 01.02.2012 N 48 (общество ознакомлено 04.02.2012) в соответствии с ежегодным планом проверок на 2012 год (рег. N проверки 5732212), проведена плановая выездная проверка в помещениях и на территории ЗАО "Сыродел", расположенного по адресу: Краснодарский край, ст. Староминская, ул. Ленина, 24, 31, на предмет соблюдения обязательных требований в сфере пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки от 19.03.2011 N 48 и выдано предписание от 19.03.2012 N 48/1/59 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Данные акт проверки и предписание получены обществом 19.03.2012.
Следовательно, на момент проверки и выдачи оспариваемого предписания действовали нормы ППБ 01-03, НПБ 105-03, СНиП 21-01-97*,2 НПБ 104 -03, ГОСТ Р 12.2.143-2009, Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", нарушение которых предписано обществу устранить. Таким образом, указание на необходимость устранения нарушений данных норм не может нарушать прав и законных интересов общества.
Судом установлено, что общество оспаривает предписание от 19.03.2012 N 48/1/59 1 в части пунктов 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 13,15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 40, 42, 45, 49, 51, 54, 57, 59.
Данными пунктами обществу предписано устранить нарушения пунктов п. 3, 40, 41, 53 ППБ 01-03, ст.53 и табл. 28, ст. 90 п. 9 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008, ГОСТ Р 12.2.143-2009, табл. 1,2 НПБ 110-03, п. 6.16, 7.4 СНиП 21-01-97*, табл. 2 НПБ 104-03, р. 5 ГОСТ Р 51844-2009.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно п. 1 ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, требование ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ Р 51844-2009, п. 6.16, 7.4 СНиП 21-01-97* подлежат применению при проверке требований норм пожарной безопасности.
При этом суд учитывает, что нормы указанного стандарта направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан.
Обществом в материалы дела не представлено доказательства размещения на момент проверки в помещениях плана эвакуации - как соответствующего ГОСТу Р 12.2-143-2009, так и какого-либо иного.
В статье 53 данного закона установлено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
В таблице 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлена область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в зданиях, сооружениях и строениях с мансардами следует предусматривать люки в ограждающих конструкциях пазух чердаков (данная норма действовала на момент выдачи предписания, и утратила силу 12.07.2012 с вступлением в силу Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).
В части 3 статьи 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ и в п. 2 НПБ 105-03 предусмотрена необходимость определения категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий.
В соответствии с Приложением N 1 к ППБ 01-03 (действующих в период проведения проверки) инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Указанным приложением приведен перечень вопросов, которые необходимо отражать в инструкциях о мерах пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) установлены аналогичные требования к инструкции о мерах пожарной безопасности.
В соответствии Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) помещения должны быть оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации.
Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В пунктах 40 и 53 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в частности:
использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;
снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
В пункте 41 ППБ 01-03 установлено, что наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
В соответствии Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) помещения должны быть оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации.
В приложении к НПБ 110-03 (обязательное) имеются таблицы 1 и 2, согласно которым установлены требования к зданиям и сооружениям.
НПБ 104-03 установлены требования к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается наличие на момент проверки общества нарушений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 13,15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 40, 42, 45, 49, 51, 54, 57, 59 предписания от 19.03.2012 N 48/1/59 обязательных требований пожарной безопасности.
Также судом установлено, что процедура проверки соблюдена, замечаний по результатам проверки от общества не поступало, акт проверки и предписание подписаны представителем общества без замечаний, общество не обращалось в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Доказательств отсутствия указанных нарушений на момент выдачи предписания в материалы дела не представлено. Фотоматериалы, представленные обществом, не приняты судом, поскольку часть сделана после проведенной проверки 23 и 26.03.2012, часть не имеет даты, все материалы не содержат привязки к местности, указания на то кто, где и когда их делал, то есть не отвечают требованиям статей 64, 68 АПК РФ.
Вместе с тем, факты нарушений подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2012 по делу N А32-9470/2012 по спору между теми же лицами, об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесенных по результатам той же проверки, по тем же нарушениям требований пожарной безопасности и зафиксированных в акте проверки от 19.03.2012 N 48.
Данное решение суда обществом не обжаловано.
С учетом изложенного оспариваемые пункты предписания позволяют установить конкретные нарушения действующих норм и правил в сфере пожарной безопасности, содержат описания и указания на исследуемый объект и его описание, в ходе эксплуатации которого общество допустило нарушения нарушений, повлекшие выводы о нарушении требований данных нормативных актов, и, следовательно, о возможности их устранить в установленный срок.
Заявитель в обоснование необходимости продления срока до 19.03.2013 исполнения пунктов 1, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 32, 33, 34, 35, 38, 42, 45, 49, 54, 57, 59 предписания (срок исполнения установлен до 24.06.2012) нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указывает на объем работ и принятие мер по устранению нарушений путем заключения договора подряда от 11.04.2012, сроком исполнения работ 30 рабочих дней (п. 4.1 договора), а также договор от 11.07.2012 N 317 (то есть заключенный после истечения срока исполнения предписания, поскольку срок исполнения предписания до 24.06.2012), при этом срок исполнения договора подряда был установлен 90 дней (п. 4.1 договора). Сроки исполнения договоров на момент рассмотрения спора истекли.
При этом суд учитывает, что проверка проводилась плановая в соответствии с ежегодным планом проверок на 2012 год (рег. N проверки 5732212), и заявитель не представил доказательств принятия мер по недопущению нарушений.
С учетом изложенного судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о должной осмотрительности и заботливости общества по соблюдению норм пожарной безопасности, позволяющих увеличить срок исполнения названных пунктов предписания до 19.03.2013.
Доказательств такой необходимости и представлении такого количества времени (предписание выдано 19.03.2012, общество просит увеличить срок исполнения до 19.03.2013, то есть один год) не представлено.
Вопрос об административной ответственности за неисполнение предписания и виновности общества в его неисполнении в установленный срок не входит в предмет рассмотрения в рамках данного дела с учетом установленных обстоятельств, а подлежит рассмотрению в рамках рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества и нарушения прав и законных интересов общества предписанием от 19.03.2012 N 48/1/59 в оспариваемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 по делу N А32-15343/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15343/2012
Истец: ЗАО "Сыродел"
Ответчик: Главное управление МЧС Росии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Главное управление МЧС Росии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15343/12
24.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3760/13
09.04.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2179/13
09.01.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16893/12
07.12.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15343/12