город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2013 г. |
дело N А01-487/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чотчаева Б.Т.
судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
от истца: прокурор отдела Гаринин Э.П., удостоверение;
от открытого акционерного общества "Газпром": представитель Яцковский П.С., доверенность N 01/1400-221д от 27.04.2012; представитель Биканова Я.Н., доверенность N 01/0400-433д от 22.08.2011;
от Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район": представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2012 по делу N А01-487/2012
по иску Прокурора Республики Адыгея
к ответчикам: Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", открытому акционерному обществу "Газпром"
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром подземремонт Оренбург"
о признании договора недействительным в части и применении последствий недействительности ничтожности сделки,
принятое в составе судьи Аутлевой Р.В.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Адыгея (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация), открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", общество) о признании недействительным пункта 2.1 договора аренды земельного участка N 214 от 29.06.2009, заключенного между администрацией и ОАО "Газпром", и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром подземремонт Оренбург" (далее - ООО "Газпром подземремонт Оренбург").
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Газпром" является газотранспортной организацией, в связи с чем, предоставленный для его нужд в аренду земельный участок ограничен в обороте на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Право аренды на спорный земельный участок приобретено ОАО "Газпром" в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, что в силу закона ограничивает размер взимаемой за него годовой арендной платы полутора процентами кадастровой стоимости этих участков. Предусмотренный договором размер арендной платы соответствует требованиям пунктов 3, 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 56 от 02.04.2008 и распоряжения администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 817 от 10.07.2008. В связи с этим, оснований для признания пункта 2.1 договора аренды земельного участка N 214 от 29.06.2009 недействительным не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, прокурор Республики Адыгея обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2012, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований прокурора.
По мнению прокурора, выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку в государственном кадастре недвижимости сведения об ограничении или изъятии спорного участка из оборота отсутствуют. Сам по себе факт предоставления земельного участка в аренду ОАО "Газпром" не свидетельствует о том, что данный участок используется для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа. Доказательств соблюдения условий использования объектов, расположенных на спорном земельном участке для обеспечения технологического процесса функционирования магистрального газопровода в материалах дела отсутствуют. Резолютивная часть судебного акта противоречит требованиям статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит выводов по каждому из заявленных прокурором требований.
ОАО "Газпром" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Общество указало, что с учетом статьи 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", пункта 3.2 Устава ОАО "Газпром", информационного письма ГМЦ Госкомстата России от 11.07.2003 N 28-902-47/01-93335 и постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 ОАО "Газпром" является газотранспортной организацией. Расположенные на спорном земельном участке объекты производственной базы ремонтно-механических мастерских, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, от 26.11.2001 N 814 и Приказу Министерства промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295, отнесены к имуществу магистральных газопроводов, в связи с чем, используются для нужд ОАО "Газпром" как газотранспортной организации. При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что предоставленный ОАО "Газпром" в аренду земельный участок ограничен в обороте на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации соответствует фактическим обстоятельства дела. Кроме того, дополнительным соглашением N1 от 27.11.2012 в договор аренды земельного участка N 214 от 29.06.2009 внесены изменения путем указания на то, что земельный участок предоставлен для нужд ОАО "Газпром" как газотранспортной организации. Доводы прокурора о занижении размера арендной платы и причинении ущерба местному бюджету необоснованы, поскольку с учетом приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям N265 от 28.12.2012 кадастровая стоимость земельного участка была снижена и арендная плата в год должна составить 256 677 рублей 95 копеек, в то время как договором предусмотрена плата в размере 322 434 рублей 40 копеек.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "Газпром" в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Администрация и ООО "Газпром подземремонт Оренбург", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв на 16.04.2013 на 15 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя ОАО "Газпром" и прокурора, поддержавших заявленные ранее правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 63, а именно: резервуара объемом 25 куб.м., здания КП РММ на складе площадью 579,9 кв.м. и здания проходной на складе площадью 15 кв.м., что подтверждается выписками из ЕГРП от 07.06.2012 (т.1 л.д.79-81)
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12.09.2000 серии РА N 016332 и от 16.10.2000 серии РА N 014611, за ЗАО "Газпром" на праве постоянного пользования были закреплены земельные участки, общей площадью 599 кв.м. и 31 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Восточная, 63. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.09.2000 серии РА N 016330, за ООО "Кубаньгазпром" на праве постоянного пользования был закреплен земельный участок, общей площадью 8 314 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Восточная, 63 (т.1 л.д.67-69).
Постановлением администрации Тахтамукайского района N 507 от 20.11.2003 земельный участок площадью 8679 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Восточная, 63, был предоставлен ОАО "Газпром" в аренду на основании статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования на вышеуказанные земельные участки (т.1 л.д.64).
В дальнейшем, во исполнение постановления главы администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 641 от 29.11.2006 между администрацией (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка N 214 от 29.06.2009, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 01:05:0200163:40, общей площадью 8679 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Восточная, 63 (т.1 л.д.6).
Пунктом 6.1 договор предусмотрено, что договор действует в течение 49 лет с 29.06.2009 по 29.06.2058.
Договор аренды земельного участка N 214 от 29.06.2009 зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 07.06.2012 (т.1 л.д.82).
В силу пункта 1.3 договора аренды земельного участка N 214 от 29.06.2009 участок предоставляется для эксплуатации производственной базы.
Согласно пункту 2.1 договора N 214 от 29.06.2009 сумма ежегодной арендной платы за вышеуказанный участок составляет 322 434 рубля 40 копеек, что с учетом расчета арендной платы (приложение N1 к договору) составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что предусмотренный пунктом 2.1 договора N 214 от 29.06.2009 размер арендной платы противоречит требованиям пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N56 от 02.04.2008 и распоряжения администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N817 от 10.07.2008, согласно которым для данной категории земель с учетом целевого использования установлен размер арендной платы, равный 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Следовательно, прокурор по настоящему иску является лицом, имеющим процессуально-правовой интерес в признании оспариваемого условия сделки недействительным (ничтожным) в силу указанной нормы процессуального права, и в смысле абзаца 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации - заинтересованным лицом.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулировал правовой подход, согласно которому поскольку регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Следовательно, условия договора аренды земельного участка публичной собственности в части определения размера арендной платы, в случае противоречия обязательным нормативным правовым актам, устанавливающим ставки арендной платы или методику их расчета, являются недействительными применительно к статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, недействительность договора аренды земельного участка публичной собственности в части установления размера арендной платы не влечет недействительность договора в целом, поскольку в данном случае цена договора должна определяться в соответствии с требованиями закона (статьи 180, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеизложенным, прокурор считает ничтожными условия пункта 2.1 договора аренды N 214 от 29.06.2009 об установлении арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости, поскольку для спорного земельного участка, с учетом целевого использования земельного участка (для эксплуатации производственной базы), арендная плата установлена постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N56 от 02.04.2008 и распоряжением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N817 от 10.07.2008, и составляет 5% кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем, истцом не принято во внимание, что право аренды на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:40, общей площадью 8679 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Восточная, 63, приобретено ОАО "Газпром" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (как в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время) предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Аналогичные ставки предусмотрены Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно выписке из ЕГРП от 07.06.2012 сведения о публичном собственнике спорного земельного участка отсутствуют, что свидетельствует об отнесении данного участка к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 2 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56, предусмотрено, что для юридических лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, размер арендной платы устанавливается в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельных размеров арендной платы) в пределах:
а) двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков,
б) трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
в) полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Таким образом, как в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельных размеров арендной платы, так и в постановлении Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56 предусмотрено, что для земельных участков, приобретенных в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, вводятся ограничения в определении размера арендной платы, которые направлены как на стимулирование землепользователей для целей своевременного переоформления прав на такие земельные участки, так и с целью недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки (абзац 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N582).
Поскольку право аренды на спорный земельный участок приобретено ОАО "Газпром" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, при определении размера арендной платы за спорный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, следует руководствоваться пунктом 2 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56 на основании полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, предписанный непосредственно федеральным законом, не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Доводы прокурора о необходимости применения ставки арендной платы в размере 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, установленной пунктом 11 приложения N 1 к распоряжению администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 817 от 10.07.2008 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных, логистических и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, подлежат отклонению.
При оценке обоснованности применения сторонами договора аренды N 214 от 29.06.2009 размера арендной платы соответствующего полутора процентам кадастровой стоимости данного участка, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56 размер арендной платы в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, устанавливается для юридических лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газотранспортной организацией является организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
ОАО "Газпром" является собственником единой системы газоснабжения, которая представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа (статья 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
К числу основных видов деятельности ОАО "Газпром" относятся: развитие и эксплуатация газотранспортных систем; услуги по транспортировке природного газа, конденсата, нефти по трубопроводам (пункт 3.2 устава).
В соответствии с информационным письмом ГМЦ Госкомстата России от 11.07.2003 N 28-902-47/01-93335 ОАО "Газпром" присвоен код 60.30.2 "Транспортирование по трубопроводам газа и продуктов переработки" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 ОАО "Газпром" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу 2 "транспортировка природного газа по трубопроводам".
Данные обстоятельства в совокупности подтверждают, что ОАО "Газпром" является газотранспортной организацией.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 504 здания линейно-эксплуатационных служб (код ОКОФ 11 4526070) включены в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.11.2001 N 814 Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 утверждены Перечни видов имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Так, в соответствии с пунктом 6 Раздела VIII к указанным видам имущества относятся "центральная ремонтная база ремонтно-механических мастерских, включая здания, сооружения, системы обеспечения, металлообрабатывающее и другое оборудование для ремонта автотранспортной техники, арматуры, узлов ГПА и др.
Из пункта 1.3 договора аренды N 214 от 29.06.2009 следует, что спорный земельный участок предоставлен ОАО "Газпром" в аренду для эксплуатации производственной базы.
Согласно представленным в дело выпискам из ЕГРП от 07.06.2012 и техническим паспортам на арендуемом земельном участке расположены принадлежащие ОАО "Газпром" на праве собственности здание проходной на складе в п. Яблоновском и здание КП РММ на складе в п. Яблоновском, которые входят в производственно-технологический комплекс Яблоновского узла связи, а также резервуар, объемом 25 куб.м.
Из распоряжения N 399 от 28.11.2007 следует, что спорные объекты недвижимости переданы в аренду ООО "Газпром подземремонт Оренбург", являющемуся дочерним предприятием ОАО "Газпром" и осуществляющему капитальный и текущий ремонт, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, ликвидацию, и консервацию скважин для добычи газа, а также скважин всех назначений на объектах, принадлежащих ОАО "Газпром", его дочерним обществам и независимым недропользователям (пункты 2.4., 3.2. устава ООО "Газпром подземремонт Оренбург").
Таким образом, по условиям договора аренды N 214 от 29.06.2009 спорный земельный участок представлен в аренду ОАО "Газпром" для эксплуатации объектов производственной базы РММ - ремонтно-механических мастерских, относящихся к технологической части магистральных газопроводов и используемых для нужд ОАО "Газпром" как газотранспортной организацией.
Доказательства того, что ОАО "Газпром" был нарушен разрешенный вид использования арендуемого земельного участка ("для эксплуатации объектов производственной базы"), а расположенное на спорном земельном участке имущество используется для целей, отличных от основных видов деятельности арендатора, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и поставками газа, истцом, в нарушение статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:40, общей площадью 8679 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Восточная, 63, предоставленный для нужд ОАО "Газпром", как газотранспортной организацией, ограничен в обороте на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер взимаемой за данный земельный участок годовой арендной платы в силу закона ограничен полутора процентами кадастровой стоимости этого участка (пункты 2, 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 2 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея N 56 от 02.04.2008).
Поскольку условия пункта 2.1 договора аренды N 214 от 29.06.2009 об установлении арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, приобретенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, ограниченного в обороте, соответствуют установленному законом предельному размеру арендной платы, оснований для признания данных условий недействительными не имеется. В удовлетворении исковых требований прокурору отказано правомерно.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы прокурора об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об ограничении спорного земельного участка в обороте, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен какой-либо специальный документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. Соответствующий правовой режим вытекает из вышеприведенных нормативных актов вне зависимости от его фиксации в составе сведений государственного кадастра недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы прокурора о несоответствии мотивировочной части решения суда статье 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку требования о применении последствий недействительности сделки являются производными от требований о признании недействительным пункта 2.1 договора N 214 от 29.06.2009. Следовательно, отказ в иске о признании недействительным договора аренды N 214 от 29.06.2009 как следствие влечет отказ в удовлетворении требований о применении последствий недействительности указанной сделки.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений применения норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта и могущих служить основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не усматривается.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2012 по делу N А01-487/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-487/2012
Истец: Прокуратура Республики адыгея
Ответчик: Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район", ОАО "Газпром"
Третье лицо: ООО "Газпром подземремонт Оренбург"