Разрабатываем учетную политику аптеки на 2008 год
В конце года каждая организация пересматривает свою учетную политику: внести изменения или все оставить как есть в новом году? Учетная политика - это основа всей системы бухгалтерского и налогового учета в организации. От нее зависит деятельность всей организации в целом. А сегодня налоговое законодательство предоставляет право выбора элементов налогового учета, которые непосредственно влияют на формирование и, соответственно, размер налогооблагаемой базы.
Рассмотрим особенности составления учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, а также на что обратить внимание при этом, какие элементы мы можем изменить и когда.
Прошли те времена, когда организация могла вполне успешно работать, имея всего один приказ об учетной политике. Сегодня у предприятия независимо от режима налогообложения обязательно должно быть в наличии как минимум два приказа об учетной политике:
- учетная политика для целей бухгалтерского учета;
- учетная политика для целей налогового учета (в зависимости от применяемого налогового режима под этим понимается налог на прибыль, единый налог при УСНО, ЕНВД).
А если данная организация является плательщиком НДС, да еще существуют особенности учета по данному налогу, то добавляется приказ об учетной политике для целей исчисления НДС. Вполне возможен вариант, когда может быть один приказ об учетной политике, но с тремя приложениями. Суть от этого не меняется.
Учетная политика для бухгалтерского учета
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения в ней могут производиться в случаях внесения поправок в законодательство РФ или нормативные акты органов, регулирующих бухгалтерский учет, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Таким образом, изменения на 2008 год должны быть утверждены последним рабочим днем, то есть 29 декабря 2007 года.
Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).
В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год, то есть выдержки из приказа об учетной политике для целей бухгалтерского учета подлежат сдаче вместе с годовой отчетностью.
Учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз "на века" и применяют последовательно из года в год. Ее не надо утверждать каждый год, учетная политика изменяется в строго определенных случаях. Изменения могут вноситься в виде приложений или дополнений. Нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности предоставляют организации право выбора того или иного варианта учета.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 *(1) (далее - ПБУ 1/98).
При составлении или изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2008 год необходимо учесть следующие законы:
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Принятие этого закона дает возможность делегировать отдельные государственные функции саморегулируемым организациям: установление правил ведения хозяйственной деятельности, осуществление контроля за соблюдением установленных правил и применение санкций к нарушителям, обеспечение внесудебного разрешения споров. Ведущей саморегулируемой организацией является Институт профессиональных бухгалтеров России;
- Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 N 44н, - исключен способ ЛИФО);
- Приказ Минфина РФ от 20.12.2007 N 143н "О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98". В случае если в период между датой подписания бухгалтерской отчетности и датой ее утверждения в установленном порядке получена новая информация о событиях после отчетной даты, раскрытых в бухгалтерской отчетности, представленной пользователям, и (или) произошли (выявлены) события, которые могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, организация информирует об этом лиц, которым была представлена данная бухгалтерская отчетность);
- Приказ Минфина РФ от 20.12.2007 N 144н "О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01";
- Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 N 154н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (приказ вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2007 года).
Учетную политику для целей бухгалтерского учета можно условно разделить на несколько групп элементов:
1) обязательные;
2) вариантные;
3) элементы, которые отсутствуют в нормативной базе;
4) элементы, прописанные в нормативной базе, но предприятие может применять свои варианты, разрешенные законодательством;
5) операции, подход к которым по-разному отражен в нормативной базе.
Обязательные элементы. К ним относятся:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Вариантные элементы. Пунктом 8 ПБУ 1/98 разрешается при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
В качестве примера можно привести Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01). Согласно п. 6 данного документа в соответствии с установленной в организации заемщика учетной политикой заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности. Один из возможных вариантов, выбранных организацией необходимо прописать в учетной политике.
Элементы, отсутствующие в нормативной базе. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из положений по бухгалтерскому учету (п. 8 ПБУ 1/98).
Одним из примеров может служить покупка квартиры юридическим лицом для последующего дарения своему работнику. Законодательная база не дает ответа на вопрос: на каком счете учитывать данный объект - 01 "Основные средства", 41 "Товары" либо 91 "Прочие доходы и расходы"? Организация должна сама прописать аналогичные ситуации для бухгалтерского учета.
Элементы, прописанные в нормативной базе, но предприятие может применять свои варианты, разрешенные законодательством. Согласно п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях разработки ею новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Как правило, такие элементы учетной политики связаны с уменьшением трудоемкости учетного процесса без ущерба достоверности, при этом можно предусмотреть разработку своих вариантов, наиболее выгодных в конкретном случае организации.
В качестве примера приведем операции по договору лизинга. Согласно Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 N 15, в составе сведений об учетной политике лизингодателя и лизингополучателя в бухгалтерской отчетности в обязательном порядке подлежит раскрытию следующая информация в части совершения организацией операций по договору лизинга:
- о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс;
- о предстоящих лизинговых платежах в последующем отчетном периоде и до конца действия договора лизинга.
Также необходимо прописать выкупную цену лизингового имущества. Таким образом, выбор остается за организацией.
Операции, подход к которым по-разному отражен в нормативной базе. В данном случае законодательством не предоставлено право осуществлять выбор, как в случае с вариантными элементами. Но в нормативной базе представлены разные подходы к проблеме.
В качестве примера можно привести учет процентов по заемным средствам при приобретении основных средств. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 проценты по заемным средствам, уплаченным до принятия на учет в качестве основного средства, включаются в первоначальную стоимость объекта.
Согласно п. 12 и 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением их части, подлежащей включению в стоимость инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени: объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.
Таким образом, если основное средство приобретается с целью продажи, то проценты по заемным средствам не включаются в первоначальную стоимость, а учитываются как текущие расходы. В налоговом учете данные расходы будут являться прочими расходами с учетом ст. 269 НК РФ.
Учетная политика для целей налогового учета
Внесение изменений в учетную политику
для целей налогового учета
Остановимся на учетной политике для целей налогового учета и выясним, когда в нее можно вносить изменения. Учетная политика для целей налогового учета должна быть в организации обязательно, но с годовой отчетностью она не представляется.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами или распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации, при этом она является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Для вновь созданной организации учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.
При организации налогового учета необходимо исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применения последовательно от одного налогового периода к другому. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Налоговое законодательство предусматривает возможность выбора налогоплательщиком способов и форм ведения налогового учета. Таким образом, учетную политику организации для целей налогообложения можно представить как совокупность способов ведения налогового учета в организации.
Согласно ст. 313 НК РФ изменить порядок учета для целей налогообложения можно:
- при изменении применяемых методов учета - с начала нового налогового периода;
- при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
И только в случае, когда организация начала осуществлять новые виды деятельности, она обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Это можно сделать и в течение налогового периода.
Значение учетной политики для целей налогового учета
Всю важность учетной политики для целей налогового учета можно увидеть при реорганизации предприятия. В случае принятия решения о реорганизации налогоплательщик обязан в течение трех дней с момента принятия такого решения сообщить в налоговый орган (п. 2 ст. 23 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
Согласно п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Таким образом, реорганизованное юридическое лицо должно работать по учетной политике для целей налогообложения прибыли того юридического лица, к которому было совершено присоединение, так как именно на правопреемника ложится обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
В данной ситуации наглядным примером является создание резерва по сомнительным долгам. Согласно ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. И определяется это учетной политикой организации. Исходя из содержания учетной политики реорганизуемых лиц возможны следующие варианты:
- создание резерва по сомнительным долгам предусмотрено в учетной политике всех участвующих в реорганизации юридических лиц, налоговых рисков у организаций не возникает: величина созданных на момент реорганизации резервов суммируется и в дальнейшем учитывается согласно ст. 266 НК РФ;
- создание резерва закреплено учетной политикой только присоединяющей стороны: на правах правопреемника после реорганизации предприятие продолжает формировать резерв, руководствуясь также ст. 266 НК РФ;
- резерв, согласно учетной политике, был создан в налоговом учете присоединяющегося лица, а присоединяющая организация его не создавала.
Последний вариант наиболее сложный, так как законодательно не урегулирован. А внести изменения в учетную политику реорганизованного юридического лица в течение налогового периода мы не можем. Соответственно, возрастают налоговые риски, и роль учетной политики для целей налогообложения прибыли.
В Письме Минфина РФ от 24.12.2007 N 03-03-06/1/889 финансисты отказывают в возможности изменения применяемых налогоплательщиком методов учета, порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в течение текущего налогового периода в связи с реорганизацией налогоплательщика в форме присоединения, так как это не предусмотрено НК РФ. В данном случае мы вынуждены согласиться с позицией Минфина, ведь законодательством такой вариант не предусмотрен. В этой ситуации целесообразно заранее, до принятия учетной политики в отношении налога на прибыль на следующий год, предусмотреть возможность реорганизации и согласовать свои позиции по учетной политике, чтобы уменьшить налоговые риски, хотя на момент утверждения учетной политики налогоплательщик в большинстве случаев не имеет возможности учесть последствия реорганизации, которая произойдет в будущем. Но ведь реорганизация предприятия происходит не каждый год, и это достаточно длительный и сложный процесс. Тем более что учетную политику по налогу на прибыль мы можем принимать ежегодно. Исключение составляет ст. 319 НК РФ "Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных". В данном случае порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Аналогичный порядок предусмотрен и ст. 320 НК РФ "Порядок определения расходов по торговым операциям": порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Правовые основы формирования учетной политики
для целей налогового учета на 2008 год
В соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Таким образом, учетная политика по налогу на прибыль на 2008 год должна быть утверждена приказом руководителя от 29 декабря 2007 года, то есть в последний рабочий день. В отличие от приказа об учетной политике для бухгалтерского учета данная учетная политика может приниматься ежегодно с учетом принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
При составлении учетной политики для целей налогового учета на 2008 год следует учесть:
- Федеральный закон от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй налогового кодекса Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской федерации";
- Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй налогового кодекса Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (налоговый период, в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов (далее - налоговые агенты), в отношении НДС устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ)).
Выбор элементов учетной политики для целей налогового учета
При составлении учетной политики необходимо учесть возможность выбора, которую предоставляет гл. 25 НК РФ. А это более 30 элементов. Приведем некоторые из них:
- право начислении амортизационной премии (ст. 259 НК РФ), в случае применения необходимо определить размер премии и принцип, по которому она будет применяться, а также в отношении каких основных средств будет применяться амортизационная премия;
- предоставляется право начисления амортизации по нормам амортизации ниже установленных ст. 259 НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода;
- формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ): налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв;
- порядок определения суммы расходов на производство и реализацию: налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (ст. 318 НК РФ);
- порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных: указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 319 НК РФ);
- порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств: налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (ст. 324 НК РФ);
- порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет: налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (ст. 324.1 НК РФ).
Особо хотелось бы отметить расходы на приобретение права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 264.1 НК РФ дает право выбора порядка учета данных расходов:
- признать расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет;
- признать расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, заранее невозможно спрогнозировать финансовое состояние и планы организации. Поэтому представляется целесообразным не освещать вопрос признания расходов в налоговом учете до приобретения земельных участков, а по факту сделать дополнение или приложение к учетной политике.
Учетная политика для целей исчисления НДС
В случае если организация является плательщиком НДС и при этом обязана вести раздельный учет доходов и расходов по разным видам деятельности либо есть освобождение по НДС или применяется ставка 0%, добавляется приказ об учетной политике для целей исчисления НДС.
При необходимости ведения раздельного учета возникает вопрос об учете "входного" НДС по общехозяйственным расходам. Порядок учета "входного" НДС должен быть отражен в учетной политике, как и порядок ведения книги покупок с учетом Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
С 01.01.2008 налоговый период по НДС устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ). При ведении раздельного учета по итогам квартала мы должны разделить сумму "входного" НДС по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, и отсторнировать счета-фактуры. Данные вопросы должны быть отражены в учетной политике по НДС.
Проблемы возникают и в том случае, если по налогу на прибыль уплачиваются ежемесячные платежи. Необходимо прописать механизм действий в данном случае.
Учетная политика для целей исчисления НДС принимается ежегодно до начала нового календарного года, с годовой отчетностью не сдается.
Первичные документы
В настоящее время разделение учета для целей налогообложения и бухгалтерского учета - свершившийся факт. Он является самостоятельной системой финансовых отношений, регламентируемой налоговым законодательством, и оказывает серьезное воздействие на финансовые результаты хозяйствующего субъекта.
Однако налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, более того, он базируется на нем - именно на основе данных бухгалтерского учета рассчитывается налоговая база организации по большинству налогов. Статья 54 НК РФ устанавливает, что налоговая база исчисляется с использованием данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под расходами в целях гл. 25 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
Первичные учетные документы, используемые для организации учетного процесса, должны быть унифицированные или утверждены учетной политикой предприятия для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Требования к таким документам содержатся в ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, значение первичных учетных документов с введением отдельного налогового учета возросло. Налоговых регистров может быть сколько угодно, а вот первичные документы одни и те же как для налогового, так и для бухгалтерского учета. Значение первичных документов подтверждается и Определением Конституционного суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 налогового кодекса Российской Федерации".
Организации должны сами в учетной политике утвердить формы тех первичных документов, которые не содержатся в альбомах унифицированных форм.
К таким, например, относятся карточки по учету основных средств стоимостью менее 20 тыс. руб. В данном случае это может быть индивидуальная карточка учета, ведомость или унифицированная форма N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств". Но она обязательно должна быть утверждена.
Аналогичная ситуация с актами на списание канцтоваров: пусть он будет в произвольной форме и списывать их организация будет, например, один раз в месяц. Требования-накладные N М-11 или лимитно-заборные карты N М-8 в данном случае не подходят, так как они являются, по сути, первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации, а не подтверждают списание в производство. Кроме того, для списания материалов в производство к требованиям-накладным существуют технологические карты и другие документы, утверждающие нормы расходования сырья и материалов.
Таким образом, при составлении учетной политики необходимо уделить особое внимание первичным учетным документам.
Е.П. Зобова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"