Является ли компенсация стоимости телефонных переговоров в личных целях доходом, получаемым организацией, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль?
При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации могут:
- принимать в расходы сумму затрат по услугам связи за минусом стоимости телефонных переговоров, совершенных сотрудниками в личных целях;
- учитывать в расходах общую сумму затрат по услугам связи, не вычитая из нее стоимость личных телефонных переговоров сотрудников.
В случае если организация при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учла расходы по услугам связи за минусом стоимости личных телефонных переговоров своих сотрудников, то компенсация стоимости этих переговоров, внесенная сотрудниками, не признается доходом организации, и вот почему. Статьей 248 НК РФ установлено, что к доходам организации относятся доходы, полученные от реализации ею товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Как было определено выше, в соответствии со ст. 39 НК РФ использование служебных телефонов в личных целях с последующей оплатой стоимости переговоров не является реализацией услуг организацией. Следовательно, внесенные сотрудниками денежные средства не признаются доходами организации от реализации услуг.
Несколько иная ситуация возникает в случае, если организация при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учла в затратах всю стоимость телефонных переговоров, в том числе совершенных сотрудниками в личных целях. По этому поводу Минфин дал разъяснения в Письме от 29.03.2006 N 03-03-04/1/297. В нем на вопрос о том, признаются ли доходом организации в целях налогообложения прибыли средства, поступающие в кассу от работников или удерживаемые из их зарплаты для возмещения расходов по произведенным указанными работниками телефонным переговорам, сказано следующее: данные средства для целей налогообложения прибыли признаются доходом организации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, в случае если расходы по оплате услуг связи ранее были учтены при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
По нашему мнению, признавать доходом сумму денежных средств, полученную в качестве возмещения стоимости телефонных переговоров, следует только в том случае, если услуги телефонной связи были оплачены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. При этом нужно учитывать п. 3 ст. 321.1 НК РФ.
Если расходы по услугам связи производятся за счет бюджетных средств и телефонная связь используется в рамках уставной деятельности, то внесенная работником плата за произведенный телефонный звонок по междугороднему телефону в личных целях не является доходом организации и не признается при исчислении налога на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поскольку в соответствии с данной статьей средства, вносимые работниками в качестве компенсации стоимости телефонных переговоров в личных целях, можно рассматривать как средства бюджета, соответственно, они не учитываются при определении налоговой базы. Здесь также хотелось бы привести Письмо от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851, в котором Минфин говорит о том, что денежные средства, внесенные сотрудником за междугородний звонок, который был оплачен бюджетной организацией со статьи 221 "Услуги связи" ЭКР, следует считать восстановлением фактических и кассовых расходов учреждения по этой статье.
Л. Магурина,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2008 г.
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"