Составление отчетности о деятельности
и составе имущества автономного учреждения
Автономные учреждения в соответствии с Федеральным законом 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) обязаны обеспечить открытость и доступность ряда документов, среди которых значится и годовая бухгалтерская отчетность. Кроме того, в обязанность автономных учреждений входит опубликование отчетов о деятельности и использовании имущества. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с выполнением этих обязанностей.
Состав имущества автономного учреждения
Автономные учреждения наделяются имуществом на правах оперативного управления. Собственником имущества является учредитель - Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Право оперативного управления предполагает управление, владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, установленных законом и в соответствии с целями деятельности учреждения либо с заданиями собственника имущества и его назначением (ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, Закон об автономных учреждениях рассматривает два способа управления, владения, пользования имуществом - самостоятельное и с согласия учредителя. Способ владения зависит от источника, за счет которого приобретается имущество. Имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение, за исключением передачи его в уставный капитал других юридических лиц. Если автономное учреждение получает имущество от своего учредителя или приобретает на средства, выделенные им, то оно не имеет право распоряжаться им без согласия собственника. Это положение распространяется на недвижимое и особо ценное движимое имущество.
Гражданский кодекс к недвижимому имуществу относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ). То есть это имущество, подлежащее учету в соответствии с Планом счетов 1 на счетах 01, 03 и 08.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 13 ГК РФ). Это имущество, учтенное на счетах 01, 03, 04, 07, 08, 10, 11, 50, 51, 52, 55, 57, 58. Из всего движимого имущества автономные учреждения должны выделять особо ценное движимое имущество. Им признается имущество, без которого учреждение не может выполнять свою уставную деятельность. Виды такого имущества устанавливаются Правительством РФ. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 337*(2) в состав особо ценного движимого имущества автономного учреждения включается:
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 000 руб.;
- иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 000 руб., без которого осуществление автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы архивного фонда РФ.
Обратите внимание: к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного учреждения, а также имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
На федеральном уровне виды (объекты) особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются совместным решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом. В основу должны быть положены указанные критерии. Учредитель федерального автономного учреждения принимает решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества (исключении имущества из категории особо ценного движимого имущества) на основании видов особо ценного движимого имущества, о которых шла речь выше. При этом учредитель согласовывает свое решение с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и в муниципальной собственности, устанавливается соответствующим высшим исполнительным органом государственной власти с учетом требований, установленных для федеральных автономных учреждений. Так, Правительство Ленинградской области утвердило Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения, создаваемого на базе имущества, находящегося в собственности Ленинградской области, Постановлением от 08.11.2007 N 278.
Как уже было указано, распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом учреждение может только с согласия собственника. Средства на содержание имущества выделяются учредителем. Однако если имущество сдается в аренду с согласия учредителя, то финансовое обеспечение его содержания учредителем не осуществляется. Это объясняется тем, что доходы, получаемые автономными учреждениями в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, остаются в их распоряжении (ст. 41, 42 БК РФ). Соответственно, за счет указанных доходов и должно содержаться имущество, переданное в аренду. Подобное правило распространяется на имущество, приобретенное за счет других доходов учреждения.
Состав имущества автономного учреждения можно представить следующим образом:
/---------------------------\
| Имущество автономного |
| учреждения |
\---------------------------/
| |
/-------------------------\ /-------------\
| Имущество, закрепленное | | Имущество, |
| за учреждением | |приобретенное|
| и приобретенное | | за счет |
| на средства, выделенные | | доходов |
| учредителем | | |
\-------------------------/ \-------------/
| | | |
/-------------------------\ |
|Недви- | Особо | | |
| жимое | ценное | Прочее | |
|имущес-|движимое|имущест-| |
| тво |имущест-| во | |
| | во | | |
\-------------------------/ |
| | | |
/-------------------------\ /--------------\
| Счета | Счета | Счета | | Счета |
|01, 08 |01, 03, |01,03,04| |01,03,04,07,08 |
| |04, 07, |,07,08, | | |
| |08, 50, |10,11,50| | 10,11, |
| |51, 52, |,51,52, | | 50,51,52, |
| |55, 57, |55,57,58| | 55,57,58 |
| | 58, | | | |
\-------------------------/ \--------------/
Отражение данных об имуществе в бухгалтерском учете и отчетности
Закон об автономных учреждениях (п. 5 ст. 3) предписывает отражать обособленно в бухгалтерском учете недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем, а также особо ценное движимое имущество. В соответствии со ст. 298 ГК РФ если учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Однако это положение гражданского законодательства. Таким образом, мы пришли к выводу, что имущество приобретенное (полученное) за счет разных источников, должно учитываться автономным учреждением раздельно, а именно: имущество, приобретенное за счет собственных доходов учреждения, нужно учитывать на отдельном балансе.
Рассмотрим, как положения законодательства можно воплотить в практической деятельности автономных учреждений. Организовать обособленный учет имущества на уровне Плана счетов можно путем введения дополнительного субсчета. Например, к счету 01 "Основные средства" могут быть открыты субсчета:
01/1 "Основные средства, закрепленные за учреждением и приобретенные на средства выделенные учредителем";
01/2 "Основные средства, приобретенные за счет коммерческой деятельности (собственных доходов)".
Субсчет 01/1 может содержать следующие уровни:
01/1/01 "Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением и приобретенное на средства, выделенные учредителем";
01/1/02 "Особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением и приобретенное на средства, выделенные учредителем", и т.д.
Сложнее решить вопрос учета имущества и доходов от коммерческой деятельности на отдельном балансе. Как известно, правила бухгалтерского учета устанавливаются законодательством, прежде всего, Законом о бухгалтерском учете*(3) и разработанными с целью его исполнения положениями по бухгалтерскому учету. Статья 13 Закона о бухгалтерском учете гласит, что формы бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, утверждаются Минфином. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утвержден Бухгалтерский баланс (форма N 1), который содержит показатели на начало (графа 3) и конец года (графа 4) без разбивки показателей по видам деятельности. Можно составить два баланса: один - по деятельности, осуществляемой по заданию учредителя, другой - по коммерческой деятельности. Однако, по мнению автора, наиболее приемлемый вариант - это объединение двух балансов в одной форме.
Минфин допускает самостоятельную разработку (дополнение) форм бухгалтерской отчетности. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность можно включать соответствующие дополнительные показатели и пояснения (п. 6 ПБУ 4/99*(4)). Поэтому допускается вводить в Бухгалтерский баланс (форма N 1) дополнительные графы и строки. Так, раздел 1 Внеоборотные активы указанной формы может быть следующим.
Подобным образом можно изменить и остальные разделы баланса. В Справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, также необходимо ввести дополнительные строки для отражения данных по износу основных средств. В этих целях на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" открываются субсчета в соответствии с субсчетами по основным средствам. Напомним, что по объектам основных средств автономных учреждений амортизация не начисляется независимо от источника их приобретения. Сумма износа по ним учитывается за балансом. Она определяется ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы износа, которая, в свою очередь, определяется линейным способом исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.
Отражение информации
о деятельности автономного учреждения в отчетности
Как указывалось выше, доходы от коммерческой деятельности подлежат отражению на отдельном балансе. Реализовать данное требование законодательства можно в годовой отчетности, а именно Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) по принципу, применяемому к Бухгалтерскому балансу (форма N 1).
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о деятельности автономного учреждения
и об использовании его имущества
Федеральный закон N 230-ФЗ*(5) внес изменения в Закон об автономных учреждениях, которые начали действовать с 1 января 2008 года. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в средствах массовой информации, перечень которых определяет учредитель. Согласно внесенным поправкам порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливает Правительство РФ. Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684.
Отчеты подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. При этом СМИ должны быть доступны для потребителей услуг автономных учреждений. При наличии у автономного учреждения или у его учредителя, уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления сайта в сети Интернет отчеты подлежат размещению на этом сайте. Доступ к размещенным на сайте отчетам должен быть свободным и безвозмездным. Информация о дате опубликования и СМИ, в которых опубликованы отчеты, а также о сайтах в сети Интернет, на которых размещены отчеты, должна размещаться в помещении автономного учреждения в доступном для потребителей услуг месте.
Согласно указанным правилам формы отчетов о деятельности автономных учреждений и об использовании имущества, закрепленного за ними, устанавливают:
- для федеральных учреждений - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителя;
- для учреждений субъектов РФ - уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ;
- для муниципальных учреждений - органы местного самоуправления.
Отчет о деятельности автономного учреждения должен включать сведения за каждый из двух предшествующих опубликованию лет:
- перечень видов деятельности;
- перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых автономное учреждение осуществляет деятельность;
- среднегодовая численность работников;
- средняя заработная плата работников;
- состав наблюдательного совета (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств);
- выполнение задания учредителя и результаты деятельности, связанной с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию;
- объем финансового обеспечения задания учредителя и деятельности, связанной с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию;
- объем финансового обеспечения развития автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке;
- количество потребителей услуг (работ) учреждения, в том числе количество потребителей бесплатных, частично платных и полностью платных услуг (работ), с разбивкой по видам услуг (работ);
- средняя стоимость частично платных и полностью платных услуг (работ), по которой они были получены потребителями, в разрезе их видов;
- сумма прибыли автономного учреждения после налогообложения в отчетном периоде, образовавшейся в связи с оказанием частично платных и полностью платных услуг (работ).
Отчет об использовании закрепленного за автономным учреждением имущества должен включать следующие данные:
- общая балансовая стоимость имущества автономного учреждения, в том числе балансовая стоимость закрепленного за автономным учреждением имущества с выделением стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, на начало и конец отчетного периода;
- количество объектов недвижимого имущества, закрепленных за автономным учреждением (зданий, строений, помещений), на начало и конец отчетного периода;
- общая площадь объектов недвижимого имущества, закрепленная за автономным учреждением, на начало и конец отчетного периода, с выделением площади недвижимого имущества, переданного в аренду, на начало и конец отчетного периода.
По решению учредителя указанные отчеты автономного учреждения могут содержать другие сведения.
Обратите внимание: в обязательном порядке отчеты помимо сведений, указанных выше, должны содержать информацию об их рассмотрении и утверждении наблюдательным советом. В соответствии со ст. 11 Закона об автономных учреждениях наблюдательный совет автономного учреждения по представлению руководителя рассматривает проекты отчетов о деятельности учреждения, использовании его имущества и утверждает их.
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению".
*(2) Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения".
*(3) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(4) Приказ Минфина РФ от 06.06.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99".
*(5) Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"