Новый закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Старый закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" был принят восемь лет назад. За это время были внесены существенные изменения в бюджетное законодательство, законодательство об образовании и в другие отрасли российского законодательства. Поэтому все, кто так или иначе связан со спортом, понимали необходимость создания нового закона и ждали его принятия, ведь до его подписания президентом России проект этого закона был рассмотрен Государственной Думой дважды. Вот что сказал руководитель Росспорта В.А. Фетисов о новом законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": "Сам факт принятия нового закона является для российского спорта знаковым. Он совершенно по-другому позиционирует спортивную отрасль в рамках государственных приоритетов, делает спорт одной из составляющих государственной политики".
Рассмотрим, что изменилось в законодательстве о физической культуре и спорте.
Новый закон начнет действовать 30.03.2008 за исключением отдельных положений, вступающих в иные сроки. Со дня его действия прежний федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ утрачивает силу.
В таблице для сравнения представлены положения старого и нового нормативных актов:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О|Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О|
|физической культуре и спорте в Российской|физической культуре и спорте в Российской|
|Федерации" |Федерации" |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Глава 1. Общие положения | Глава 1. Общие положения |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального|Статья 1. Предмет регулирования настоящего Фе-|
|закона |дерального закона |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 2. Основные понятия, используемые в|Статья 2. Основные понятия, используемые в|
|настоящем Федеральном законе |настоящем Федеральном законе |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 3. Принципы государственной политики в|Статья 3. Основные принципы законодательства о|
|области физической культуры и спорта |физической культуре и спорте |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 4. Меры государственной поддержки разви-|Статья 4. Законодательство о физической культуре|
|тия физической культуры и спорта |и спорте |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в|
| |Российской Федерации |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 6. Полномочия Российской Федерации в|
| |области физической культуры и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 7. Полномочия Российской Федерации в|
| |области физической культуры и спорта, переданные|
| |для осуществления органом государственной власти|
| |субъектов Российской Федерации |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 8. Полномочия субъектов Российской Фе-|
| |дерации в области физической культуры и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 9. Полномочия органов местного самоуправ-|
| |ления в области физической культуры и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Глава 2. Система физической культуры и спорта |Глава 2. Организация деятельности в области|
|в Российской Федерации |физической культуры и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 5. Субъекты физкультурного (физкультурно-|Статья 10. Физкультурно-спортивные организации |
|-спортивного) движения в Российской Федерации | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 6. Компетенция органов государственной|Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпий-|
|власти Российской Федерации в области физической|ский комитет России |
|культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 7. Олимпийский комитет России |Статья 12. Паралимпийское движение России,|
| |сурдлимпийское движение России, специальная|
| |олимпиада России. Паралимпийский комитет России,|
| |сурдлимпийский комитет России, Специальная|
| |олимпиада России |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 8. Физкультурно-спортивные объединения и|Статья 13. Местные и региональные спортивные|
|физкультурно-спортивные организации |федерации |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 8.1. Спортивные звания, спортивные|Статья 14. Общероссийские спортивные федерации |
|разряды и квалификационные категории спортивных| |
|судей. Единая всероссийская спортивная| |
|классификация | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 9. Спортивные школы и училища олимпий-|Статья 15. Устав общероссийской спортивной феде-|
|ского резерва |рации |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 10. Сборные команды Российской Федерации|Статья 16. Права и обязанности общероссийских|
|по различным видам спорта |спортивных федераций |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 11. Взаимодействие федерального органа|Статья 17. Реестр общероссийских и аккредитован-|
|исполнительной власти в области физической|ных региональных спортивных федераций |
|культуры и спорта, органов исполнительной власти| |
|субъектов Российской Федерации в области| |
|физической культуры и спорта, органов местного| |
|самоуправления и физкультурно-спортивных объ-| |
|единений | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 12. Научно-методическое и физической|Статья 18. Особенности спортивных федераций |
|культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 19. Спортивные клубы |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 20. Организация и проведение физкультурных|
| |мероприятий, спортивных мероприятий |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 21. Признание видов спорта и спортивных|
| |дисциплин. Всероссийский реестр видов спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 22. Спортивные звания, спортивные разряды.|
| |Почетные спортивные звания. Квалификационные|
| |категории спортивных судей. Единая всероссийская|
| |спортивная квалификация |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 23. Единый календарный план межрегиональ-|
| |ных, всероссийских и международных физкультур-|
| |ных мероприятий и спортивных мероприятий |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 24. Права и обязанности спортсменов |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 25. Правила видов спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 26. Противодействие использованию допинго-|
| |вых средств и (или) методов в спорте |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 27. Спортивный паспорт |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Глава 3. Физкультурно-оздоровительная работа и|Глава 3. Физическая культура и спорт в системе|
|развитие спорта высших достижений |образования, в системе федеральных органов|
| |исполнительной власти, по месту работы и месту|
| |жительства граждан. Адаптивная физическая|
| |культура |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 13. Участие органов государственной|Статья 28. Физическая культура и спорт в системе|
|власти, образовательных учреждений и иных|образования |
|организаций в физическом воспитании граждан | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 14. Развитие физической культуры и спорта|Статья 29. Развитие военно-прикладных и служеб-|
|в образовательных учреждениях |но-прикладных видов спорта. Подготовка граждан|
| |к защите Отечества. |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 15. Участие федерального органа испол-|Статья 30. Физическая культура и спорт по месту|
|льной власти по делам молодежи и органов|работы, месту жительства и месту отдыха граждан |
|исполнительной власти субъектов Российской Фе-| |
|дерации по делам молодежи в организации| |
|физкультурно-оздоровительной и спортивной работы| |
|с детьми и молодежью | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 16. Физическое воспитание в организациях,|Статья 31. Адаптивная физическая культура, фи-|
|по месту жительства, в том числе в сельских|зическая реабилитация инвалидов и лиц с|
|муниципальных образованиях |ограниченными возможностями здоровья. Спорт|
| |инвалидов |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 17. Физическая подготовка и спорт в| |
|Вооруженных Силах Российской Федерации и| |
|правоохранительных органах | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 18. Организация физкультурно-оздорови-| |
|тельных и спортивных мероприятий с инвалидами | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 19. Участие федерального органа испол-| |
|нительной власти в области здравоохранения, ор-| |
|ганов исполнительной власти субъектов Россий-| |
|ской Федерации в области здравоохранения и орга-| |
|низаций государственной системы здравоохранения| |
|в развитии физической культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 20. Охрана здоровья граждан при занятиях| |
|физической культурой и спортом | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Глава 4. Пропаганда физической культуры и спорта| Глава 4. Спортивный резерв |
| | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 21. Участие федеральных органов ис-|Статья 32. Подготовка спортивного резерва |
|полнительной власти, физкультурно-спортивных| |
|объединений и средств массовой информации в| |
|пропаганде физической культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 22. Пропаганда физической культуры и|Статья 33. Физкультурно-спортивные организации и|
|спорта по каналам теле- и радиовещания |образовательные учреждения, осуществляющие|
| |подготовку спортсменов |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 34. Учебно-тренировочные программы подго-|
| |товки спортсменов по различным видам спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Глава 5. Права и обязанности спортсменов,| Глава 5. Спорт высших достижений |
|работников физкультурно-спортивных организаций,| |
|общественных физкультурных организаторов, их| |
|социальная защита | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 23. Права и обязанности спортсмена-люби-|Статья 35. Спортивные сборные команды Российской|
|теля (физкультурника) |Федерации |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 23.1 Спортивный паспорт |Статья 36. Формирование спортивных сборных команд|
| |Российской Федерации |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 24. Профессиональный спорт | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 25. Контракт о спортивной деятельности | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 26. Переход спортсменов в другие| |
|физкультурно-спортивные организации | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 27. Работники физкультурно-спортивных| |
|организаций | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 28. Профессиональная педагогическая де-| |
|ятельность в области физической культуры и| |
|спорта и профессиональная деятельность в области| |
|лечебной физической культуры | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 29. Подготовка специалистов в области| |
|физической культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 30. Повышение квалификации работников| |
|физкультурно-спортивных организаций, а также| |
|работников государственных научных организаций и| |
|государственных образовательных учреждений в| |
|области физической культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 31. Организаторы, ведущие на добровольной| |
|основе работу в области физической культуры и| |
|спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 32. Социальная защита спортсменов и| |
|работников физкультурно-спортивных организаций | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Глава 6. Ресурсное обеспечение в области|Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспе-|
|физической культуры и спорта |чение физической культуры и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 33. Строительство и содержание физкуль-|Статья 37. Объекты спорта |
|турно-оздоровительных, спортивных и спортивно-| |
|технических сооружений | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 34. Соблюдение правил безопасности,|Статья 38. Финансирование физической культуры и|
|охрана здоровья, чести и достоинства граждан при|спорта |
|проведении занятий физической культурой и| |
|спортом, спортивных соревнований и| |
|физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 35. Спортивная промышленность |Статья 39. Медицинское обеспечение физической|
| |культуры и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 36. Налогообложение в области физической| |
|культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 37. Обязательная сертификация продукции и| |
|услуг в области физической культуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 38. Поддержка внешнеэкономической де-| |
|ятельности физкультурно-спортивных организаций| |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 39. Права иностранных граждан и лиц без| |
|гражданства, проживающих на территории Рос-| |
|сийской Федерации, в области физической ку-| |
|льтуры и спорта | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 40. Участие в международных физкультур-| |
|но-спортивных организациях | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Глава 7. Заключительные положения |Глава 7. Международная спортивная деятельность |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 41. Ответственность должностных лиц за|Статья 40. Международное сотрудничество Российс-|
|соблюдение настоящего федерального закона |ской Федерации в области физической культуры|
| |и спорта |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 42. Приведение нормативных актов в| |
|соответствие с настоящим федеральным законом | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 43. О признании утратившими силу| |
|некоторых нормативных актов в связи с принятием| |
|настоящего федерального закона | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
|Статья 44. Вступление в силу настоящего фе-| |
|дерального закона | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| | Глава 8. Заключительные положения |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 41. Заключительные положения |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 42. О признании утратившими силу отдельных|
| |законодательных актов (положений законодательных|
| |актов) Российской |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| |Статья 43. Вступление в силу настоящего федераль-|
| |ного закона |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
В новом документе впервые говорится о реестре видов спорта, спортивных клубах, паралимпийском и сурдлимпийском комитетах, всероссийской спортивной конфедерации, договоре перехода спортсменов-профессионалов. Кроме того, в законе более подробно урегулированы вопросы организации международного сотрудничества в области физической культуры и спорта. Четко сформулированы такие понятия, как: спортсмен, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, тренер.
В отличие от прежнего новый закон не регулирует вопросы налогообложения в области физической культуры и спорта.
Особый порядок регулирования труда спортсменов и тренеров перенесен в отдельный проект федерального закона, предполагающий дополнение Трудового кодекса РФ главой 54.1, в настоящее время он находится на рассмотрении в Государственной Думе*(1).
Принципы законодательства о физической культуре и спорте
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ и состоит из комментируемого федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
В связи с принятием нового закона значительно расширились принципы законодательства о физической культуре и спорте (ст. 3 Федерального закона N 329-ФЗ). Перечислим некоторые из них:
- единство нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ;
- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
- запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;
- содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп населения.
Субъекты физической культуры и спорта
К субъектам физической культуры и спорта добавлены:
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
- Паралимпийский, Сурдлимпийский комитеты и специальная олимпиада России;
- профсоюзы в области физической культуры и спорта;
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Таким образом, перечисленные субъекты получили законодательную базу для своей деятельности.
Полномочия федерального органа исполнительной власти,
органов государственной власти, субъектов РФ,
органов местного самоуправления
С 01.01.2009 в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 329-ФЗ Российской Федерацией будет передан ряд полномочий в области физической культуры и спорта органам государственной власти РФ. Органам государственной власти субъектов РФ передаются полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов. Финансирование на осуществление данных полномочий будут выделяться в виде субвенций из федерального бюджета. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованные на другие цели. Обязанность контролировать полноту и качество выполнения переданных полномочий будет возложена на федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Кроме того, в этой статье прописаны и должностные обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, к выполнению которых он должен будет приступить с 01.01.2009.
Полномочия субъектов РФ согласно ст. 8 Федерального закона N 329-ФЗ с 01.01.2008 заключаются в следующем:
- определение основных задач и направлений развития физкультуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государственных региональных и межмуниципальных программ в этой области;
- учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения;
- организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
- утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, в частности: материально-техническое обеспечение, подготовка спортивного резерва;
- организация развития национальных видов спорта;
- присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей;
- развитие физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
- обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
- осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ полномочий. Таким образом, исходя из положений этого пункта, перечень полномочий субъектов РФ не является закрытым. В него могут быть внесены новые положения в соответствии с законодательством РФ.
Впервые в новом законе содержатся полномочия органов местного самоуправления - они прописаны в ст. 9 Федерального закона N 329-ФЗ. К ним относятся:
- определение основных задач и направления развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей;
- популяризация физической культуры и спорта среди населения;
- проведение муниципальных официальных и не официальных спортивных, физкультурных мероприятий, а также их медицинское обеспечение;
- утверждение и реализация календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных и не официальных физкультурных, спортивных мероприятий;
- утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
- участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
- оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
- осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами этих городов.
Организация деятельности в области физической культуры и спорта
Положения данной главы затронули ряд важных вопросов, которые в Федеральном законе N 80-ФЗ либо не отражены, либо отражены, но не в должном объеме. А именно: создание, регистрация и реорганизация местных, региональных, общероссийских спортивных федераций. Статья 19 Федерального закона N 329-ФЗ полностью посвящена деятельности спортивных клубов. Кроме того, согласно ст. 17 нового закона федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта с 01.01.2008 должен осуществлять ведение реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Рассмотрим статьи, которые могут представлять наибольший интерес для бюджетных учреждений.
Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий определяет перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, международных спортивных мероприятий, проводимых на территории РФ. Данным документом также устанавливается перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд РФ к международным спортивным мероприятиям и обеспечения их участия в международных спортивных мероприятиях. Порядок финансирования спортивных и физкультурных мероприятий, включенных в Единый календарный план, и нормы расходов на их проведение утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 23 Федерального закона N 329-ФЗ).
Единая всероссийская спортивная классификация определяет требования к присвоению и нормы присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в РФ и включенным во всероссийский реестр видов спорта. Положение о Единой всероссийской классификации устанавливает содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливает порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта. Данное положение утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 329-ФЗ).
Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий (ст. 20 Федерального закона N 329-ФЗ). В этой статье указаны права и обязанности организаторов спортивных и физкультурных мероприятий. Например, организаторы таких мероприятий:
- определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостановить мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги;
- утверждают регламент (порядок) организации и проведения физкультурного мероприятия или спортивного соревнования;
- обязаны обеспечить условия для проведения обязательного допингового контроля с соблюдением требований международного стандарта для тестирований. Такой стандарт определяется международной организацией, осуществляющей борьбу с допингом и признанной Международным олимпийским комитетом.
Спортивный паспорт
Статьей 23.1 прежнего закона с 01.01.2007 было введено понятие "спортивный паспорт". Новый закон приостановил введение спортивного паспорта до 01.01.2009. Порядок ведения, выдачи, замены спортивных паспортов, а также порядок функционирования единой системы их учета устанавливается Положением о спортивном паспорте, утвержденным в порядке, предусмотренном Правительством РФ (ст. 27 Федерального закона N 329-ФЗ). В настоящее время это положение не разработано. Обязанность финансирования оформления и ведения спортивных паспортов возложена на федеральный орган исполнительной власти (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ).
Физическая культура и спорт в системе образования
За образовательными учреждениями сохранено право самостоятельно определять программы занятий физической культурой, основываясь на государственных образовательных стандартах и нормативах физической подготовки.
В п. 2 ст. 28 Федерального закона N 329-ФЗ перечислены обязательные условия, которые должны соблюдать образовательные учреждения при организации физического воспитания.
Адаптивная физическая культура, спорт инвалидов
Исходя из положений ст. 31 Федерального закона N 329-ФЗ адаптивная физическая культура (спорт инвалидов) - вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, представляющий собой комплекс эффективных средств их физической реабилитации. Физическая реабилитация и социальная адаптация реализуются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, спортивно-адаптивных школах организованных федеральным органом, органом исполнительной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления. Кроме того, образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Спортивный резерв
В принятом законе он регламентирован отдельной главой. Рассмотрим его подробнее. Статьей 32 Федерального закона N 329-ФЗ определен перечень этапов многолетней подготовки спортсменов:
1) спортивно-оздоровительный этап;
2) этап начальной подготовки;
3) учебно-тренировочный этап;
4) этап совершенствования спортивного мастерства;
5) этап высшего спортивного мастерства.
Перечисленные этапы должны определяться федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
В целях подготовки спортсменов создаются и ведут свою деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса.
Организация учебно-тренировочного процесса включает:
- проведение учебно-тренировочных и других спортивных мероприятий;
- обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием;
- организацию питания на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и спортивные соревнования.
Согласно ст. 33 Федерального закона N 329-ФЗ к указанным физкультурно-спортивным организациям относятся центры спортивной подготовки и иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
Образовательными учреждениями, осуществляющими вышеназванные задачи, являются:
- образовательные учреждения дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта;
- образовательные учреждения среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.
В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, которые будут осуществлять такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. Например, при средней общеобразовательной школе может быть организован специализированный спортивный класс по волейболу. В настоящее время организация деятельности таких классов по видам спорта и углубленным учебно-тренировочным процессом регламентирована Письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 N СК-02-10/3685.
Финансовое, медицинское и иное обеспечение
физической культуры и спорта
Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также собственности юридических и физических лиц. Собственники или владельцы объектов спорта обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью занимающих физической культурой и спортом на этих объектах спорта.
Обратите внимание: спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат. Разрешается использовать спортивные сооружения только для проведения и обслуживания физкультурных, спортивных и культурных мероприятий.
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает:
- систематический контроль за состоянием их здоровья;
- оценку адекватности физических нагрузок;
- медицинскую профилактику, реабилитацию и лечение заболеваний и травм;
- восстановление здоровья средствами и методами физической культуры и спорта.
Финансирование физической культуры и спорта распределено по органам власти.
1. Федеральный орган исполнительной власти:
- обеспечение сборных команд РФ спортсменов-инвалидов, в том числе организация их подготовки и участия в соревнованиях;
- проведение межрегиональных и всероссийских соревнований;
- материально-техническое, медико-биологическое, медицинское, научно-методическое и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов сборных команд РФ;
- реализация мер, направленных на противодействие применению запрещенных допинговых средств;
- обеспечение деятельности федерального центра спортивной подготовки, научных организаций и учреждений в области физической культуры и спорта;
- обеспечение проведения научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий;
- строительство и реконструкция объектов спорта;
- осуществление иных мероприятий и программ.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ:
- организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
- организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
- обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
- материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
- обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение иных мероприятий и программ.
3. Органы исполнительной власти муниципальных образований:
- обеспечение условий для развития на их территориях физической культуры и массового спорта;
- организация и проведение официальных муниципальных физкультурных и спортивных мероприятий;
- обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов;
- обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта.
Больше внимания уделено в новом законе международной спортивной деятельности. Согласно ст. 40 Федерального закона N 329-ФЗ международное сотрудничество РФ в области физической культуры и спорта регулируется международными договорами РФ и законодательством РФ. Российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями должны соблюдать регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, а также международные договоры РФ.
О. Заболонкова,
зам. главного редактора журнала "Учреждения
физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" принят на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 29.06.2007 в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"