г. Саратов |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А06-5271/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
с участием представителя заявителя: Желнова А.Н., действующего на основании доверенности от 02 января 2012 года N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с использование средств видеоконференцсвязи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Летуновского Сергея Николаевича (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А06-5271/2012 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Летуновского Сергея Николаевича (г. Астрахань)
к администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области, ОГРН 1023001541452, ИНН 3006001863 (с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области)
об оспаривании отказа в утверждении границ земельного участка в соответствии с актом выбора земельного участка от 17 марта 2011 года, выразившегося в письме от 17 мая 2012 исх. N 01-14-240, и обязании утвердить границы земельного участка в соответствии с актом выбора земельного участка от 17 марта 2011 года,
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Красноярский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, ОГРН 1023001541243, ИНН 3006003469 (с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области),
Товарищество собственников жилья "Мир", ОГРН 1103019000314, ИНН 3006009291 (с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области),
Федеральное казенное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" (г. Астрахань)
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении границ земельного участка в соответствии с актом выбора земельного участка от 17 марта 2011 года, выразившегося в письме от 17 мая 2012 года исх. N 01-14-240, и обязании в порядке восстановления нарушенного права утвердить границы земельного участка в соответствии с актом выбора земельного участка от 17 марта 2011 года.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 29 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Индивидуальный предприниматель Летуновский С.Н., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области, администрация муниципального образования "Красноярский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, товарищество собственников жилья "Мир", федеральное казенное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам N N 92401, 92402, 92404, 92406. Почтовые отправления вручены адресатам 04 и 05 марта 2013 года. Почтовое отправление N 92403, направленное в адрес ТСЖ "Мир", возвращено в суд с отметкой отделения связи "Истек срок хранения".
В силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
По общему правилу лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 г. N 17412/08).
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17 февраля 2011 года "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 01 марта 2013 года. При таких обстоятельствах, лица участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании 25 марта 2013 года объявлен перерыв до 01 марта 2013 года до 9 часов 20 минут. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на сайте суда в сети интернет 26 марта 2013 года.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов, 07 декабря 2010 года предпринимателем Летуновским С.Н. подано заявление в администрацию муниципального образования "Красноярский сельсовет" о предоставлении земельного участка для размещения торгово-остановочного комплекса предполагаемой площадью 120-140 кв.м. (магазин, навес ожидания транспорта) и благоустройства прилегающей территории, общей площадью 240 кв.м.
13 января 2011 года и 18 марта 2011 года заявителем был получено сообщение о том, что данный проект согласован с администрацией муниципального образования "Красноярский район" и дано разрешение на подготовку документов по данному проекту, а так же требования в необходимости проведения в отношении земельного участка кадастровых работ.
Заявителем проведена работа по согласованию акта обследования и выбора земельного участка для строительства нежилого здания торгово-бытового назначения от 17 марта 2011 года, выполнена и согласована схема расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в кадастрового квартале 30:06:100301 из земель государственной или муниципальной собственности расположенного по адресу: Астраханская область. Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Советская, землевладелец муниципальное образование "Красноярский сельсовет".
Все необходимые документы письмом от 15 марта 2012 года были направлены в администрацию муниципального образования "Красноярский район" для утверждения схемы расположения земельного участка.
Письмом от 17 мая 2012 года N 01-14-240 заявителю было отказано в утверждении схемы земельного участка в связи с тем обстоятельством, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 30:06:100301:3 общей площадью 2 876 кв.м. Земельный участок, в границах которого производился выбор земельного участка имеет разрешённое использование - под общежитие. На данном земельном участке расположено здание, в котором находятся жилые квартиры. Таким образом, испрашиваемый земельный участок является несвободным, обременён правами третьих лиц и процедура его предоставления в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации неприменима, так как это нарушает права собственников жилых квартир. Представление таких земельных участков осуществляется, в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Кроме того, в письме также указано, что генеральным планом муниципального образования "Красноярский сельсовет" в районе паромной переправы не предусмотрено размещение квартала общественно-деловой застройки.
Считая отказ администрации муниципального образования "Красноярский район" незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы предоставления земельных участков.
Статьёй 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с данной статьей предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования места размещения объектов;
2) с предварительным согласование места размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства осуществляется с проведением работ по формированию такого участка (проведение кадастровых работ, осуществление кадастрового учета).
Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своём заявлении, на участке, выбранном
для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта.
Таким образом, статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление только незастроенных земельных участков для целей строительства, свободных от прав третьих лиц.
В процессе судебного разбирательства заинтересованным лицом представлены документальные подтверждения о том, что испрашиваемый участок является несвободным: занят объектом недвижимости, находящимся в собственности юридических и физических лиц, сформирован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт земельного участка N 3015/115/2012-120077 от 17.10.2012), следовательно, процедура представления его для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации неприменима, так как это нарушает права собственников жилых квартир на оформление земельного участка под данными объектами в общую долевую собственность и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, не соответствует порядку предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Предоставление земельных участков, на которых находится многоквартирный дом (ул. Советская, 63 с. Красный Яр) и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом и Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 16 в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Принятие каких-либо актов органами власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Кроме того, суд установил, что испрашиваемый Летуновским С.Н. земельный участок располагается в охранной зоне подземной линии связи. В акте обследования и выбора земельного участка для строительства нежилого здания торгово-бытового назначения от 17.03.2011 года начальником участка по обслуживанию линейных кабельных сооружений и абонентских устройств (Красноярского района) Астраханского филиала ОАО "Южная телекоммуникационная компания" Поповым А.В. указано, что согласование производится с соблюдением охранных зон подъемных линий связи. В охранных зонах подземных линий связи не допускается строительство капитальных объектов. Данный факт также исключает возможность предварительного согласования места размещения объекта, так как принятое решение о предварительном согласовании места размещения и согласовании схемы расположения дает право заявителю на предоставление земельного участка в аренду для строительства объекта.
В рамках процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта подбор земельного участка, подходящего для строительства планируемого объекта, не входит ни в полномочия, ни в обязанности органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления осуществляет выбор земельного участка на основании обращения заинтересованного лица. Именно лицо, обратившееся за получением земли, инициирует конкретную процедуру предоставления и определяет подходящий участок. Невозможность предоставления конкретного участка влечет отказ в его предоставлении, а не предоставление взамен другого.
Таким образом, из изложенного следует, что администрацией муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области заявителю было отказано в представлении земельного участка правомерно.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Летуновский С.Н. не обращаясь с заявлением в орган, уполномоченный рассматривать вопросы предоставления земельных участков для строительства, осуществил действия соотносящиеся с процедурой представления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вместе с тем, в заявлении от 07 декабря 2010 года указано, что земельный участок испрашивается Летуновским С.Н. для размещения торгово-остановочного комплекса предполагаемой площадью 120-140 кв.м. (магазин, навес ожидания транспорта) и благоустройства прилегающей территории, общей площадью 240 кв.м.
Для указанных целей процедура, предусмотренная ст. ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменима.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Доводы подателя жалобы предпринимателя были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основании выводов, в связи с чем подлежат отклонению. Податель жалобы новых доказательств по делу не представляет и на наличие таковых не ссылается. Несогласие с выводами суда само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно установил фактические обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению. Нарушений норм процессуального права арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Летуновского Сергея Николаевича подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А06-5271/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Летуновского Сергея Николаевича (г. Астрахань)- без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5271/2012
Истец: ИП Летуновский Сергей Николаевич, Представитель истца Желнов Андрей Николаевич, действующий по доверенности
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Красноярский район"
Третье лицо: Администрация МО "Красноярский сельсовет" Красноярского района АО, Председателю ТСЖ, ФГБУ "Федеральная какдастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по АО