г. Москва |
|
09 апреля 2013 г. |
Дело N А40-129919/12-33-192 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Тульской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2012 по делу N А40-129919/12-33-192, судьи Ласкиной С.О.,
по заявлению Министерства сельского хозяйства Тульской области (300045, г.Тула, ул. Оборонная, д. 114а)
к Федеральной антимонопольной службе России (123995, г.Москва, Садовая Кудринская, д. 11)
третьи лица: ЗАО "Моссельпром", Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
о признании незаконным решения от 31.07.2012 N 1 15/52-12,
при участии:
от заявителя: |
Юдин Ю.В. по доверенности от 13.03.2013 N 23-01-03/747; Никитин П.В. по доверенности от 25.03.2013 N 23-01-03/854; |
от ответчика: |
Шульженко К.Н. по доверенности от 06.11.2012 N 36168/12, уд. N 0288; Макорина А.А. по доверенности от 26.04.2012 ИА/12959, уд. N 7543; |
от третьих лиц: |
от ЗАО "Моссельпром" - Старотиторов А.А. по доверенности от 09.01.2013 N 02/0113/МСП; от Министерства сельского хозяйства РФ - не явился, извещен, от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Тульской области о признании незаконным решения ФАС России от 31.07.2012 N 1 15/52-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", наличия соответствующих полномочий антимонопольного органа, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов заявителя, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Министерство сельского хозяйства Тульской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Представитель ЗАО "Моссельпром" (далее - Общество) поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства N 1 15/232-11 возбуждено по заявлению ЗАО "Моссельпром" об отказе Министерства сельского хозяйства Тульской области в предоставлении субсидии в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществивших производство яиц, мяса птицы и свинины в Тульской области в I квартале 2011 года.
ЗАО "Моссельпром" обратилось в Департамент сельского хозяйства Тульской области с заявлением от 02.09.2011 N 1/11 о получении субсидии в рамках государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Тульской области, осуществивших в I квартале 2011 года производство мяса птицы, за объем, произведенный "Узловской птицефабрикой" - филиал ЗАО "Моссельпром".
Письмом от 17.11. 2011 N 03-17-09/44 ЗАО "Моссельпром" повторно обратилось в Минсельхоз Тульской области с просьбой предоставить субсидию.
Минсельхоз Тульской области письмом от 15.12.2011 г. N 21-01-03/4147 повторно отказал в предоставлении субсидий на основании того, что "Узловская птицефабрика" - филиал ЗАО "Моссельпром" не является юридическим лицом.
ФАС России придя к выводу о том, что действия Минсельхоза Тульской области, выразившиеся в отказе в предоставлении Обществу субсидии в рамках государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, осуществивших производство мяса птицы в Тульской области в I квартале 2011 года, привели к ограничению конкуренции на рынке мяса птицы в Тульской области, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, приняла оспариваемое решение от 31.07.2012 по делу N 1 15/52-12.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (действий) недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом (действиями) гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих, установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" (далее Положение) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства; за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях.
В силу п. 5.3.6 Положения Федеральная антимонопольная служба проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, а также возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства.
Согласно ст. 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает поступающие заявление или материалы и в ходе рассмотрения последних вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в указанных заявлении или материалах.
В силу возложенных полномочий антимонопольный орган на основании ст. 23 Закона о защите конкуренции возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам; о прекращении недобросовестной конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Как следует из письма заявителя (л.д.138, т.3), причиной отказа явилось то, что "Узловская птицефабрика" является филиалом ЗАО "Моссельпром", которое зарегистрировано и состоит на учете на территории Московской области.
Незаконность отказа в выдаче субсидий установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области N А68-4924/12 по спору о взыскании в пользу ЗАО "Моссельпром" убытков ввиду неправомерного отказа в выплате рассматриваемых субсидий.
В рамках дела N А68-4924/12 установлено, что ЗАО "Моссельпром" является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку доля дохода общества от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2010 год согласно отчету об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса (форма N 6-АПК) за 2010 год составила 99,9 %. Основным видом деятельности является разведение сельскохозяйственной птицы и последующая реализация мяса птицы. За первый квартал 2011 года птицефабрикой произведено 5 256,7 тонн мяса, что составляет 60 % общего объема произведенного мяса птицы на территории Тульской области. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 08.08.2012 N 9165 на территории Тульской области осуществляет производственную деятельность филиал ЗАО "Моссельпром" - "Узловская птицефабрика", расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Пашково, Пашковская сельская администрация, на основании пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Тульской области (территориальный участок 7117 по г. Узловая и району) по месту нахождения обособленного подразделения. В журнале регистрации заявлений на получение субсидий зарегистрированы заявки, поступившие 08.09.2011, от ООО "Суворовская птицефабрика", ОАО Птицефабрика "Тульская", ОАО СПП "Ефремовское", ООО "Перепелкин и Жоевъ", ЗАО "Заокская птицефабрика" и ЗАО "Краснобор", между которыми субсидии в дальнейшем распределены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа).
Программой предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1247-р в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый 2012 и 2013 годы" утверждено распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год, в соответствии с которым Тульской области в виде дотаций выделено 90 393 000 рублей.
Постановлением администрации Тульской области от 07.09.2011 N 624, опубликованным в газете "Тульские известия" 08.09.2011, утверждены Правила предоставления субсидий в 2011 году за счет полученной из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Тульской области, в целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, осуществляющих производство яиц, мяса птицы и свинины (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), осуществившим производство в I квартале 2011 года яиц, мяса птицы и свинины, по ставкам согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в министерство сельского хозяйства Тульской области в срок до 10 сентября 2011 года следующие документы: - заявление на получение субсидий; - справку-расчет на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области, осуществившим производство яиц, мяса птицы и свинины в I квартале 2011 года, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам; - информацию по производству продукции животноводства за I квартал 2011 года согласно приложению N 3 к настоящим Правилам (для крестьянских (фермерских) хозяйств); - копии документов, представляемых в органы государственной статистики, о наличии поголовья, производстве и реализации продукции с отметкой о сдаче отчета в органы государственной статистики за январь, февраль, март (ф. N П-1 (СХ) или ф. N 3-фермер) (для организаций).
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Тульской области от 14.12.2005 N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - Закон N 659-ЗТО) субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области являются организации, признанные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями и состоящие на налоговом учете в налоговых органах на территории Тульской области.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Довод Министерства сельского хозяйства Тульской области о том, что в его действиях, выразившихся в отказе предоставления ЗАО "Моссельпром" субсидии в рамках государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, осуществивших производство мяса птицы в Тульской области в I квартале 2011 года, отсутствует нарушение ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции), является необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из форм предоставления бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством, являются субсидии.
В соответствии со статьей 9 БК РФ определение целей и порядка предоставления субсидий относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований.
Из совокупности норм бюджетного законодательства следует, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, в случаях и в порядке предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субсидии являются определенного вида компенсацией и не относятся к обязательным мерам государственной поддержки.
В рамках рассмотрения дела N 1 15/52-12 в ФАС России Минсельхозом Тульской области представлен перечень сельхозтоваропроизводителей, осуществивших производство яиц, мяса птицы и свинины в I квартале 2011 года, получивших государственную поддержку в виде субсидии. Согласно указанному перечню субсидии получили пять сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса птицы.
Судебная коллегия отмечает, что размер денежных средств, выделенный на поддержку птицеводческих организаций, рассчитывался на основании показателей объема всего произведенного на территории Тульской области мяса птицы (в том числе ЗАО "Моссельпром"), при этом согласно отчету об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса (форма N 6-АПК) за 2010 год составила 99,9 %; за первый квартал 2011 года птицефабрикой произведено 5 256,7 тонн мяса, что составляет 60 % общего объема произведенного мяса птицы на территории Тульской области.
Между тем субсидии фактически перераспределены между пятью хозяйствующими субъектами, исключая ЗАО "Моссельпром".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также установленный Арбитражным судом Тульской области по делу N А68-4924/12 факт незаконного отказа в выдаче субсидий, коллегия полагает возможным согласиться с доводами ФАС России о том, что сельхозтоваропроизводители, получившие субсидии поставлены в более выгодные, по сравнению с Обществом, условия осуществления предпринимательской деятельности посредством частичного возмещения затрат на производство мяса птицы за счет субсидий из бюджета Тульской области.
Таким образом, действия Минсельхоза Тульской области привели к созданию условий производства мяса птицы, при которых ЗАО "Моссельпром" поставлено в неравные экономические условия осуществления хозяйственной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на территории Тульской области путем незаконного отказа в выдаче субсидии.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.12.2012 по делу N А40-129919/12-33-192 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129919/2012
Истец: Министерство сельского хозяйства Тульской области
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: ЗАО "Моссельпром", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия по Московской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства РФ