Страховые актуарии: регулирование деятельности и отдельные
вопросы налогообложения
Статья 954 ГК РФ определяет страховую премию как плату за страхование, вознаграждение со стороны страхователя страховщику за оказываемую страховую услугу, выражающуюся в несении риска и последующем возможном возмещении убытков или выплате денежной суммы. При определении страховой премии страховщик вправе применять разработанные им страховые тарифы. В свою очередь, страховой тариф определяется как ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. И вот здесь мы сталкиваемся с понятием страховых актуариев. Именно они занимаются оценкой обоснованности тарифов, достаточности резервов страховщика, а также инвестиционных и перестраховочных планов.
Определение страховых актуариев
Отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также основные принципы государственного регулирования страховой деятельности регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании).
Федеральным законом от 10.12.2003 N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"*(1) в Закон о страховании введена ст. 8.1 "Страховые актуарии". Согласно п. 1 этой статьи страховые актуарии - физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Из данного определения следует, что правовым основанием для осуществления страховыми актуариями своей деятельности в интересах страховой организации является трудовой или гражданско-правовой договор.
Обратите внимание: возможность заключения гражданско-правового договора на оказание соответствующих услуг между страховщиком и юридическим лицом, в штате которого имеются аттестованные актуарии, в определении четко не прописана.
С 1 июля 2007 года вступил в силу п. 2 ст. 8.1 Закона о страховании, согласно которому страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Страховые актуарии как субъекты страхового дела
В подпункте 6 п. 1 ст. 4.1 Закона о страховании указано, что участниками отношений, которые регулируются названным законом, являются, в частности, страховые актуарии. В пункте 2 данной статьи страховые актуарии перечислены среди субъектов страхового дела, деятельность которых подлежит аттестации. Норма, предусматривающая обязательную аттестацию страховых актуариев, вступила в силу с 1 июля 2006 года. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового регулирования (п. 3 ст. 8.1 Закона о страховании).
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Лицензирование страховщиков и сведения об актуариях
Пунктом 1 ст. 32 Закона о страховании установлено, что право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. При этом лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с Законом о страховании. В частности, в его пп. 9 п. 2 ст. 32 предусмотрено представление сведений о страховом актуарии.
О том, какие сведения необходимо представить, сказано в Приложении 9 к Положению о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, утвержденному Приказом Минфина РФ от 11.04.2006 N 60н:
- ФИО (если ранее физическое лицо имело другие фамилию, имя, отчество, то их необходимо указать вместе с датой, когда произошла смена);
- год и место рождения (с указанием страны, республики, края, области, населенного пункта);
- место постоянного проживания на территории РФ (наименование документа, на основании которого сделана запись, номер и дата его выдачи, кем выдан);
- образование;
- наименование учебного заведения с указанием даты окончания обучения;
- специальность по образованию;
- документ, подтверждающий получение образования (серия, номер, дата выдачи диплома с приложением копии);
- квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов (номер, кем и когда выдан);
- место работы (наименование страховой организации и (или) вид договора);
- иные сведения (ученая степень, звание, обучение на курсах повышения квалификации и т. д.).
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.
Деятельность страховых актуариев и применение "упрощенки"
Индивидуальный предприниматель применяет УСНО и собирается получить квалификационный аттестат страхового актуария. В дальнейшем предприниматель планирует осуществлять деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов на основе гражданско-правового договора. Будет ли считаться осуществление такой деятельности нарушением требований, установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ? Утратит ли индивидуальный предприниматель в таком случае право на применение УСНО согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ?
Пунктом 1 ст. 346.12 НК РФ установлено, что плательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 346.12 НК РФ страховщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения. При этом в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о страховании страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.
В свою очередь, страховыми актуариями признаются физические лица, осуществляющие свою деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора со страховщиком.
Если мы обратимся к положениям п. 2 ст. 11 НК РФ, то увидим, что для целей налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Учитывая положения вышеизложенных норм, страховщиками могут признаваться только юридические лица, то есть страховые актуарии страховщиками не являются, следовательно, действие пп. 3 п. 3 ст. 346.12 НК РФ на индивидуальных предпринимателей - страховых актуариев не распространяется.
Таким образом, факт получения индивидуальным предпринимателем аттестата страхового актуария и осуществления предпринимательской деятельности по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов не является нарушением требований, установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, и не влечет утрату права на применение "упрощенки" таким предпринимателем.
Мнение контролирующих органов по данному вопросу изложено в Письме УМНС по Московской области от 10.02.2004 N 16-14/28/В452, в которым была рассмотрена аналогичная ситуация, касающаяся деятельности индивидуальных предпринимателей - страховых агентов.
Налогообложение расходов страховщика,
связанных с оплатой услуг актуариев
Как уже было отмечено, в соответствии со ст. 8.1 Закона о страховании страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). В связи с этим возникает вопрос: учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль затраты налогоплательщика-страховщика на проведение по итогам финансового года актуарной оценки в случае заключения страховой организацией гражданско-правового договора с индивидуальным предпринимателем на проведение актуарной проверки принятых страховых обязательств (страховых резервов)?
Налоговым законодательством предусмотрено общее правило, согласно которому расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
К расходам страховой организации на основании п. 1 ст. 294 НК РФ, кроме расходов, поименованных в ст. 254-269 НК РФ, относятся расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности, предусмотренные настоящей статьей. При этом расходы, предусмотренные ст. 254-269 НК РФ, определяются с учетом особенностей, установленных ст. 294 НК РФ.
Подпунктом 9 п. 2 ст. 294 НК РФ к расходам страховых организаций в целях применения гл. 25 НК РФ относятся в том числе расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, включая услуги актуариев.
Исходя из того, что проведение страховщиком актуарной оценки принятых страховых обязательств (страховых резервов) по итогам финансового года обязательно в силу закона, затраты на ее проведение учитываются в целях налогообложения прибыли.
При этом должно выполняться требование, согласно которому договор может быть заключен с индивидуальным предпринимателем, получившим в установленном порядке аттестат страхового актуария, на проведение актуарной проверки принятых страховых обязательств (страховых резервов).
С.Е. Нестеров,
эксперт журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон действует в редакции федеральных законов от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 30.06.2007 N 119-ФЗ, от 29.11.2007 N 287-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.