г. Владивосток |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А51-24278/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1923/2013
на решение от 26.12.2012 года
судьи И.С. Чугаевой по делу N А51-24278/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Искусство" (ИНН 2536222739, ОГРН 1092536010357, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2009) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007) третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока о признании незаконным решения
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Комиссарова Е.И., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/9, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3175;
от Дачного некоммерческого товарищества "Искусство" (далее по тексту - "ДНТ "Искусство"): Батеева Л.Б., председатель, о чем свидетельствует протокол N 3 от 08.12.2009; паспорт; Котова И.Л., представитель по доверенности от 12.07.2012, сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Гладких М.В., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3603; паспорт;
Управление лесным хозяйством Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Искусство" (далее - ДНТ) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), изложенное в письме от 25.07.2012 N 29/06/02-14/15596, и обязании Департамента предоставить ДНТ в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050058:450, 25:28:050058:449, 25:28:050058:461 площадью 9563 кв.м, 1184 кв.м, 1561 кв.м, в районе ул.Яхтовая, 2 в г.Владивостоке для целей, не связанных со строительством - для организации единственного возможного подъездного пути к принадлежащему ДНТ на праве аренды земельному участку, предоставленному для ведения личного хозяйства для целей, согласно поданному заявлению N 29-26783 от 12.09.2011.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2013 решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, изложенное в письме от 25.07.2012 N 29/06/02-14/15596, признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. На Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду Дачному некоммерческому товариществу "Искусство" земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:450, 25:28:050058:449, 25:28:050058:461, в районе ул.Яхтовая, 2 в г.Владивостоке, для организации единственного подъездного пути к принадлежащему Дачному некоммерческому товариществу "Искусство" на праве аренды земельному участку, предоставленному для ведения дачного хозяйства.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о том, что испрашиваемые земельные участки не относятся к землям лесного фонда. Согласно сведениям, предоставленным Владивостокским филиалом КГКУ "Примлес", земельные участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 65 части выдела 4 Седанского участкового лесничества. Полагает, что отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на данные земельные участки не свидетельствует об отсутствии прав РФ на лесные участки, так как согласно ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом. Доказательств перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в установленном законом порядке представлено не было.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ДНТ на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление лесным хозяйством Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании Департаментом заявлено ходатайство о правопреемстве в связи с проведенной реорганизацией. В соответствии с постановлениями Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па и от 05.12.2012 N 374-па Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Лица, присутствовавшие в судебном заседании, не возражали против процессуального правопреемства.
Руководствуясь статьями 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия апелляционного суда определила произвести процессуальное правопреемство и заменить Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на его правопреемника - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что между ДНТ и Департаментом 03.06.2011 заключен договор аренды N 05-Ю-14003 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:243 площадью 126033 кв.м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г.Владивосток, ул.Яхтовая, д.2 для использования в целях не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) сроком до 16.05.2060.
13.12.2011 управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока приняты распоряжения N 2813, 2814 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 10674 кв.м и площадью 1184 кв.м в районе ул.Яхтовая, 2, вид разрешенного использования: линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах для целей предоставления для организации единственного возможного подъездного пути к принадлежащему ДНТ на праве аренды земельному участку, предоставленному для ведения дачного хозяйства.
02.05.2012 управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока принимается распоряжение N 768 "О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 13.12.2011 N 2813", согласно которому пункт 1 распоряжения N 2813 излагается в новой редакции, а именно: данным распоряжением ДНТ утверждаются схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Яхтовая, 2 площадью 11124 кв.м, с видом разрешенного использования - линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах, цель предоставления: для организации единственного возможного подъездного пути к принадлежащему ДНТ на праве аренды земельному участку, предоставленного для ведения дачного хозяйства, в том числе площадью 9563 кв.м. и площадью 1561 кв.м.
На основании указанных распоряжений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Приморскому краю на кадастровый учет поставлены земельный участок площадью 1184 кв.м с присвоением кадастрового номера 25:28:050058:449, площадью 9563 кв.м с присвоением кадастрового номера 25:28:050058:450, площадью 1561 кв.м с присвоением кадастрового номера 25:28:050058:461, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Яхтовая, 2 с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - объекты транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны (земельный участок 25:28:050058:449) и линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах. (земельные участки 25:28:050058:450, 25:28:050058:461).
12.09.2011 ДНТ обратилось в Департамент с заявлением (вх.N 29-26783) о предоставлении в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев земельный участок общей площадью 15 000 кв.м в районе ул.Яхтовая, д.2 для целей, не связанных со строительством - для организации единственного возможного подъездного пути к принадлежащему ДНТ на праве аренды земельному участку, предоставленному под ведение дачного хозяйства.
В дополнение к данному заявлению 26.03.2012 ДНТ предоставило Департаменту кадастровые паспорта N 25/00-12/19526 от 20.02.2012 (земельный участок 25:28:050058:449) и N 25/00-12-19525 от 20.02.2012 (земельный участок 25:28:050058:450).
08.06.2012 ДНТ предоставило Департаменту дополнительно кадастровый паспорт N 25/00-12-59166 от 23.05.2012 (земельный участок 25:28:050058:461).
В ответ на обращения ДНТ Департамент 25.07.2012 письмом за N 29/06/02-14/15596 отказал в предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Яхтовая, 2, для организации единственного возможного подъездного пути к принадлежащему ДНТ на праве аренды земельному участку, предоставленному для ведения дачного хозяйства.
В качестве оснований для отказа Департамент указал на то, что испрашиваемые земельные участки согласно сведений, представленных краевым государственным казенным учреждением "Приморское лесничество" Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 65 части выдела 4 Седанского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - 1,2,3 зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). В квартале 75 части выделов 1,2,5 Седанского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), в связи с чем относятся к категории лесов, распоряжение которыми не относится к компетенции Департамента.
Кроме того, в отношении земельного участка площадью 1184 кв.м., Департамент указал на то, что в соответствии с представленным кадастровым паспортом от 20.02.2012 N 25/00-12-19526 данный земельный участок находится в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1), где в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа установлен вид разрешенного использования - объекты транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны, относятся к вспомогательному виду использования, в связи с чем использование указанного земельного участка возможно только в качестве дополнительного по отношению к основному или условно разрешенным видам и осуществляется совместно с ними на территории одного земельного участка.
Не согласившись с отказом Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы, ДНТ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Департамента отсутствовали законные основания для отказа ДНТ в предоставлении спорных земельных участков в связи с принадлежности их к лесному фонду, а также в связи с несоответствием вида разрешенного использования. Обязывая Департамент повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду ДНТ "Искусство" земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент не рассматривал заявление ДНТ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему как органу государственной власти, уполномоченному на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные доказательства, коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 данной статьи).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из имеющихся в материалах дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 3240 от 26.10.2012 следует, что территория в районе нахождения спорных земельных участков отнесена к различным территориальным зонам.
Спорные земельные участки расположены в следующих территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4); зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1); зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1), а также в водоохраной зоне водного объекта.
Как следует из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов, спорные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка площадью 1184 кв.м кадастровый номер 25:28:050058:449 - объекты транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны; земельных участков площадью 9563 кв.м, кадастровый номер 25:28:050058:450 и площадью 1561 кв.м, кадастровый номер 25:28:050058:461 - линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах.
Департаменту, при рассмотрении заявления о предоставлении земельных участков в аренду, необходимо располагать сведениями о том, как именно заявитель фактически будет использовать испрашиваемые земельные участки.
Из материалов дела видно, что ДНТ обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев земельного участка общей площадью 15000 кв.м. в районе ул. Яхтовая, 2 для целей, не связанных со строительством - для организации единственного возможного подъездного пути к принадлежащему ДНТ на праве аренды земельному участку, предоставленному под ведение дачного хозяйства.
Из анализа положений статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования, в связи с чем процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
Таким образом, установление обстоятельства того, предполагает ли организация подъездного пути к принадлежащему ДНТ "Искусство" на праве аренды земельному участку строительство, является основным и определяющим обстоятельством в настоящем споре.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Подъездные пути как результат труда и как реальное материальное благо являются объектом гражданских прав (статья 128 ГК РФ). В то же время в силу функционального предназначения это имущество прочно связано с землей и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Следовательно, подъездной путь относится к недвижимому имуществу, обладает индивидуально-определенными признаками и подлежит техническому учету.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подъездной путь является капитальным сооружением и его создание, как объекта транспортной инфраструктуры, предполагает строительство, следовательно, предоставление земельных участков для испрашиваемых целей в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, невозможно.
Доказательств обратного, не представлено.
В связи с изложенным, испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия принимает во внимание, что указанное обстоятельство не было положено в основу решения департамента, изложенного в письме от 25.07.2012 N 29/06/02-14/15596, однако, учитывая положения пункта 1 статьи 198 АПК РФ, оспариваемым отказом права ДНТ "Искусство" не нарушены, поскольку законный интерес, подлежащий судебной защите, в рассматриваемом случае, отсутствует.
ДНТ "Искусство" не лишено возможности обратиться в уполномоченный орган за предоставлением земельных участков в порядке ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, заявителем не представлены доказательства наличия совокупности элементов предусмотренных пунктом 1 статьи 198 АПК РФ в качестве основания для признания недействительным ненормативного правового акта.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции на основании статьи 270 АПК РФ подлежит отмене. Оснований для удовлетворения требований Дачного некоммерческого товарищества "Искусство" не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии с пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 года по делу N А51-24278/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных дачным некоммерческим товариществом "Искусство" требований отказать.
Возвратить дачному некоммерческому товариществу "Искусство" государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченную по чек-ордеру СберБанка России от 14.10.2012 на общую сумму 4000 (четыре тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24278/2012
Истец: Дачное некоммерческое товарищество Искусство
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: КГУ Приморское лесничество, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление градостраительства и архитектуры администрации города Владивостока, Управление лесным хозйством Приморского края