г. Ессентуки |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А20-2820/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2012 г. по делу N А20-2820/2012,
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
о признании незаконными действий судебного пристава исполнителя Эльбрусского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Ю.М. Байзулаева и обязании устранить допущенные нарушения,
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик, индивидуальный предприниматель Холомханова Рабича Хасановна, г. Тырныауз (судья Ю.Ж. Шокумов),
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - Дударова А.М. по доверенности N 07-13/1694 от 22.02.13.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Эльбрусского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Ю.М. Байзулаева (далее - судебный пристав), выразившихся в отказе в возбуждении исполнительного производства на основании постановления управления пенсионного фонда в Эльбрусском районе о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Холомхановой Рабичи Хасановны (далее - предприниматель).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (УФССП по КБР) и предприниматель.
Заявление принято к производству определением суда от 24 июля 2012 года, предварительное судебное заседание назначено на 03 августа 2012 года.
Указанное определение опубликовано на сайте суда 25.07.2012 года и получено сторонами по почте (том N 1 л. д. 5-11).
Таким образом, суд первой инстанции принял надлежащие меры по извещению лиц, участвующих в деле.
Решением суда от 19 декабря 2012 года в удовлетворении требований Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике отказано.
Решение мотивированно тем, что пенсионный орган не привел доказательств принятия им мер для получения сведений о счетах плательщика, в том числе от банков и налоговых органов, тем самым нарушил установленный порядок взыскания задолженности.
Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, действия судебного пристава исполнителя признать незаконным, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что взыскание страховых взносов за счет имущества плательщика возможно не только при недостаточности у него денежных средств, но и при отсутствии у контролирующего органа информации о счетах плательщика страховых взносов. Пенсионным фондом приняты меры по выявлению денежных счетов должника, сведения пенсионного фонда являются достаточными для подтверждения отсутствия счетов.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда от 19 декабря 2012 г. по делу N А20-2820/2012 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 17.05.2012 управлением пенсионного фонда в Эльбрусском районе принято постановление N 00501090010681 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - предпринимателя.
28.05.2012 указанное постановление передано в Эльбрусский районный отдел УФССП по КБР. К постановлению прилагалась справка управления пенсионного фонда в Эльбрусском районе без даты и номера, согласно которой по результатам проверки сведений на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), полученной из регистрирующего органа, информация о счетах предпринимателя отсутствует.
Постановлением судебного пристава от 18.06.2012 N 8782/12/18/07 в возбуждении исполнительного производства отказано за отсутствием сведений о должнике и взыскателе (для гражданина - фамилия, имя, отчество место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно)). В качестве правового основания указаны подпункт "а" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
10.07.2012 постановление пенсионного органа возвращено заявителю. В сопроводительном письме Эльбрусский районный отдел УФССП по КБР указал на необходимость представления вместе с постановлением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документа, содержащего перечень расчетных и иных счетов должника в кредитных организациях, либо справки об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленной территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и ЕГРИП, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
Пенсионный фонд обжаловал в арбитражный суд действия судебного пристава по отказу в возбуждении исполнительного производства, ссылаясь на наличие всех необходимых сведений о должнике и взыскателе в своем постановлении, а также представление справки установленного образца об отсутствии информации о счетах предпринимателя.
Постановлением от 21.08.2012 судебный пристав внес исправления в свое постановление от 18.06.2012, основание для отказа в возбуждении исполнительного производства изменено на следующее: "документ не является исполнительным, так как не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований ГУ-ОПФР по КБР в Эльбрусском районе в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований"; пункт 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве исправлен на пункт 4 части 1 статьи 31 указанного Закона.
Полагая, что действия судебного пристава-исполнителя нарушают права и законные интересы отделения, а также не основаны на нормах действующего законодательства, отделение обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьями 198 и 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагает, что они не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 2 статьей 128 Закона об исполнительном производстве оспаривание постановления, вынесенного в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа арбитражного суда производится в соответствующем арбитражном суде.
Закон об исполнительном производстве предусматривает обращение взыскания на имущество должника по его денежным обязательствам только в случае отсутствия у плательщика денежных средств, достаточных для погашения задолженности.
Порядок взыскания задолженности по взносам в пенсионный фонд регламентируется как Законом об исполнительном производстве, так и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), в силу которого органы пенсионного фонда, осуществляя контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, вправе взыскать страховые взносы за счет имущества плательщика страховых взносов - организации.
В соответствии со статьями 19, 22 Закона о страховых взносах в случае неуплаты (или неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика. Взыскание производится по решению учреждения путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика. До принятия такого решения плательщику направляется требование в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика в течение шести дней. Поручение (инкассовое) на перечисление взносов направляется в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения.
Пунктом 14 статьи 19 Закона о страховых взносах установлено, что при недостаточности или отсутствии информации о счетах плательщика пенсионный орган вправе взыскивать взносы (пени) за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 20 Закона о страховых взносах.
Часть 2 статьи 20 Закона о страховых взносах предусматривает, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов принудительное взыскание страховых взносов производится судебным приставом-исполнителем на основании поступившего постановления органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
По смыслу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов только в совокупности с документами, содержащими отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом.
Следовательно, при отсутствии указанных документов, акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановления органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документом, направляемым судебному приставу-исполнителю.
В случае отсутствия у плательщика страховых взносов счетов в банке, что исключает возможность взыскания недоимки в порядке стать 19 Закона о страховых взносах, постановление пенсионного фонда будет иметь силу исполнительного документа при условии приложения к нему документа, подтверждающего отсутствие у контролирующего органа сведений о счетах должника в банках.
При обращении в отдел судебных приставов отделением Пенсионного фонда порядок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве, не соблюден. К постановлению о взыскании недоимки за счет имущества предпринимателя не приложены документы о принятии мер в порядке статьи 19 Закона о страховых взносах и невозможности исполнения такого решения вследствие отсутствия (недостаточности) денежных средств на счетах плательщика или документы налоговой службы, подтверждающие отсутствие у должника открытых счетов в банках. В справке об отсутствии счетов в банках без номера и даты, предоставленной отделением Пенсионного фонда, не содержится данных о счетах плательщика. Доказательства направления судебному приставу-исполнителю данного документа вместе с постановлением в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным, либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.
На основании изложенного судебный пристав-исполнитель на законных основаниях не признал исполнительным документом постановление отделения Пенсионного фонда и возвратил его, обоснованно отказав в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со статьями 24, 28 Закона о страховых взносах на плательщиков страховых взносов и банки возлагается обязанность сообщать в территориальные органы пенсионного фонда об открытии (закрытии) расчетных счетов, а в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 29 данного Закона орган контроля за уплатой страховых взносов вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну.
Отделение Пенсионного фонда не представило доказательств принятия мер для получения сведений о счетах плательщика, в том числе от банков и налоговых органов.
Указанная правовая позиция соответствует постановлению ФАС СКО по делу N А20-2366/2012.
Довод апелляционной жалобы о том, что для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства для обращения взыскания на имущество плательщика страховых взносов судебному приставу было достаточно справки отдела пенсионного фонда, отклоняется, так как направлен на изменение содержания соответствующих норм Закона об исполнительном производстве и соглашения от 21.01.2011, подписанного Пенсионным фондом РФ и ФССП РФ. Судебный пристав полномочиями по изменению содержания подписанного соглашения между ПФ РФ и ССП РФ не обладает. Данный подход отражен в Постановлении ФАС СКО от 19.11.2012 по делу А53-18009/2012.
Довод апелляционной жалобы о том, пенсионным фондом приняты меры по выявлению денежных счетов должника, однако налоговым органом не представлено надлежащих сведений о счетах должника, отклоняется. Суду не представлено доказательств направления своевременного запроса в налоговую инспекцию о счетах, открытых данным плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 2.1 и 2.1.2.12 Соглашению по информационному взаимодействию между ФНС РФ и ПФ РФ от 22.02.2011 налоговые органы представляют органам Пенсионного фонда иные сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, не позднее 30 рабочих дней с момента получения мотивированного запроса;
Довод апелляционной жалобы о том, что у пенсионного фонда не было необходимости истребовать информацию об открытых счетах в банках, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 24 и частью 3 статьи 28 Федерального закона N 212-фз у банков и предпринимателей существует обязанность сообщать органам пенсионного фонда об открытых счетах в банках, отклоняется. Пенсионный фонд не учел, что предприниматель зарегистрирован в ЕГРИП 09.12.2004, до вступления в силу названного федерального закона, а потому регистрирующий орган мог иметь другую информацию.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя являются правомерными, поскольку пенсионным фонд, направляя для исполнения постановление о взыскании задолженности за счет имущества, не представил судебному приставу исполнителю надлежащей информации об отсутствии открытых счетов в банках.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда 19 декабря 2012 г. по делу N А20-2820/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2012 г. по делу N А20-2820/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2820/2012
Истец: ГУ-ОПФ РФ по КБР
Ответчик: Судебному приставу исполнителю Байзулаеву Ю. М., УФССП по КБР, Эльбрусский РО УФССП по КБР
Третье лицо: Холомханова Р. Х.