г. Пермь |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А60-43737/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" (ОГРН 1026600726525, ИНН 6606000578) - Газизова В.Р., паспорт, доверенность от 19.02.2013; Шушанов О.П., паспорт, доверенность от 25.12.2012;
от заинтересованного лица Межрайонной1 ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ОГРН 1046603571740, ИНН 6608002549) - Шугар А.В., удостоверение, доверенность от 11.01.2013;
от третьего лица ООО "Уральские локомотивы" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2013 года
по делу N А60-43737/2012,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
третье лицо: ООО "Уральские локомотивы"
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЗЖМ"), уточнив заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 27.07.2012 N 56 в части отказа в применении налоговых вычетов по налоговой декларации за 4 квартал 2011 года на сумму 396 017 руб.( дело N А60-43760/2012).
Также налогоплательщик обратился с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.07.2012 N 5 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в 4 квартале 2011 года (дело N А60-43737/2012).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2012 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А60-43737/2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 27.07.2012 N 56 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; от 27.07.2013 N 5 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, признаны недействительными в оспариваемой части.
Заинтересованное лицо, не согласившись с вынесенным решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что налогоплательщик не имеет права на вычеты по НДС, поскольку осуществляет операции, не подлежащие налогообложению согласно п.п.13 п.2 ст.149 НК РФ - выполнение работ по гарантийному ремонту электровозов без взимания дополнительной платы, при этом право на отказ от льготы не имеет. Общество "Уральские локомотивы" незаконно выставило налогоплательщику счета-фактуры на оплату работ по ремонту электровозов с выделением НДС.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, в заседание суда представителей не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества - доводы письменного отзыва, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.01.2012 ОАО "УЗЖМ" представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года, согласно которой вычеты по НДС составили 369 017 руб.
Сумма налога к возмещению из бюджета составила 369 017 руб.
Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, а также документов, полученных в рамках мероприятий налогового контроля и представленных по требованию заявителем.
По итогам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.05.2012 N 71.
Налоговым органом приняты следующие решения: решением от 27.07.2012 N 56 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу отказано в применении налоговых вычетов по налоговой декларации за 4 квартал 2011 года на сумму 396 017 руб.; решением от 27.007.2012 N 5 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, обществу отказано в возмещении НДС по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года в размере 369 017 руб.
Основанием для отказа в применении налоговых вычетов послужили выводы акта проверки о том, что поскольку осуществленный ООО "Уральские локомотивы" ремонт электровозов является гарантийным, и фактически обязательства по его осуществлению возложены на ОАО "УЗЖМ" - производителя электровозов, то в силу подпункта 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ стоимость ремонта не подлежит обложению НДС. Указание ООО "Уральские локомотивы" в выставленных налогоплательщику ОАО "УЗЖМ" счетах-фактурах сумм НДС является незаконным и они не могут служить основанием для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных названному контрагенту.
14.09.2012 Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 1028/12, принятым по апелляционной жалобе налогоплательщика, оспариваемые решения оставлены без изменений.
Полагая, что решения инспекции являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, учитывая, что ООО "Уральские локомотивы", освобожденное от уплаты НДС, выставляло счета-фактуры на выполненные работы по ремонту электровозов с выделением суммы НДС, то оно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет на основании п.п.1 п.5 ст.173 НК РФ. В свою очередь ОАО "УЗЖМ", оплативший выполненные работы с учетом НДС, имеет право на применение налоговых вычетов по НДС по данным операциям.
Данные выводы суда являются законными и обоснованными.
Согласно подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
В п. 5 ст. 168 Кодекса указано, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В случае выставления такими налогоплательщиками покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога они исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на основании с подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В свою очередь, покупатель услуг (выполненных работ), получивший к оплате такую счет-фактуру, имеет право на применение налоговых вычетов, если счет-фактура соответствует требованиям ст.169 НК РФ, выполненные работы приняты налогоплательщиком на учет на основании первичных документов, и используются в операциях, облагаемых НДС (статьи 171 и 172 НК РФ). Указанная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О.
Как следует из материалов дела, ОАО "УЗЖМ" заключены договоры с ЗАО Группа Синара, ОАО "СТМ", предметом которых являлось изготовление и поставка электровозов грузовых постоянного тока 2ЭС6.
Данными договорами предусмотрено, что ОАО "УЗЖМ" обязано в период гарантийного срока устранять за свой счет недостатки товара, возникшие не по вине покупателя и третьих лиц, которые не позволяют продолжить нормальную эксплуатацию товара.
Для осуществления гарантийного обслуживания поставленных электровозов ОАО "УЗЖМ" заключило договор от 15.07.2010 N 663/658-10 на гарантийное обслуживание грузовых электровозов с ООО "Уральские локомотивы" (Исполнитель), согласно которому заявитель обязуется возмещать Исполнителю его затраты и иные расходы, понесенные им в связи с гарантийным ремонтом, если гарантийный ремонт потребуется и будет произведен Исполнителем в отношении электровозов в период их гарантийного срока.
Таким образом, изготовителем электровозов является ОАО "УЗЖМ", а гарантийный ремонт по договору осуществляет ООО "Уральские локомотивы".
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что в счетах-фактурах, выставленных ООО "Уральские локомотивы" обществу для оплаты услуг по гарантийному обслуживанию и ремонту электровозов, выделены суммы НДС. Так, в 4 квартале 2011 года налогоплательщиком уплачено в адрес ООО "Уральские локомотивы" 2 596 109,6 руб., в т.ч. НДС в сумме 396 016,32 руб., выделенный в счетах-фактурах отдельной строкой.
Реальность хозяйственных операций, принятие налогоплательщиком к учету выполненных работ по гарантийному ремонту электровозов, их оплата обществом с учетом НДС, налоговым органом не оспариваются.
В ходе проведения контрольных мероприятий по требованию налоговой инспекции ООО "Уральские локомотивы" предоставило документы, подтверждающие стоимость проводимых работ, а также отражение спорных счетов-фактур в книге покупок для целей обложения НДС.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности применения ОАО "УЗЖП" налоговых вычетов по НДС по данным операциям.
Довод налогового органа о том, что приобретенные налогоплательщиком услуги (работы) по гарантийному ремонту не связаны с операциями, облагаемыми НДС, подлежит отклонению, поскольку услуги приобретены в рамках осуществления договоров по реализации электровозов, операции по которым НДС облагаются.
При этом, налоговым органом не опровергается, что стоимость услуг по гарантийному ремонту включена налогоплательщиком в себестоимость (в цену) реализуемой продукции.
Таким образом, принимая во внимание положения статей 169, 171, 172 и 173 НК РФ, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ОАО "УЗЖМ" вправе уменьшить общую сумму исчисленного НДС по операциям, признаваемым объектом обложения НДС, на сумму налога, предъявленные ему ООО "Уральские локомотивы".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суд Свердловской области от 01 февраля 2013 года по делу N А60-43737/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43737/2012
Истец: ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
Третье лицо: ООО "Уральские локомотивы"